С этого месяца я буду сворачивать под кат подборку написанных за месяц отзывов, чтобы не растягивать подписчикам френд-ленту. На этот раз получилось не так уж много, как могло бы - из-за долгого переезда на Фантлабе и последовавших за этим праздников)
Ханну Райаниеми «Квантовый вор»
У каждого из нас есть пределы, которые невозможно переступить. Предел физический, психологический, интеллектуальный. Однако в постсингулярном будущем, описанном в романе, возможно практически все. Рванувшая до невиданных высот, наука измельчила континиум до квантов и принялась играть ими, как в конструктор: ...собирать алмазные вычислительные громады ...обладать властью над пространством ...искусно разбирать и собирать тела ...кропотливо изучать и модифицировать разумы - все это одновременно и по отдельности
Общество перешло грань, когда наука и техника совершенно неотличимы от магии, по крайней мере, для обывателя. Чтобы хоть отчасти оценить сложность и реалистичность описанных моделей, нужно ознакомиться с популярным курсом квантовой физики. Еще лучше, изучить учебники и научные статьи, начиная с обзорных и заканчивая узкоспециальными, чтобы иметь полное представление о квантовых - информатике, криптографии, физике наноразмерных структур. В противном случае вы увидите лишь впечатляющие декорации, но скрытые в их недрах механизмы.
Впрочем, приключения Жана ле Фламбера более понятны и доступны. Следя за героями - вором и детективом, за поисками - памяти и предназначения, мы по крупицам познаем мир. Знание открывается неохотно, отдельными порциями, когда фрагменты паззла складываются в картину. В мире, где все изменчиво и иллюзорно, Жану и Исидору предстоит найти самих себя, разгадать шарады противников, а потом сойтись в решительной схватке за право на свободу и жизнь. Впрочем, здесь это почти синонимы.
Итог: зубодробительная хард-НФ, задрапированная флёром авантюры и туманом тайны.
Оценка: 9
Паоло Бачигалупи «Разрушитель кораблей»
Побережье с дымом от коптилен, запахом нефти и жгучими лучами солнца не лучшее место для подростков. А ржавые громады танкеров, выброшенных на отмель, и вовсе не предназначены, чтобы по ним лазили, выковыривая ценные металлы, но для многих это единственный шанс на выживание. Ползи, выкручивайся в тесных коробах вентиляции, ищи поживу и надейся, что не заплутаешь, не сдохнешь в темном углу. Где тут мечтать, даже просто смотреть на проносящиеся у горизонта прекрасные клипера.
Бачигалупи обращается в романе к излюбленному мотиву катастрофичного будущего, где потепление растопило льды и погубило уйму городов, где чудовищный разрыв между нищими дикарями и богатенькими владельцами высоких технологий. Юный добытчик Гвоздарь привык к тяжелой жизни, почти лишенной шанса на чудо. Ведь мало удачи, ею нужно распорядиться с умом. Но когда в его руках оказывается судьба богачки Ниты, он вынужден разрываться между желанием сорвать легкий куш и стремлением поступать по совести. Ведь запереть сердце в скорлупе равнодушия легко, также как и предать друзей, ожесточиться, стать полубезумным убийцей. И Гвоздарь сперва вынужден решать, а потом сражаться за свое решение, за свою веру в дружбу и честность.
Увы, по сравнению с "Заводной" из "Разрушителя" выдрали большую часть переборок ветвистых сюжетных линий, откачали нефть жестокости и тайн прошлого, собрали скобы идей и скрутили кабели изящных поворотов сюжета. Небольшой роман предельно функционален, точно выверен, чтобы производить впечатление, но при этом потерял что-то важное.
Итог: классические подростковые приключения для малоискушенных читателей.
Оценка: 7
Наталья О'Шей, Максим Хорсун «Ангелофрения»
В последнее время среди писателей возобновились поиски нового формата на стыке музыки, компьютерных игр, сериалов и литературы. "Ангелофрения", написанная в соавторстве Максимом Хорсуном и Натальей О'Шей, более известной как Хелависса, является довольно интересной пробой, которая объединяет лиричные и чувственные струны мелодий с красочностью и детальностью художественного текста.
