Что-то много разговоров про малый бизнес. Непривычно - последний раз про него серьезно поговорили в 90-х. А тут для ИП подняли отчисления в социальные фонды, многие тут же снялись с учета, сейчас вот митинг в Москве из-за повышения арендных ставок… В общем, невидимый и не особо кому интересный малый бизнес пробрался на страницы СМИ. Ненадолго, наверное.
В связи с этим вспомнился разговор годичной давности с женщиной, бывшей совладелицей небольшой компании, а ныне жительницей Доминиканы (в Москву приезжает в самый разгар сезона дождей на месяц-полтора). Из ее рассказов: «Эти наши знакомые в отличие от нас поселились не на побережье. Они землю купили, занялись сельским хозяйством. Сначала все плохо было, а сейчас начали перерабатывать свою продукцию, подружились с местными, устраивают для них какой-то фестиваль маленький в деревне и дело потихоньку пошло». Спрашиваю: «Они, наверное, здесь фермерами были, трудно им совершенно в другом климате сельское хозяйство налаживать». - «Да нет, какие фермеры, у них, как и у нас с мужем, небольшая компания в Москве была».
Моя собеседница и ее муж - оба под пятьдесят - на такие эксперименты не решились. Вырученное от продажи своего бизнеса они пустили на строительство двух домов. В одном живут, другой сдают. Зарабатывают в районе тысячи долларов в месяц, но им хватает. Может, есть еще сбережения - не вдавалась. Довольны, перетащили к себе сына с женой - те открыли парикмахерскую. Дела в парикмахерской ни шатко ни валко, но они еще надеются завоевать свое место под доминиканским солнцем. А еще она поведала, что через месяц они ждут к себе в гости своего знакомого, в прошлом тоже предпринимателя из Москвы. У того полмиллиона долларов свободных средств и они для него организуют небольшую экскурсию по окрестностям - в поисках идеи для бизнеса. Уже понятно, что бизнес будет либо в сфере сельского хозяйства, либо в сфере переработки сельхозпродукции, это, по ее утверждению, в Доминикане сейчас самое перспективное, в отличие от гостиниц, ресторанов и сферы услуг в целом.
А еще она немножко рассказала про местную жизнь. Ну, сколько лететь до этой жизни и сколько стоят билеты, чтобы время от времени навестить близких, понятно. Селятся бледнолицые только в охраняемых поселках. Просто так в городе или деревне поселиться - небезопасно и не принято. Больше всего опасений вызывают гаитяне, которые активно используются в местном хозяйстве в качестве чернорабочих. В отличие от самих доминиканцев, они не всегда дружелюбны и предсказуемы. Влажность адская - всю сантехнику меняют то ли раз в год, то ли раз в два года, точно не помню. На сезон дождей все-таки стараются уехать, хотя те, у кого действующий бизнес, понятно, надолго отлучаться не могут.
И я вот думаю: это же насколько надо ухайдокать малый бизнес в стране, чтобы самые успешные его представители (полмиллиона еще попробуй заработай в этом самом малом), прошедшие лихие 90-е, все кризисы и создавшие нечто, что в конечном счете еще и продать удалось, полетели в Доминикану. И это уже в зрелом возрасте, и почти гарантированно рискуя своим здоровьем - такая смена климата и в двадцать-то дает о себе знать. А тем временем, где еще столько возможностей для бизнеса, как не в России - идеи под ногами валяются. Идея - это же некая нерешенная потребительская проблема, а у нас, по сравнению с развитыми странами, залежи таких проблем - не меньше, чем газа и нефти их у нас. В том числе маленьких локальных, проблем отдельных групп населения, решением которых малый бизнес во всем мире и занимается. Ну, это я так, конечно, риторически. Всем же понятно, почему опытные бойцы малого бизнеса, которые эти идеи под ногами не замечать не могут, не торопятся их поднимать. И летят в Доминикану или еще куда, подальше или поближе…
Может, это естественный процесс? «Во всем мире люди меняют место жительства в поисках бизнес возможностей и оптимальных условий жизни. Кстати, многие американцы уезжают, выйдя на пенсию, в ту же самую Доминикану, а некоторые из них, обнаружив, что еще полны сил, открывают там небольшие бизнесы. Так что это общемировой процесс, в котором теперь и мы имеем возможность, участвовать. Зато у нас много молодежи, которая…» Вот тут я, пожалуй, выйду из образа и вспомню недавний откровенный монолог приятеля моего сына, примерно такой: «Для меня главное в жизни моя будущая семья, жена, дети, и возможность их обеспечивать. Я на себя трезво смотрю, особых способностей у меня нет для того, чтобы творчеством заниматься или бизнес свой открыть. Да, буду чиновником, а что вы смеетесь?» Я не смеюсь, разве что нервно, особенно зная, что у этого парня мать с отцом - ветераны малого бизнеса.
У них несколько продуктовых магазинов было, которые с приходом сетей на козырные места в городе стали закрываться, остался один и тот на ладан дышит. Это ведь Там, не Здесь, сети прекрасно уживаются с маленькими мясными, колбасными, сырными лавками, которые так аппетитны, что хочется съесть их в целиком. А в сеть на окраину поехать раз в неделю для стандартных продуктовых закупок. Там, а не Здесь владельцы этих лавочек уважаемы, уверенны в себе и, по мне, так боги по сравнению со всякими тимченками-абрамовичами. Хотя и работают как звери. Здесь, правда, тоже работают, но при этом совсем не уверенны в себе и не особо уважаемы. Здесь маленькие колбасные никому не сдались - что с них возьмешь чиновнику, для которого главное - его семья, а способностей особых нет… А СМИ работают на славу: даже слушая телевизор вполуха понимаешь: если утащил для любимой семьи миллиарды, то у тебя неплохие шансы отбиться (в крайнем случае - если на это вообще обратят внимание), а если заработал пару миллионов, то скорее всего, ты их все-таки утащил, и нет тебе пощады. В общем, вот такая, условно говоря, официальная продоминиканская политика…