Про Ридер

Jun 28, 2012 00:29

Одна из проблем жития в ино-язычной стране -- нехватка русских книг для чтения. В некоторых больших библиотеках есть отделы русской книги, но это такая капля в море, да и выбор там не ахти. В местечковых библиотеках есть такая услуга: можно заказать любую книгу, которая есть в списке в компьютере, и вам ее привезут в ближайшую к дому библиотеку и известят письмом, мол, придите заберите и читайте.

Мама прониклась нашими стенаниями и посылала нам книги пачками. Но все равно это не выход. Это безумно дорого, а ставка делалась в основном на те книги, которые есть у мамы дома, а большинство либо прочитаны, либо я уже выросла из них.

Незаменимым другом стал Ридер. Давно хотела почитать Ремарка, и вот позади несколько прочитанных его книг. Одна знакомая предостерегла меня, сказав, что Ремарк подряд вреден для здоровья, погружает в депрессию, и я последовала ее совету перемежать Ремарка с другими книгами.

Нынче добралась до "Искра жизни". Кто читал Ремарка, тот знает, как затягивает его бесхитростный слог. Порой поражает, как точно и хлестко одной фразой он может дать описание чему-либо. Книга "Искра жизни" поразила с первой страницы: "Концентрационный лагерь Меллерн мирно дремал на солнце." Сочетание несочетаемого. От этой фразы я содрогнулась.

Меллерн -- прообраз лагеря Бухенвальд. Сытый голодного не разумеет, и я не могу себе представить тот нечеловеческий голод, который косил людей там. Ремарк в своей книге редко использует слово "люди" для заключенных концлагеря. В основном это "скелеты".

Дядя моей мамы ушел на фронт в июне 41-го года, когда ему было 19 лет. Его звали Сергей. А в июле 41-го его мать (моя прабабушка) получила известие, что он пропал без вести. Тогда же она его и "похоронила".

Моя прабабушка была долгожительницей, умерла в возрасте 102-ух лет в 1979 году. Только относительно недавно появился сайт Министерства Обороны РФ, на котором размещена информация о воинах, погибших или пропавших без вести в годы 2-ой Мировой войны. Когда моя мама узнала о существовании этого сайта, она ввела данные своего пропавшего без вести дяди, и пред нами встала картина происшедшего в 41-ом году. Спустя месяц после начала войны Сергей попал в плен где-то под Минском. Скорее всего, он должен был стать "пушечным мясом" в числе очень многих других необстреляных мальчиков. Он попал в концлагерь Бухенвальд и умер там в апреле 42-го. В лагере ему исполнилось 20 лет. Как хорошо, что прабабушка ничего этого не знала. Наверно, она думала, что он умер быстро и легко.

Поэтому с особым чувством читаю "Искра жизни". Оказывается, я почти ничего не знала о концлагерях, кроме документальных кадров, увиденных когда-то по ТВ. В Бухенвальде не было газовых камер. Заключенных либо забивали, либо вешали за провинность, либо они умирали от голода и болезней, и их сжигали в печах. Еще иногда на них ставили опыты.

На память о мамином дяде у нас есть одно его фото довоенных лет, сильно отретушированное, и распечатанные сканы документов: один о том, что он пропал без вести, второй из концлагеря с его личным номером и датой смерти.

"По теме" рекомендую посмотреть фильмы "Мальчик в полосатой пижаме" и "Помни имя свое". Разговорившись с одной девчонкой-полькой, узнала такую деталь: реальная история, описанная в фильме "Помни имя свое", довольно-таки известна в Польше, и там снят тоже фильм про эту же историю.

заметка по ходу, воспоминание

Previous post Next post
Up