Египет 2024, part II - Храм Луксора

Nov 13, 2024 09:37

На корабле 6 групп, наша называется «Фараоны» (остальные не менее пафосно), наш гид Надер (он несколько раз сказал, что нет, не «Насер», и он предпочитает, чтобы его не называли Насером - я в свою очередь вспомнил про коллегу Надира, имя которого я теперь способен прочитать!). Забегая вперёд, гид оказался просто замечательный, вот ровно такой, какой нужен был лично мне. Фокус на том, чтобы успеть побольше всего увидеть. И если для этого нужно встать в 4 утра, или отказаться от обеда - чёрт с ним, с обедом. Я в какой-то момент поблагодарил его за такой график, а он сказал, что подстраивается под каждую группу, просто наша группа не ворчит, когда он нагружает - вот он и продолжает нас нагружать. Я потом только вспомнил, что у конторы, где мы бронировали круиз, было несколько разных формул, и мы действительно выбрали самую полную, с максимальной культурной программой. То есть группа изначально предрасположена к «переработке».

Наша первая экскурсия - храм Луксора. До него от стоянки корабля метров 500 (мы мимо него проходили утром, когда искали оператора телефонной связи), но чтобы не потеряться всё равно едем на автобусе. Перед фасадом (правильный термин - пилон) обелиск, парный к которому стоит в Париже. Я знал историю о том, что изначально Мухаммед Али подарил Франции оба обелиска, и что французы с огромным трудом привезли один, оставили второй на месте, и только в конце XX века «подарили» его обратно Египту. Надер же рассказал, что одновременно с подарком обелисков Луи-Филипп подарил Египту первые башенные часы, которые установили в каирской мечети (там впоследствии похоронили самого Мухаммеда Али, поэтому сейчас мечеть носит его имя).



Спросили Надера, зачем нужны были вот эти вертикальные пазы в стене. Вроде как для флагов богов.

Под оставшимся в Еггипте обелиском сохранились бабуины. Я хотел написать, что помню, как бабуины парижского обелиска выставлялись в Лувре (с площади Согласия их убрали за неприличный вид), и как их оттуда убрали, видимо тоже из соображений приличия. Полез на сайт Лувра проверить эту информацию, а там написано, что они таки выставляются, просто в другом зале. Слава богу, а то мне реально неприятно было думать, что эта часть чрезмерной корректности дошла и до нас.



Это самое прекрасное место храма. В XI веке здесь построили мечеть. Затем пришла мода / интерес к древностям, начали раскапывать засыпанный песком храм, обнаружили, что его основание существенно ниже. Откопали пару залов, поняли, что под мечетью тоже явно что-то есть. Начали раскапывать - и обнаружили под ней старую коптскую церковь. Итог виден на фотографии: мечеть, на стене слева её парадный вход, когда-то находившийся на уровне земли. Окна под дверью - это христианская церковь. А колонны слева от неё - это храм бога Ра.



Храм построен в основном Рамзесом II, практически все большие скульптуры - это его изображения. Лица сбиты в каком-то из периодов иконоборчества, скорее всего ещё христианами. Целиком сохранились только те статуи, которые были под песком, либо которые реально сложно было сбросить (сидячие статуи более стабильны, чем стоячие). У статуи Рамзеса II на фотографии слева лица нет, зато оно есть у его жены - вон она, маленькая, возле его левой ноги. Это Нефертари, любимая жена Рамзеса II, мы её ещё неоднократно встретим. Равно как и самого Рамзеса II, но это неудивительно, он действительно великий фараон, у меня про него был целый эпизод в УБЗ.
На фотографии справа хорошо видно, как качественно сбивали лица, да и вообще все части тела у древних «идолов».




Вот здесь хорошо видно, до какого уровня доходил песок. Все лица в верхнем регистре отбиты - их было видно из-под песка. А лица нижнего регистра остались нетронутыми - их песок сохранил.



В соседнем зале видно, как христиане просто прятали древнеегипетские барельефы под штукатуркой, поверх которой наносили собственные картинки.



А это просто красота - христиане обнаружили храм уже в достаточно плачевном состоянии. Перед тем как отштукатурить старое и нарисовать новое, они как-то минимально восстановили стены. Очевидно, что в этот момент правильное расположение старых изображений их интересовало меньше всего. Поэтому, когда сегодня их изображения уже отпали, мы иногда видим старые картинки монтированные вверх ногами.



Вроде как в этом храме есть пара стен, украшенных при Тутанхамоне. От него же вообще практически ничего не осталось, кроме гробницы (которая в свою очередь сохранилась по большей части именно потому, что больше о нём ничего в памяти не осталось). Путеводитель писал, что вроде как в храме есть изображения самого Тутанхамона, но все подписи к ним Хоремхеб переписал на своё имя. Очень хотелось найти эти изображения, но не получилось. Ещё из ненайденного - путеводитель описывает «сцену любви» матери Аменофиса III с богом Амон. Её мы тоже не увидели.

От Луксорского храма к Карнаку (мы там будем в конце круиза) ведёт почти трёхкилометровая аллея сфинксов. Их там больше тысячи, есть три вида сфинксов: стандартный «андросфинкс» с головой человека и телом льва, «криосфинкс» с телом льва и головой барана, и третий вид с телом барана и головой барана. Почему третье животное не назвать просто «бараном», мы не поняли. Впрочем, Надер сказал, что они встречаются редко, мы немного погуляли по аллее - ни одного не нашли.


egypte

Previous post Next post
Up