Отзывы за февраль

Mar 06, 2014 14:00

Юлия Зонис, Екатерина Чернявская «Хозяин зеркал»

В последнее время характеристика "постмодернистская игра" часто становится приговором для книги, ограничивая ее аудиторию узким кругом знатоков и так называемой элиты. Тем не менее, хотя роман "Хозяин зеркал" несет в себе многообразные аллюзии, он является вполне завершенным и самодостаточным произведением.

Композиционно история о Городе, Джейкобе, Герде, трех Господах и других героях похожа на зеркальный дворец во власти холода. В каждой сцене сочетаются и инеистое кружево событий, и бесчисленные слои аллюзий-отражений, образующих свой бездонный узор. Это и использование в качестве архитипичного фундамента сказки о Кае и Герде, и апокалиптические мотивы, и другие известные истории, вплетенные в общую канву. Порой невозможно определить, где заканчивается стержневая сюжетная линия, а где начинается второстепенная. Судьбы горожан, полицейских, повстанцев, сектантов и аристократов сходятся плотным пучком, сияют золотом и шелком, хлещут кровью и паром, сочатся грязью и гнилью.

Стоит отметить, что далеко не всем придется по вкусу плотный слой сажи на многих зеркалах. Сажи из коварства и предательства, насилия и жестокости, подлости и лжи. Но если стереть жирные разводы копоти, под ней обнаружатся заледеневшие летописные своды множества семей, районов Города и народов. Под ними заиграют красками персонажи, например, госпожа/дин W, пылкая и импульсивный, безжалостный и веселая. Или дышащий холодом Кей, игрок и любитель ребусов. А под всем этим скрыто древнее Пророчество, которое может убить, а может спасти этот Круг.

Итог: своеобразный, многогранный роман-игра с инеем цинизма.
Оценка: 8
Крис Вудинг «Ускользающая тень»

Подземный мир планеты Каллеспа невероятно красив. Ажурные арки, каменные леса, буйство пестрых красок минералов и растительности, игра света и теней, сияние самоцветов и хрусталя. Пещерное пространство кажется изящной хрупкой игрушкой, но здесь, как и везде, где есть люди, царствует война.

Не взирая на потери и разрушения вновь и вновь сходятся в сражениях армии гурта и эскаранцев. Осколочные пушки рвут в клочья людей, энергетические разряды испепеляют корабли. Орна, опытная убийца и шпионка, лишь крошечная деталька в механизме войны. Но именно ей, одержимой желанием спасти сына и отомстить за смерть мужа, предстоит изменить ход истории. Или наоборот сохранить его прежним.

На первый взгляд, роман обманчиво прост и предсказуем. На это ощущение работает и лаконичный, почти рубленый слог. И уклон в сторону стелс-экшена, то есть, скрытных операций, динамичных драк и поединков. Тем не менее, Вудинг подробно расписывает пещерные пейзажи, подземную флору и фауну, традиции разных народов, исподволь подводя читателя к рассуждениям о сходстве и различии традиций, а также о справедливости устройства подземных социумов. Тем более, что есть и более честный народ, Дети Солнца, живущие на смертельно опасной для других рас поверхности Каллеспы, залитой излучением двух солнц. За счет яркого описания чувств и мыслей Орны, Вудинг постепенно погружает читателя в мир книги, заставляет проникнуться интересом к миру. Прямолинейность же сюжета отчасти компенсируется флэшбеками и удачным финальным твистом.

Итог: хорошее сочетание стелс-экшена и впечатляющих декораций.
Оценка: 8
Александр Кованов «Слезы Химеры»

Есть книги, которые не теряют привлекательности даже из-за слабой пунктуации и отчасти ученического слога, потому что главное в них - это образы, сюжетные коллизии и пьянящая атмосфера свободы, как в романе "Слезы Химеры". Являясь началом цикла, книга охватывает часть предыстории и лишь начинает сплетать паутину интриг, но, увы, продолжения у нее нет. Впрочем, любителям эклектично-анимешных коктейлей из мутантов, техно-кланов, вампиров, инквизиции и древних артефактов в антураже пост-постапокалипсиса, дерзких и безжалостных героев, лихих драк и ярких чувств, все равно стоит ознакомиться с колоритным образчиком жанра.

Основных действующих лиц трое. Кай, кладоискатель и наемник, тщательно скрывающий зловещее бурное прошлое и руководствующийся собственными принципами, которые большинство сочло бы аморальными и бесчеловечными. Вега, наивная девочка, отчего-то оказавшаяся смертельным врагом Инквизиции. Лиса, молодая охотница, страстно мечтающая о приключениях и победах. Стоит ли говорить, что столь разные и необычные личности обязательно встрянут в какую-нибудь историю?

Что касается сюжета, то хотя временами становится заметен квестовый скелет, в остальном автор тщательно чередует информационные вставки, эффектные сражения и многозначительные разговоры или воспоминания. Из обрывков складывается некая картина расстановки сил, но при отсутствии продолжения она почти не имеет смысла.

Итог: динамичный боевик с эффектными и жесткими сценами.
Оценка: 7
Владимир Аренев «Комендант мертвой крепости»

Пылью на ветру стелются жизни обитателей Палимпсеста. Загадочная катастрофа Разлома разорвала мир на острова, залила промежутки убийственными радужными чернилами, закружила народы смутой. Нет надежды на Праотцов, покинувших мир, нет надежды на властвующих, которые заняты своими делами. Есть лишь руки, мечи, остатки чести и долга. И крепость Горелый Шандал, последний южный форпост перед гибельными кляксами, дикими кочевниками и безжалостными помарками.

Благодаря тщательно подобранным диалектам и названиям этот роман хочется пить как ароматное вино, наслаждаясь нотками тайны и древности, кивая вкусу узнавания и обыденности, привыкая к букету чуждости и вычурности. Чуть неторопливый, размеренный слог хорошо подходит для описаний и затянувшейся напряженной погоне, и нелегкого быта форпоста, и заброшенного города Шэквир. Персонажи, сперва кажущиеся предсказуемыми, быстро выходят за рамки типажей, усложняя рисунок характеров.

Дворянин Сиврим, который еще только учится быть командиром. Хродас, комендант Шандала, постаревший не столько телом, сколько душой. И загадочный алаксар, последний из своего народа, несущий тяжкий груз ответственности и памяти. Десятки других по-своему ярких судеб людей, вовлеченных в события, которым суждено породить баллады и легенды. Вот только в балладах не останется правды. Правды о жестокости жизни, о распрях между долгом и честью. О ненависти и любви, о любопытстве и тяге к запретным знаниям. Правды о незаметных трагедиях и душевных ранах. Правды, которая есть в романе.

Итог: история о судьбах в продуманном и самобытном антураже.
Оценка: 8

2014, Отзывы, Книги

Previous post Next post
Up