Еще порция отзывов, вопреки вернувшейся жаре и начинающемуся рабочему году:)
Павел Крусанов
«Железный пар» Стереоскопический роман, балансирующий между архетипичной антиутопией, путевыми заметками и рабочими записями книжного реставратора-переплетчика. Две точки зрения - братья-близнецы Грошевы, две судьбы - продавец, путешествующий при любой возможности, и мастер-реставратор, восстанавливающий редкую букинистику, два характера - отстраненный мечтатель-наблюдатель и сумасшедший философ-созидатель с доморощенными теориями.
Фантастический элемент в виде особых химических веществ из горящих копей пунктиром мигает в повествовании, маяком задавая цель путешествия и вспышкой ослепляя в открытом финале. В остальном перед нами чистый реализм, где автор витиевато ткет два повествовательных полотна, чередуя точки зрения и жанры. Дорожные заметки брата-путешественника полны аутентичных азиатских реалий. Колоритные обычаи, национальные блюда, застольные и душевные беседы. Застывшие между войной и миром, между небесами и равнинами, горы Таджикистана. Мечтательные рассуждения Грошева-путешественника о солнечных-земляных-искусных русских. «Странствует с надеждой, возвращается с благодарностью». И оборотная сторона - безумные философствования брата-мастера, строящего на страницах своей книги утопию, требующую смены человечества.
Ужас этого прожекта даже не в фанатичном равнодушии к необходимым жертвам, а в том, что в нем угадываются детали из социализма, фашизма, либерализма, экозащиты - и других течений. Получается экстремальная прививка от людей, которые верят, что «знают как надо». Малый объем не позволил автору развернуть побочные сюжеты, но при разрастании книги ритмично-баюкающий стиль, вероятно, утомил бы читателя.
Итог: интеллектуальный экзерсис о сложной и противоречивой русской душе.
Оценка: 8/10
Владимир Венгловский
«Дебаггер» Подозрительно щедрое предложение, откровенный шантаж, прямые угрозы - и вот Игорь Ламберт, профессиональный ретурнер, вновь отправляется в многопользовательскую виртуальную игру, чтобы разобраться, почему начали зависать игроки, хотя "Фронтир" не связан с пространством Чендлера, квантовые эффекты которого берут в плен сознания играющих.
Как и в первом романе цикла, автор создает атмосферную игровую вселенную с проработанной и обширной предысторией. Три фракции находятся в напряженном нейтралитете: бродяги - мастера механики и техномагии, адепты проникшего даже в их плоть стимпанка, поселенцы - обычные люди, легко обучающиеся, универсалы, дети леса - эльфы, жестокие аборигены этих мест, пропитанные магией и владеющие особыми заклинаниями. И уже маячит впереди аддон с пришельцами из недр, демонами. Вот только, что произойдет, если пространство Чендлера прорвется в игру, и тысячи игроков зависнут, приняв игровую реальность за единственную истинную?
Вновь Венгловский играет на том, как игра поглощает сознание, конструирует игроку прошлое, вплоть до ярких воспоминаний, убеждает в реальности настоящего и программирует будущее через квесты. Сюжет виляет, то вступая на колею приключений, то погружаясь в топи триллера, то врываясь в тернии драмы, то касаясь квантовой информатики. Игромеханика на этот раз завязана на классическое d&d, придающее приятную новизну после надоевших экспонент бесконечного роста.
Итог: мрачное и напряженное ЛитРПГ-приключение в антураже техномагии.
Оценка: 8/10