Третий рассказ. Чай.

Jul 12, 2006 12:19

Чай.

я пишу вам о нем, потому что он еще жив. рассказ мой будет короток, но правдив, как слова Иисуса в Библии.
сейчас на улице -30. ему всего лишь 21. моему другу Максу. я опишу только несколько небольших эпизодов из нашей жизни, но этого хватит, чтобы вы поняли, о чем и о ком я хочу поведать.
познакомились мы случайно в институте на первом курсе. учились мы на разных факультетах, но объединяло нас одно - нелюбовь к остальным людям, учившимся вместе с нами. у него были на то свои причины, у меня свои. бухали мы обычно в парке за университетом. странным было наше знакомство. странными были наши первые совместные попойки. пили мы по очереди то в его компании, то в моей. все эти «вечеринки» заканчивались одинаково: Макс был угрюмым человеком и молчаливым, а я задиристым, но как ни странно все драки начались с его обидных слов в адрес окружающей нас компании. первый раз он отделался подбитым глазом, второй - ушибом ребра. после этого пить с толпой однокурсников мы перестали.
он всегда ходил по университету как лунатик, не обращая ни на кого из окружающих внимания. с кем Макс общался больше пяти минут в день кроме меня было большой загадкой. таскал он в сумке всегда только бутылку пива и какую-нибудь книгу по древнегреческой философии, вроде софистов или ранних стоиков. я никогда с ним не говорил о книгах и не спрашивал, кто его любимые авторы и все в подобном духе. разговоры наши были куда более знаменательные.
я приходил к нему в гости вечером в пятницу на каждой неделе. это продолжалось в течение примерно полутора лет. после совместных пьянок с однокурсниками, мы ни разу вместе с Максом не бухали, почему так вышло? бог его знает. но наши разговоры навсегда остались в моей памяти. я приходил к нему домой всегда около 8 часов вечера. жил он в однокомнатной хрущевке с матерью-пенсионеркой. мама его была больна, и с трудом передвигалась. но она была всегда приветлива и угощала нас чаем, только музыку просила сделать потише, чтобы не болела голова. обстоятельства его жизни говорили мне о нем очень многое, но я никогда не поднимал этой темы. мы только тихо сидели на кухне, пили чай и болтали о самой замечательной вещи, которую может увидеть человек в своей жизни: об окружающем нас мире! говорил Макс всегда прямолинейно и короткими фразами. его свойством было то, что он никогда не употреблял в речи цитаты из классиков, хотя его начитанность была видна невооруженным глазом. единственной цитатой, которую он постоянно повторял, была: «Мудрость - это история радости». откуда он ее взял, я так никогда и не узнал. говорили мы больше о людях, нас окружавших: а это был целый калейдоскоп судеб!
-мой двоюродный брат вернулся из Чечни с двумя ранениями
-Анька с соседнего двора вышла замуж, а я ее любил в 11 классе
-у грудного ребенка с пятого этажа вчера вылез первый зуб
-бабушка Алена подарила мне вчера несколько яблок, просто так, когда я встретил ее на лестнице
-вчера умер сосед с верхнего этажа, дядя Слава, он был алкоголиком. забухал лет 15 назад, когда от него жена ушла и т.д. и т.п.
так мой друг начинал наш разговор каждый раз, с какой-нибудь новости. его не волновало, что происходит в стране или в мире, даже в университете. он любил наблюдать за жизнью своего дома и знал каждую мелочь в делах соседей… и сообщал это мне. сперва, мне все казалось занудным, но как-то он показал диаграмму жизни своего дома за последние 10 лет. Макс начал ее вести с 8. это был гениальный труд! все это время он тщательно наблюдал за жильцами родной хрущевки, интересовался их жизнью. кривая существования этого дома была перед моими глазами: в целом, она была ровная, но было и три мощных спада: в 1991, 1994 и 1998 годах. и был дневник, куда Макс заносил свои наблюдения: состоял он из 30 общих тетрадей, исписанных мелким почерком. но мне он их никогда не давал читать, а делал это сам и с интонацией, как будто речь шла минимум о трагедиях Шекспира! И все это время мы пили чай, которым нас любезно угощала его мама…
а потом он пропал из института, где-то в середине второго курса. встретил я его спустя два года в больнице, попав туда с приступом аппендицита. в соседней палате умирал от истощения какой-то паренек. я узнал в нем Макса… он уже не мог разговаривать и только смотрел в потолок остекленевшими от ужаса глазами. тело его было темно-желтого цвета. доктор сообщил, что этот пациент был найден соседкой умирающим от голода в своей квартире. милиции он ничего не объяснил, но было известно, что Максу и его матери в свое время пришлось переехать из хрущевки, предназначенной под снос. тогда он впал в депрессию, а потом умерла и мать... на тумбочке рядом с его усыхавшим телом была найдена записка: Я не хочу жить. когда я выписался из больницы, врачи еще боролись за него… я звоню туда каждый день и пока Макс жив… как его спасти, знают только врачи… и он сам.

2.02.2006 1.29
Previous post Next post
Up