Jan 20, 2010 10:12
Этот текст родится, как только будет поставлена последняя смысловая точка, после которой уже вроде бы ничего и не сказать. Идея-сперматозоид встретилась с мозгом-яйцеклеткой: акт зачатия состоялся после достаточно абсурдного спора с моей знакомой по поводу уровня развития младенцев. С тех пор зародыш этого текста зрел и развивался. Вот сейчас родовые схватки. Второй период. Промежутки 5-7 мин. Так вот этот абсурд..Мне было сказано, что младенцы просто существа..что их рано пока считать людьми - у них физиологические потребности преобладают над духовными и тд. и тп.
Спор закончился торжеством разума всё же…Надеюсь..
Сначала немного теории, точка зрения знакомого педиатора (и явно кого-то из светил медицины), которая мне близка. Младенец рождается с выносливостью, присущей космонавту. Это только внешне он хрупок и нежен, внутренние же механизмы адаптации у него развиты сильнее, чем у взрослого. До года у малыша первый период в развитии личности, который называется "я-мир". Это значит, что все, что ни есть вокруг - это он. Мама, папа, игрушки, грудь - и особенно грудь! Гармония мира нарушается, мир становится не цельным, с дыркой, когда он долго остаётся один. И становится грустно, одиноко и очень хочется плакать. Чем раньше к нему подойти - заполнить прореху его вселенной - тем лучше. Потому что этот плач ещё не психологическая манипуляция, не капризы, это просто сигнал: мне плохо, мир неправильный, где часть мира, где мама? (К сожалению, дети-сироты в детдомах никогда не проходят этот 1й этап так, как надо. Потому что, какая бы ни была там добрая и заботливая нянечка, на всех её не хватит..)
2й этап - "я и мир", когда ребенок начинает выделять себя из окружающего мира. Ему нужно этот мир познать до мелочей в буквальном смысле этого слова, поэтому нужно всё сломать, разобрать на простейшие составляющие, чтобы потом…сложить заново. Конфликты, особенно с матерью характерны, поскольку именно она (со своей грудью -источником жизни), была значительной частью "я-мира". Этот этап годам к 4 завершается.
3й этап - "я в мире". Он начинается лет в 5-7 и длится всю жизнь.. Впрочем некоторые остаются всю жизнь на 2 этапе…Обрести своё место, понять предназначение, найти себя.
Хотелось бы подробнее остановиться пока на 1ом этапе - он нам больше знаком. И ещё (возвращаясь к нашему нелепому спору, который породил данный текст) стоит отметить, что жизнь младенца - это не только физиологические потребности. Вернее, на этом этапе потребности - поесть, поспать - это не только физиология. Это сама жизнь! А грудь? Это для младенца всё! Космос, вселенная! Как у взрослых вселенная гелиоцентрическая, так у младенцев она сиськогрудецентрическая. Не даром же говорят: "впитать с молоком матери". Грудь даёт не только пищу, но ещё и успокаивает, позволяет расслабиться, впасть в состояние экстаза. Надо видеть, с каким выражением младенец захватывает сосок! Сосательный рефлекс - это самое простое, что может быть, но и самое сложное. Чем взрослый отличается, помимо габаритов, от младенца? (не забудем, во-первых, что и то, и то - это Человек на разных стадиях своего развития). У взрослого становится этих "грудей" становится намного больше, не две, а двадцать две. 1 грудь - работа, 2 - развлечения, 3 - хобби, 4 - семья, 5 - удовольствия, 6 - друзья и тд. и тп. То есть грудь для взрослого человека видоизменяется и делится на много источников питания: пища для ума, для сердца, для души, для желудка.
Впрочем, это идеальный вариант. Некоторые в процессе взросления утрачивают эту связь, ориентацию на космос, оставляя за собой только физиологические потребности. Младенец без груди умрёт, а взрослый умрёт духовно без этих множественных источников питания. Примеров тому легион.
Но будем надеяться на лучшее. Как обычно.
о важном и вечном,
7я