В прошлом месяце на Фантлабе тлело вялотекущее обсуждение на тему, "А давайте сделаем на базе Фантлаба журнал". С дискуссией можно познакомиться по
ссылке. Однако я предлагаю вашему вниманию самые показательные моменты, подтвержденные собственным опытом участия в подобных проектах и дополненные медвежьими комментариями.
Итак, завертелось все с обычного предложения. Предлагалось создать "фантастический периодический журнал со своей редколлегией и прочими атрибутами классической периодики. Добавление материалов в журнал и компоновка номеров через специально назначенную редколлегию". То есть, обычный фензин, сборник трудов КЛФ, местечковый альманах - если называть вещи своими именами. И здесь автор идеи сразу же совершил ключевую ошибку, заявив: "сначала надо принять решение о журнале, а думаю желающие заниматься им на Фантлабе найдутся". Все, проект можно смело закапывать и ставить табличку "умер, не родившись". Вы, конечно, спросите, а почему?
Давайте, разберемся. Одни из основных фич журнала - это его плановая периодичность, четкая структурированность и зависящая от аудитории информативность. Начнем по порядку. Периодичность подразумевает, что новые номера будут появляться через равные промежутки времени. Плановость означает, что за этим должен кто-то следить. Более того, по личному опыту скажу - что без контролирующего человека ничего работать не будет. Каждый начнет откладывать свою часть на потом, кто-то сделает относительно вовремя и забудет отослать. Кто-то даже отошлет вовремя и даже в нужном формате, но один-два-трое в информационном поле не воины. Работа контролера тяжелая и неблагодарная. Заниматься этим на чистом энтузиазме и профессионально способны единицы. И то недолго.
Структура и информативность требуют, чтобы осуществлялся контроль не только над сроками, но и над стилем, аргментированностью и качеством работ. Мало собрать двадцать отзывов, нужно еще и отобрать те, где рецензент не просто пересказал сюжет, а проанализировал и сделал выводы. Мало собрать пять статей, нужно отобрать их под определенную тему, найти те, где автор подошел к вопросу объективно и компетентно. А не повторил расхожие штампы, которые висят на каждом втором сайте. Не скопировал популярные "десять советов начинающему автору", а проработал тему, выбрав наиболее общеприменимые советы талантливых писателей, к примеру.
И сразу прозвучал очень хороший совет: "Вы попробуйте например в авторской колонке, регулярно, строго, раз в месяц делать "журнал фантлаба". Просто сделать журналоподобное оглавление, а ссылки на контент ставить на хорошие рецензии и авторские колонки и новинки, а также писать осмысленный материал, например, критический дайджест фантлаба (это будет, обычная условно говоря, колонка редактора). Посмотрим, сколько вы протяните". Потому что, с одной стороны, не попробовав - не узнаешь. С другой же стороны, начинать крупную затею, чтобы через неделю или месяц сказать, что устал и надоело, тоже нехорошо. А так - никто не пострадает, кроме разве что собственного самолюбия:)
Есть и еще один важный момент. Мало закинуть мысль на форум и ждать, пока к тебе соберутся желающие создавать журнал. "Потому что, "а давайте" это не идея. Идея это: вот у меня возникла мысль, и вот я сделал, давайте обсудим". Нужен уже готовый задел, предмет для обсуждения, а не абстрактное желание без четко очерченной аудитории, конкретной цели и штата авторов и сотрудников. На форуме можно найти энтузиастов на отдельные позиции, например, для верстки или написания рецензий. Но полностью вакансии так не заполнишь.
А ведь есть еще куча способов по отбору материала - например, рассказы о перспективных авторах, которые не известны широкой аудитории. Анализ жанровых тенденций, обзор новинок, выборка стоящих пресс-релизов. Про традиционные интервью, мастер-классы, рецензии, я уже молчу. Про верстку и оформление - тут профессионалы скажут гораздо лучше, чем я, но опять же отмечу. Способ - море. Выбрать нужный - не так то просто. И на форуме этого не сделаешь. Необходима консультация специалиста. Впрочем, топикстартер вскоре сам "раскололся": "вообще-то я предполагал, что этим заниматься буду не я один, а сама тема вызовет вал энтузиазма среди фантлабовцев". Ну, как-то вот так, ага:) Однако энтузиаст все-таки попытался сделать образец аналитической статьи. Правда, выложив наметки, вскоре честно сказал: "Ну я просто статью не закончил - пока нет вдохновения". Вот и все. Регулярность, структурированность и информативность. Три кита, а нам предложили заменить их великим и могучим энтузиазмом, желанием нести в массы разумное, доброе и вечное. Хихикс, как говорится.
Но теперь послушаем комментарии экспертов в данном вопросе, которые волей-неволей приняли участие в дискуссии.
