В Инвалидах была в прошлом году выставка по религиозные войны:
La Haine des clans. Guerres de Religion, 1559-1610. Мы туда с друзьями сходили - надо, всё-таки, не забывать про этот музей, там регулярно хорошие выставки бывают!
«
Наставления в христианской вере» Кальвина. Первое издание 1536 года на латыни, это 1541 год, уже на французском. Вообще, пишут, одна из первых книг по теологии на французском языке. Первая глава нахваливает Франциска I, в какой-то момент сказавшего, что протестанты - «хорошие христиане, лояльные королю». Уже в 1542 году тот же Франциск I запрещает эту книгу.
А это
тот самый документ, который радикализировал Франциска I, французский аналог «95 тезисов» Мартина Лютера. Этот документ (обличение папской власти и бессмысленных ритуалов католицизма) напечатали в 1534 году и расклеили в разных местах королевства, включая дверь в королевские покои в Амбуаз. Что Франциск I воспринял не только как покушение на католицизм, но и как личное оскорбление. Виновных арестовали и сожгли, а король публично заявил о своём католицизме, и постепенно его толерантность к протестантам начала сходить на нет.
Гобелен «Битва при Жарнаке: гибель принца Конде». Гобелен 1570-1580-х годов, сама битва 1569 года - это уже дальнейший делёж власти, битва армий двух потенциальных наследников престола, один из которых католик, а другой протестант. Мне понравилось общее оформление гобелена. Во-первых, стихи на гибель Конде - оно четверостишие в рамочке сверху по центру, другое внизу слева.
А по нижней кайме - «легенда», потому что на изображении все войска подписаны буквами, а здесь пишут, что какая буква обозначает. При этом это язык XVI века - всё понятно, но читать очень забавно! Кураторы описывают, где чьи флаги - сторонники протестантов были с белыми флагами, а иногда и с белыми шарфами, за что их Екатерина Медичи обозвала «мельниками». Юмор примерно на уровне нынешней обзывалки «колорадами» всех любителей георгиевской ленточки - мир с тех пор не сильно продвинулся.
Картина о взятии в 1562 году Лиона кальвинистами, примерно 1565 год. Картина показывает скорее спокойную ситуацию: ок, иконокласты жгут распятия, снимают кресты, но никого особенно не убивают. В то время как текст (сверху и внизу картины) пишет про кровь и разрушения, которые принёс в Лион Кальвин. Картина не атрибутирована, но искусствоведы считают, что она скорее всего была написана художником-протестантом, а текст приписан позже, причём католиком. Интересно, что при этом католик решил не просто уничтожить противную ему картину, а попытался переиначить её смысл. Сам Лион католики отбили уже в 1563 году.
Очень популярная в 1560-х тема: массовые убийства политических оппонентов триумвиратом Августа, Марка Антония и Лепида (на картине они сидят слева). В это время католической армией руководят Франсуа де Гиз, коннетабль Монморанси и маршал Сент-Андре - протестанты прозвали их «триумвиратом» и пытаются подтвердить собственную правоту в этой войне историческими параллелями. Опять же, примерно как сейчас все стороны любого конфликта сравнивают оппонентов с Гитлером.
Один из моих любимых экспонатов музея - макет телеги XVI века для перевозки обмундирования шести аркебузиров. Макет сделали уже для Музея армии, в 1882 году, по манускрипту 1574 года из BNF. Телега (у неё по-французски прекрасное название caisson-orgue) использовалась не только для перевозки, но и как временное укрытие на случай засады. Для этого сами аркебузы перевозились в полностью готовом для сражения состоянии (они лежат наверху телеги, и там есть какой-то механизм, чтобы можно было поворачивать их, целясь).
