A Zed And Two Noughts. (Зет и два нуля) Peter Greenway. 1985

Feb 04, 2008 05:09



Зебра и Оливер с Освальдом

В зоопарк ходят с целью образовательной. Не столько, чтобы себя показать, а большей частью для того, чтобы посмотреть на других. Именно потому, что эти другие слишком отличны от нас самих. Фильм Питера Гринуэя - это определенная энциклопедия жизни, включающая целый комплекс мировоззренческих понятий и логических заключений. Сам автор, говоря о фильме, отмечал этот круг вопросов, который стал живородящим для концепции фильма: это и теория происхождения Ч.Дарвина, и ступени естественного отбора, и 7 дней Творения Мира, и алфавитные системы, и древнегреческая мифология, и картины Вермеера, заключающие в себе тайну запечатления мгновения времени и искусство драматургии света. Таковой «набор букварей» для создателя этого фильма и обусловил бесконечное количество образов, аллюзий, реминисценций, что в целом характерно для творчества этого режиссера.

«Чтобы сделать все ясным - нужна маленькая катастрофа, » -  говорит один из героев М.Антониони в фильме Blow-up. Любопытно, что в фильме режиссера, творчество которого Гринуэй высоко ценит, содержится мысль, получившая развитие на протяжении всего повествования английского мастера. Катастрофа приводит к исследованию сути бытия главными героями-зоологами  Оливером и Освальдом (Эрик и Брайан Дикон). После того, как супруги обоих братьев погибли так нелепо и эффектно, братья обращаются к «исследованию» собственно жизни, которая неизбежно заканчивается. По сути, им известен финал: жизнь заканчивается лебедем - о чем зрителям сообщает один из героев.

Оливер и Освальд и есть эти два нуля из названия фильма - сиамские братья-близнецы, разъединенные в раннем детстве. Что же тогда означает буква Z - это понятно даже ребенку (именно девочка, названная в честь второй буквы греческого алфавита, и произносит эту «расшифровку» в самом финале): «зет» - это зебра. Очевидно, что у ребенка, имеющего по рождению особую-кровную-связь с алфавитом, есть чутье на все буквы мира. Опуская иронию, следует отметить, что девочка, как и главные герои фильма, познает жизнь. Только она это делает особо - называя животных на каждую букву английского алфавита, тем самым, открывая для себя все новые и новые вещи. Оливер и Освальд изучают происхождение жизни, просматривая фильм из восьми частей: от простейших до «сложнейших» созданий природы, т.е. людей. Любопытно, что и Гринуэй разбивает фильм на условные части живописными кадрами более чем завораживающего разложение/гниения: он начинает яблоком, далее идут креветки, рыбы, крокодил, лебедь, собака, зебра, улитка. Яблоко в семантическом контексте фильма отсылает к первородному греху, когда Ева поцеловала Адама..Или Адам Еву?? И затем эволюция переходит на зоологические рельсы - от членистоногих к хордовым, завершаясь млекопитающими. Улитка как финальное звено ступенчатого развития - как потребитель продуктов разложения - есть символ того, что всякая жизнь, в конце концов, превращается в прах. Это и есть круговорот жизни в природе.

Симметрия, парность, зеркальность - эти понятия тоже существенны для «букваря» Гринуэя. Оливер и Освальд начинают этот ряд. Любопытно, что сиамских близнецов, по их собственному замечанию, теперь содержали бы в зоопарке. Находит себе пару и женщина с огненно рыжими волосами, имя которой расшифровывается как белый лебедь (Alba Bewick в исп. Андреа Ферреоль).  Образ одноногой Альбы неизбежно сопоставим с западающей в память одноногой обезьяной. Впрочем, для поддержания гармонии героине ампутируют вторую ногу, - и она находит себе пару в лице также безногого калеки, оказавшегося по совместительству и отцом ее дочери. Еще пара слов о парности. Даже зоопарков в фильме два-один с вышеупомянутыми экзотически искалеченными жизнью животными, другой - девочки Бэтты - где она в одной банке держит и паука и муху.

Все в фильме проходит определенную эволюцию Так и чувства  любовь и ненависть, радость и горе для Гринуэя оказываются понятиями дихотомичными, равно как и ключевые понятия жизни и смерти. Ненависть к «убийце» их жен у братьев сменяется увлечением этой женщиной и тем, что она становится их же любовницей. (Символично, что в Древней Греции числом женщины считали 2, а мужчины -1. Так одна «двойная» Альба вполне может удовлетворить сразу двух мужчин). Надо сказать, что эволюция по Гринуэю есть процесс определенно направленный на поиск целостности. Так люди ищет свою половинку, брат-брата, рыбка-отражение в зеркале и т.д. Тот, кто обретает целостность, заканчивает свой жизненный путь.

В начале братья каждый по-своему переживают горе: брюнет - Освальд постепенно измеряет ступени  горя - делая снимки умирающих, разлагающихся животных; блондин - Оливер истязает себя,  поедая лед - выглядящий точно битое стекло машины- до рвоты, устраивая истерики. Но на каком-то этапе их горе перерождается: оба становятся практически неотличимы друг от друга - даже цвет волос становится одинаковым.

Примечателен образ зебры, той самой «зет» в названии фильма. Жизнь - белая, смерть - черная - но все это находится на одном «теле» процесса существования на земле. Снимая фильм, Гринуэй сделал низкий поклон в сторону дальтоников - насытив пленку множеством черно-белых деталей: начиная от самой зебры, рыбки-ангела и  заканчивая женскими трусиками и туфлями. Все в целом создает мозаику-головоломку, полную самоцитат, реминисценций, театрально (и симметрично) построенных мизансцен. Но зебра - это предпоследнее звено эволюции по Гринуэю. А последнее звено выползает в самом финале в образе улитки. Братья  убивают себя в поместье Альбы, которое называется более чем символично L'escargot (улитка) - а их тела, одежду, магнитофон, планшет - все заполняют тысячи и тысячи отнюдь не компьютерным способом размноженных улиток!! И это финал их жизни - они соединили те участки тела, которыми были прикованы друг к другу в самом детстве.

Если говорить об организации пространства и времени создателями фильма, то надо отметить что действие происходит  в по-гринуэевски роскошно обставленных интерьерах: немыслимых размеров кровать, геометрическая точно расставленная мебель, ожившие вермееровские полотна. Также важным местом действия является лаборатория, в которой лежат гниющие животные - мастерская работа оператора С.Вьерни делает аппетитными даже разлагающиеся трупы животных. Время стремительно несется вперед - очевидно прочь от гнили - в кадрах с животными, снятых ускоренной съемкой (цейтрафер). О том, что прошло девять месяцев зритель узнает вполне банально - два близнеца (жаль, что не сиамских) - плачут навзрыд на кровати их матери.

Живописный, симметричный, захватывающий видеоряд сопровождается музыкой М.Наймана, которая является своеобразной пряной специей к блюду, которое Гринуэй столь любезно предлагает глазу.

Разнообразие трактовок названия этого произведения для гурманов созвучно тому богатейшему идейному полю, которое заложено в основу фильма и которое нашло столь завораживающее отражение на пленке.

кино, культура, Питер Гринуэй

Previous post Next post
Up