Как ни странно, я еще ни разу ничего не покупала на Озоне, хотя он мне хорошо известен. Он часто бывает мне полезен для получения выходных данных того или иного издания, т.е. больше как справочник. И вот мне в руки попадает книга А. Экслера об этом крупнейшем магазине рунета, который был создан 14 лет назад. При прочтении этой работы я попыталась ответить на три вопроса:
1.Что нового я узнала из этой книги?
2.Чем меня эта книга удивила?
3.Чем книга может быть полезна?
И в этом тексте изложены мои ответы на них.
В первую очередь новым для меня было знакомство с внутренним устройством магазина и интернет-бизнесом вообще, поскольку я человек еще пока далекий от всех этих тонкостей. И мне было довольно интересно углубиться во все эти процессы. Поскольку в критериях новизны я не объективна, то не буду заострять на этом внимание, а перейду к следующему вопросу.
Чем удивила? Хочу сразу отметить такую банальную вещь, как закладка-тесьма, которая очень удобна, но почему-то редко встречается в книжных изданиях. Но больше всего меня удивило то, насколько, порой, не учитывались риски при организации работы Ozon.ru. Например, на начальном этапе развития магазина рост заказов в предновогоднее время обрушил систему; бухгалтерского модуля поначалу не было вовсе, и отчеты создавались буквально "на коленке"; логистика также не успевала за ростом заказов. Кроме неучтенных рисков, это говорит о двух вещах: во-первых, магазин оказался очень востребованным, во-вторых, этого роста никто не ожидал так быстро.
Также примечателен следующий случай, который почему-то больше всего мне запомнился. Летом 2007 года команда Озона практически в полном составе выехала на природу с целью празднования дня рождения магазина. И в это же время Россия выиграла право на проведение летней олимпиады в Сочи. Маркетологи в честь этого события устроили акцию в виде 20-ти процентной скидки на весь ассортимент, и с чувством глубокого удовлетворения отправились на природу. И вот настало утро, люди, воодушевленный победой России и скидками, ринулись на сайт Озона не просто смотреть, а делать заказы, в результате чего сайт была практически парализован. Сотрудники IT-отдела в волнении бегали по лесу, давая указания тем немногим, кто остался рядом с оборудованием, вместо того, чтобы гулять и веселиться. А руководство магазина сделало важные выводы, также как и я их сделала по прочтении этого эпизода: риски всегда необходимо учитывать.
Чем же книга может быть полезна? Как пишет автор, это «рассказ о внутреннем устройстве интернет-магазина и работе его многочисленных служб». Так оно и есть. При этом данное повествование наполнено различными техническими подробностями, написанными так, что даже гуманитарию будет понятно практически все. Язык книги простой и доступный, приправленный долей юмора и терминологическими разъяснениями. В этой доходчивости - один из больших плюсов данной книги. А главное ее преимущество в показе «внутренней кухни» бизнес-процессов, которые так редко выставляются напоказ. Здесь есть чему поучиться. В книге подробно изложены бизнес-стратегии, по которым развивался магазин. Если вы задумаете организовать интернет-бизнес, эта книга станет хорошим подспорьем, потому что в ней много разных подробностей.
Из этой книги вы узнаете, сколько месяцев ушло на подъем проекта, кто такой "дух Озона", как появилось название магазина, как связаны инвесторы и отставка Ельцина, зачем интернет-магазину CRM и wiki-движок и многое другое. В общем, к прочтению рекомендую.
При перепосте ссылка на мой жж обязательна.