Слева - отличный экспонат, это из музея Бранли, дубинка племени тупинамба. Отношение к религиозным войнам непростое, но оно есть: в XVI веке Франция пыталась основать свои колонии в Южной Америке (в частности, французы построили Рио-де-Жанейро). Конкретно эту дубинку привёз из своей поездки в Бразилию французский историк-географ Андре Теве. Но из-за религиозных войн внимания южным колониям (France Antarctique) уделяли мало, да и внутри поселений были постоянные тёрки между католиками и протестантами. Короче, Франция в Южной Америке не зацепилась.
Справа аналогичное свидетельство французских попыток колонизировать Флориду. Гравюра 1591 года с изображением жителей Флориды (индейцы тимуака), поклоняющихся оставленной французами колонне с лилиями. Колонну поставили в 1562 году, культ обнаружила следующая же экспедиция, 1564 год. В 1565 году плыла ещё одна экспедиция, в частности с такими вот столбящими территорию колоннами, но корабль затонул. В 2010 году его нашли (недалеко от Кап Канаверал) и подняли вместе с колонной.
«Описание недавно открытого острова гермафродитов», 1605 год. Это антиутопия, пропаганда против (к тому времени 15 лет как убитого) Генриха III. Который то ли был геем, то ли не был, но для французов того времени это был крайне важный вопрос, ответ на который был способен склонить человека на сторону католиков или протестантов.
Генрих же III основал
Орден Святого Духа. Идея была в объединении французской знати вокруг королевской власти, вне зависимости от политических предпочтений каждого. В витрине мантия ордена (конкретно этот экземпляр 1818 года, сделан для Людовика XVIII, её носил Карл X, практически полностью соответствует статутам ордена 1578 года), на переднем плане булава ордена (использовалась во время церемонии принятия нового члена ордена, на 4 сторонах изображены сцены разных этапов церемонии).
Прекрасное название книги: Advertissement sur la faulseté de plusieurs mensonges semez par les Rébelles (Предупреждение о неверности разной лжи, распускаемой повстанцами). Тема fake news была всегда актуальной :-) Равно как и используемая терминология.
Арбалет Екатерины Медичи. Стрелял глиняными шариками. Для охоты на мелкую дичь.
Вооружённая процессия Лиги, 1595-1600 годы. Сама процессия была 4 февраля 1593 года, во время собрания
Генеральных Штатов, призванного избрать Франции правильного (читай: католического) короля, вместо этого богу противного Генриха IV.
Я отдельно помещу деталь предыдущей картины. Я не знаю, что именно хотел этим сказать автор. Но на мой взгляд это очень правильно иллюстрирует риск вооружённой процессии, вне зависимости от того, как вы относитесь к её целям :-)
Это снова эпоха Генриха III. В очередном порыве спасти Францию он ударился в религию и основал братство les Pénitents blancs de l’Annonciation Notre-Dame. Про само братство даже Википедия не пишет, мне понравился исключительно визуальный образ Ку-Клукс-Клана.
Триумф Генриха IV. Это однозначно мой любимый персонаж изо всей французской истории. Не только из-за
Нантского эдикта (закон о свободе вероисповедания), но и из-за его имиджа. На тему работы Генриха IV над собственным имиджем регулярно проводят выставки - ему реально надо было влюбить в себя всю Францию.
Вот, собственно, фрагмент предыдущей картины. Ну разве можно оставаться равнодушным к такому королю?!
Оригинал Нантского эдикта, 1598 год.
А это эдикт Фонтенбло, отзывающий Нантский эдикт, 1685 год, Людовик XIV. Из-за политики нетерпимости Францию покинуло огромное количество талантливых людей. Этот исход очень сильно сказался на экономике страны, да и вообще на её месте в мире.
Но есть и хорошие новости :-) Французский закон 1905 года об отделении церкви от государства - безусловно один из самых главных законов современной Франции.
Портрет Жака Клемана, убийцы Генриха III. Удивительно, конечно, видеть такое. Но в контексте именно религиозных войн, когда каждое убийство обставляется одной стороной как преступление, а другой - как подвиг, поклонение культу мученика убийцы как раз вполне логично.