Лин Лобарев:
"Во-первых, сразу уточню, что сравнивать эту задумку с МФ нет никакого резона: МФ начинался в совершенно другую эпоху и выйти на его нынешние тиражи ИМХО невозможно: они сейчас довольно большие именно и только потому что начинались с ещё бОльших. В качестве образца можно скорее рассматривать "Фан-Сити", так что для большего овладения ситуацией я рекомендовал бы пообщаться с его командой - контакты в сети ищутся легко.
Но до того как прийти в МФ я в течение 15 лет издавал фэнзин "Конец эпохи" - три раза в год, тиражом 300 штук. Так что опыт некоммерческого издания у меня довольно серьезный. Команда была довольно большая, кто-то работал годами, кто-то подключался на один-два номера. И я со всей ответственностью говорю, что единственный способ что-то делать в этой нише - это последовать совету коллеги isaev.
Единственный способ работы - прийти и сказать:
"Я делаю новый фантастический журнал на базе Фантлаба. Мне он видится таким и таким. Мне нужны два корректора, кто-нибудь, кто разбирается в логистике, редактор в раздел кинокритики и прямо сейчас кто-нибудь, кто напишет статью про космическую оперу 50-х к столетию Эдмона Гамильтона".
Никаким другим способом это не происходит. Только через _Я делаю_.
А нет, вру. Происходит. Можно еще прийти и сказать: "Ало, у меня есть эн килобаксов и я хочу..." - и далее по списку. 8)"
Василий Владимирский:
"Простите за непрошеный совет, но для запуска журнала (бумажного ли, электронного или конвергентного, что в нынешних условиях наиболее разумно) необходимы а) источник финансирования хотя бы на первые шесть номеров; б) внятная маркетинговая и рекламная стратегия (т.е. соответствующие отделы редакции); в) внятное техзадание. По пункту "а)" сразу могу сказать: не меньше полумиллиона стремительно дешевеющих деревянных. Причем это без бэк-офиса и прочих ништяков. И пока этого пункта не будет -- разговор, увы, беспредметен.
К сожалению, чистый энтузиазм в таких областях, как издание периодики, не работает. Выпуск журнала -- работа, не хобби. Его нельзя отложить на месяцок-другой, его надо сдавать по жесткому графику. На том же "ФантЛабе" присутствует немало людей, имеющих журналистский опыт и способных писать разные статьи на достойном профессиональном уровне, в том числе и аналитические -- те же Володя Пузий или Коля Караев. Но все, кто это умеет, уже пишут для других изданий..."
Что же мы имеем на практике? Как правило, наивный энтузиазм и прекраснодушные иллюзии разбиваются довольно скоро. "Нельзя просто так взять и создать журнал". Либо вы занимаетесь им сами, с четко определенной структурой, составом и условиями, либо сидите на завалинке в форумной теме и дискутируете, как правильно делать журнал. Только помимо "прийти и сказать", нужно еще иметь знакомых, уже работающих в интересующих тебя областях, чтобы обращаться адресно, а не к "городу и миру". В качестве примера можно взять любой электронный фензин из числа, издававшихся на небольших сайта, вроде "Миров фэнтези". Такое издание может прожить несколько номеров, даже полгода или год, но затем его настигают кадровые и структурные проблемы. Несколько лучше обстоят дела в том случае, когда создается сборник на базе писательской площадки. Тогда можно раз в несколько месяцев взять пять-шесть лучших рассказов, дополнить стихотворениями и вуаля. Журнал готов. Правда, электронный и узконаправленный, поскольку за пределами ресурса в нем нет заинтересованности. Этакий продукт для своих, для внутреннего потребления.
Грубо говоря, все сводится к надежному спонсору и сплоченной команде. Именно это, кстати, и погубило старые журналы. "Полдень" после смерти Бориса Стругацкого столкнулся с финансовыми и юридическими проблемами. Сейчас пытаются возродить старый бренд, однако пока стабильно выходит только электронная форма. С "Если" все было гораздо плачевнее. Там наложились и сложности экономического плана и усталость команды. Итог - вполне очевиден. Даже слухи о возрождении почти исчезли. Зато появились новые участники. "Фантастика и детективы", где сказывается авторитетность редколлегии и относительно небольшое количество публикуемых рассказов. "Космопорт", где есть и какое-никакое финансирование, и увлеченный редактор, что впрочем не помешало журналу увеличиить интервал между выходом номеров. "ФанCity", где также есть некоторое финансирование, которого, правда, хватает лишь на выпуск журнала, но не гонорары, и сильный энтузиазм ядра редакции, вокруг которой регулярно сменяются временные сотрудники.
Резюмируя, скажу следующее. Сделать один-два номера может почти каждый при наличии большого количества времени и желания. Для запуска постоянного проекта нужны опытные люди, нужны конкретные цели и задачи, нужно планирование и структура, нужно финансирование. А вот как собрать команду и найти спонсора - это уже тема для других бесед.