Мышиная коллекция

Dec 13, 2012 09:15

Отвечая на пост моего ЖЖ-друга sweet_mix в ее блоге: http://sweet-mix.livejournal.com/43022.html?style=mine#cutid1

...В 2010-м году реставрация Большого театра все еще шла полным ходом. Кажется, именно тогда в интернете появлялись статьи, что реставрацию закончить не успевают к назнеченному сроку, а еще о нехватке средств.

Про средства даже говорить смешно. Было бы странно, если бы их не разворовывали. В то время наткнулась на журнал одной девчонки, которая, будучи студенткой -ресравратором, работала на реставрации театра, клала сусальное золото на "лепнину". Она писала о своих соображениях и приводила расчеты количества закупаемого сусального золота листами и фактического количества, уходящего на работы по реставрации. Количество закупаемого сусального золота публиковалось в какой-то статье в газете или в инете. Работая непосредственно с материалом, она делала выводы о количестве воруемых денег по фиктивным закупкам. Вскоре после этой статьи она закрыла свой журнал, полностью сделав его только для немногочисленных друзей. Чего она испугалась? Ее припугнули?

Я написала слово "лепнина" именно так, в кавычках. Театр -- это бутафория, и декор Большого -- это тоже бутафория. Лепнины как таковой там нет, а все, что кажется лепниной -- это папье-маше особого рода.

Театр все свое время существования представлял из себя закрытое пространство со своим микро-климатом внутри. Думаю, необходимость его реставрации назрела, но как часто это бывает в совке, подошли к этому вопросу с топором в руке. В первую очередь разгерметизировали театр, отключили отопление и вошли туда грязными сапогами бравой поступью. Из-за перепада температур и влажности всё папье маше, украшавшее балконы ярусов, а также атланты, подпирающие царскую ложу, начали немилосердно трескаться и просто разваливаться. Это звучит абсурдно, но в ходе реставрации многие вещи были разрушены. Еще и поэтому не успели к сроку и не хватило средств.

На реставрации работало несколько фирм. Низший уровень рабочих были таджики. Они выполняли черную работу. Т.к. театр был отключен от отопления и воды, то туалеты были закрыты. Синие кабинки стояли во дворе. Лень было ходить во двор, да еще зимой, поэтому таджики делали свою нужду, большую и малую, там, где делали работу -- в залах, на лестницах, в подвале. Вонь стояла перманентная. Реставраторы двигались от зала к залу, и переходя в другой зал, попадали в свеже-консервированное амбре.

Я не знаю, как там проходила борьба с этой вонью. Думаю, была вызвана какая-нибудь бригада, которая все кругом опрыскивала и ароматизировала.

От упомянутых выше атлантов осталось немного: от одного атланта осталось 1/3, от другого 2/3. Это были разрушения такого масштаба, что никто не хотел браться за них. Вызвали моего мужа, и он взялся.

Правила реставрации таковы, что на 100% нужно использовать тот материал, который остается от объекта, а также нужно использовать те методы и те материалы, которые использовались во время создания объекта.

Это такие правила. А что на деле? Ха! Не смешите. При нынешних технологиях и материалах.

Первым делом мужу предстояло собрать паззл из обломков атлантов, которые ему выдали наваленными в нескольких вёдрах системы "ведро цинковое, обычное".




Воссоздание шло по крупицам и по фрагментам оставшихся частей атлантов. Проблема была в том, что атланты оказались несимметричными. Приходилось на ходу подгонять их до похожести. Делались слепки, эскизы, весь ход реставрации атлантов представлял из себя творческий процесс, замешанный на глубоком знании технологий и мастерстве художника.







В прошлом веке Большой тоже реставрировался. У одного из атлантов была разрушена шкура зверя, лежавшая на его плечах. Реставраторы, не заморачиваясь, плюхнули туда кусок гипса. То ли средств не хватало, то ли просто по нашей совковой привычке нахалтурили. В этот раз предстояло исправить и эту огрешность прежних мастеров, сделать шкуру из папье-маше, как и весь атлант:




Работа растянулась на месяцы. Мужу удалось пообщаться с другими реставраторами из других фирм, которые делали другие работы. В одной из колонн ребята разорили мышиное гнездо, а в этом гнезде оказалась целая сокровищница: поколения мышей тащили к себе в норку вкусно пахнущие фантики от конфет, и не только. Получилась забавная "мышиная" коллекция:
































































Думаю, не имеет смысл описывать все шаги реставрации, творческие метания и технические сложности. Интереснее посмотреть результат. Получилось вот что:




По-моему, симпатично. И как трофей, храню старый кованый гвоздь со времени постройки Большого, датируемой 18-м веком, вытащенный мужем из атланта. Кончик загнут в колечко -- чтоб на шее носить:


заметка, интересное

Previous post Next post
Up