Преимуществом такого сочетания стала сильная эмоциональность романа, ощущающаяся с первых же строк. В Мемфисе, где живет Магдален, еще ощущается дыхание угасающего волшебства. Его крохи рассыпаны по древним артефактам, и лишь немногие способны отличить их от безделушек. Казалось бы, миром правит наука, поднявшая в воздух величественные дирижабли и быстрые винтолеты, однако она не в силах объяснить цепочку зловещих событий. Извержение вулкана, пепельные тучи, ожившие порталы пирамид. Мистика и магия смешиваются с реальностью, вторгаются кошмарными видениями, воздействуют на наш мир чудовищными существами - некроморфами. В разгорающейся схватке любовь, тоска и верность героев кажутся слабыми искрами, но и от них может вспыхнуть всепожирающее пламя.
Тем не менее тщательность и подробность описаний привели к неспешному развитию сюжета и чрезмерно запоздалой развязкой. Масштабными, детальным картинам Мемфиса и Москвы не хватает сложных коллизий сюжета, чтобы поймать читателя не только на эмоциональный крючок, но и на крючок сюжетной интриги.
Итог: роман о разлуке и любви в мистико-магическом антураже.
Оценка: 7
Юрий Погуляй «Месть Ледовой Гончей»
Жизнь в ледяной Пустыне - это бесконечная борьба, борьба со страхом и холодом, с леностью и злобой, а для Эда Бауди еще и борьба с Черными Капитанами и их прислужниками, Ледяными Гончими. Правда, борьба сказано слишком громко, это скорее бегство от охотников за древним компасом, который Эду нужно доставить в Барроухельм, блуждающий город Содружества.
Если в первом романе ледоходам было уделено до обидного мало внимания, то здесь действие в основном разворачивается на борту кораблей. Среди палуб, в темных извилистых коридорах, под шум машин и хруст льда под траками, течет своя особая жизнь, в которую ныряешь с головой. Как и прежде, автор делает особый акцент на полное погружение в атмосферу корсарского ледохода, в атмосферу будничных переходов и отчаянных схваток, стычек с неведомым и мрачных находок среди льдов. Здесь в душах людей до поры до времени дремлют клубки из зависти и злобы, чести и верности. И еще неизвестно, что ужаснее - древние демоны, Черные Капитаны и Ледовые Гончие или же обычные люди, ведомые страстями.
Бауди приходится взрослеть быстро и жестоко. Узнавать, что необдуманный пустячный поступок может привести к гибели множества людей. Что врагом может быть не только злодей, но и хороший человек. Что светлые цели и идеалы Добрых далеко не столь чисты. Но покуда рядом есть друзья, покуда в памяти живет образ красавицы Лайлы, покуда бьется сердце, Эд будет идти вперед, навстречу испытаниям, чтобы пройти до конца путь, начатый в погибшей деревне.
Итог: мрачная и жесткая ледовая история о корсарах, Гончих и демонах.
Оценка: 8
Евгений Белоглазов «Принцип суперпозиции»
С развалом СССР мало-помалу сошел на нет и поток научной фантастики, в особенности ее твердых вариантов. Сказалось и усложнение передовых научных теорий, и отсутствие спроса, однако отдельные самородки продолжили появляться, несмотря на грустные обстоятельства.
"Принцип суперпозиции" полностью выдержан в ретро-стиле советского НФ. Композиция вполне привычная - традиционная завязка с загадочным феноменом, научные изыскания, детективные элементы и непременная шпионско-гангстерская линия. Группе ученых и инспектору Мелвину предстоит разобраться, что стало причиной взрыва в горах. Завязка подается обстоятельно, с вниманием к мелким фактам и психологии героев. Характеры их выписаны четко и контрастно, никаких полутонов. Если бояться, то бояться. Злиться, так злиться. Хотя немного свежести и яркости героям бы не помешало.
Главная удача произведения - вкрапления реальных научных фактов и теорий, к примеру, из области кристаллооптики или физики атома. В сочетании с исследовательской тематикой они выглядят особенно выигрышно. Однако вскоре сюжет приближается к детективу, а затем и вовсе погружается в пучины философских концепций. Частые перемены жанра выглядят довольно спорно, возникает ощущение незавершенности, хотя нельзя не признать, что эпизоды с расследованием инспектора и изучением феномена вполне удались. Другое дело, что обилие научно-философских рассуждений выдержит далеко не каждый, и это сильно ограничивает круг читателей.
Итог: ретро-научная фантастика с элементами детектива и гангстерских интриг.
Оценка: 7