Apr 06, 2013 10:37
У меня была училка истории -- типичный синий чулок. Волосы с проседью, всегда затянуты в невнятный пучок. Синий костюм -- пиджак с юбкой -- не первой свежести, со следами засохшего супа спереди и прилипшей белой ниткой сзади. Ноль косметики, ни намека ни на духи, ни на сережки. Высокая, сухая и с неожиданными ямочками на щеках.
Моя школа выпала на года перестройки, и наша историчка, шедшая всегда в ногу с партией, не отставала и здесь. Учебники с историей СССР были отодвинуты в сторону, и мы изучали историю по газетным статьям, коих в то время печаталось немало, и каждая с претензией на сенсацию. Статьи обличали Брежнева, Сталина и всю линию партии, начиная с первых предпосылок революции.
От нас требовалось конспектировать эти статьи и вообще быть в курсе всех партийных изменений. Я политику и так терпеть не могу, а уроки истории привили к ней стойкое отвращение.
Эта училка, Елена Борисовна, очень любила лекции и просмотры диафильмов по теме. Требовала всегда конспекты лекций. Успевать записывать, естественно, ничего не получалось. Сначала пришлось выработать свою систему сокращения слов, и это было похоже на изобретение нового искусственного языка. Прочитать это могла лишь только я. Сдавая тетрадь на проверку, я удивлялась, как же Елена все это прочитает, и боялась, что получу плохую отметку из-за того, что она так и не сможет разобрать мои сверх-скоростные ужасы. Однако ж я получала пятерки и наконец поняла, что содержание конспекта неважно, а важен заголовок конспекта, число и картина того, что человек ра-бо-тал, т.е. писал в поте лица конспект. Т.к. эти конспекты никуда больше не пригождались, я начала пользоваться этой фишкой, накалякивая иногда себе эти конспекты.
Кроме всего этого, на уроке не дозволялось сидеть вразвалку или расслабляться с мечтающим взглядом. Поняв и эту особенность нашего синего чулка, выработалась привычка создавать видимость углубленной работы: левая рука опирается локтем на парту, лоб лежит на ее ладони, взгляд вперен в тетрадь, в правой руке ручка все время что-то пишет. Не ведала Елена, что в это время мы уже играли "в точку", в "балду" или писали друг другу записки.
Привычка создавать вид напряженной деятельности и сейчас порой пригождается. Пожалуй, это главное, чему я научилась на своих уроках истории.
житие мое,
воспоминание