Конкурсные тексты хороши тем, что порой среди них попадаются настоящие жемчужины, оригинальные и мастерские, которые редко встретишь в антологиях, более форматных и коммерческих. Конечно, нередко авторы пытаются сшить несовместимое, раздробить философские монолиты до простых ответов, но даже за этим наблюдать весело. Иногда.
На этот раз Зеленый Медведь жюрил в финале «ФантЛабораторной Работы»-13, препарируя двеннадцать вышедших из второго тура рассказов.
По веской причине чтение было начато с конца по алфавиту. Помимо отзывов на финальные рассказы я сделал также бонусные на несколько вещей, отсеянных во втором туре.
Финальные отзывы:
«Урановые роллы»
Космос и «футурама» ларечного разлива.
ИИ плюс субличности. Горно-рудный бронтозавр с реактором. Умиление ребенком и вирт.
Во-первых, это не НФ. Даже близко. Автор пытался имитировать компьютерную и техническую лексику, но выглядит нелепо и наивно. Достаточно одного построения в ряд «кубитовые блэйды» и «дисковый массив». Местами автор даже почти противоречит сам себе. Так что перед нами то ли юмористическая/стебная фантастика, то ли кибер-фэнтези.
Во-вторых, стилистика баек за стойкой в баре безусловно имеет право на жизнь. При умелом использовании. Здесь же лексика чересчур упрощенно разговорная, перебор с повторами. И самое ужасное, что цельного впечатления не возникает, ни от самого нейроса, ни от субличностей. Маски без характеров и лиц. Если убрать утащенные из масс-культуры фразочки, не останется вообще ничего.
Положение дел мог бы спасти сюжет, но растянутый пунктир событий и вдвойне банальный финал убивают все положительные моменты наповал.
Тот случай, когда и рад бы накинуть балл за гуманистический посыл, но рассказ этого совершенно не заслуживает.
«Слезы Ниобы»
Космос, ксеносы и осколки безумия.
Самоизгнание и ксенокультура, спасение колонии и неизвестный враг.
При беглом прочтении хочется воскликнуть: «годно!»
Постепенно усиливающаяся эмоциональная подача. Грамотно поданные флэшбеки. Атмосферные описания. Триллер пробегал где-то рядом, однозначно.
Но стоит присмотреться под микроскопом…
Например, в первом эпизоде герой изрекает лаконичные примитивные фразы, «я опасен!» или «не подходите!» Словно ребенок лет десяти. А потом размышляет умно и сложно.
Или сцена встречи с Мышкой, когда герой сперва ждет, что Зверь покинет его, а потом тут же выдает, как давно известный факт, что они связаны навсегда после лабиринта, и это не исправить. Что это было, Ватсон?
Можно поспорить с логикой финального решения героя или поведения мантисса. Но не хочется. Потому что рассказ оставляет достаточно сильное впечатление.
«Сказ о том, как сайбер-казаки за зипунами ходили»
Космос, колонизация и дети.
Этапы терраформирования, «мягкое»/гуманитарное НФ, мотив воспитания, школьные приключения.
Подобные рассказы хорошо смотрятся в детских сборниках, максимум, рассчитанных на подростков. Абсолютно безконфликтное повествование, проблемы на обратном пути не в счет - они разрешаются по мановению электронной машины одним предложением.
Для приключенческого жанра чудовищно затянута экспозиция.
Для гуманитарной НФ нет новизны - чистенькая и аккуратная ученическая работа, лекала заданы еще по советской эпохе - «мир, труд, весна!» Почти дословно, только весна - и синоним любви, и синоним расцвета.
Мелкая поправка: не «кампания», а «компания».
«Сироты Марса»
Космос, культы и мифы.
Роад-стори, суровые марсианские пустыни и нравы, подростковый бунт и взросление, деструктивные культы и Метрополия.
Знаете, такой чудовищной антивычитки даже на Грелке редко увидишь. А чтобы в финале серьезного конкурса… Мда. Местами пунктуация отсутствует, как класс. Причастные и деепричастные обороты выстроены так, что порой стадо кутается, а не пастух. Ужас? Ну, почти.
Идеи. Здесь их целая россыпь. От бунта против традиций и конформизма, от рождения мифов и легенд, до приключений с погоней, схваткой и переосмыслением, до осознания ответственности и незаметного взросления. Метрополия и бластер с одним зарядом, пустоши и резьба на забралах будто сошли из аниме 80-ых или 90-ых. Плюс западная фантастика еще более раннего периода. Этакое ненамеренное ретро.
Беда в одном - идеи по большей части не раскрыты. Автор набросал их густо, но развивать, иллюстрировать - не барское дело. Как и вычитывать текст. Пусть читатель старается, вкладывает свои смыслы или погружается в СПГС. Круто, да.
«Охотник и пряности»
Космос, чудовища и дичь.
Путешествующий охотник со странностями, необычная добыча, скрытый подвох и жесткая развязка.
Композиция «Охотника» выстроена настолько прозрачно (не путать с просто или примитивно, требуется особый талант, чтобы текст считывался так легко), что по ней можно учить начинающих авторов.
Первый эпизод - визитка героя с обманкой. Нам продемонстрировали его образ мышления, недавнее прошлое, особенности профессии. С обманкой - потому что читатель может решить, что дальше будет развиваться романтическая линия. А вот нет - это ружье выстрелит много позже, как и костяная фигурка.
Второй эпизод - полноценное введение, в котором раскрывается характер главного героя и обрисовывается место действия. Манера Валерана привирать подана ненавязчиво и ярко характеризует персонажа вкупе с прозвищем.
Третий эпизод - в нем происходит завязка, отчасти скрытая от читателя. Нам выдали необходимую порцию информации, достаточную, чтобы предсказать дальнейшее развитие сюжета. В этот момент я догадался, что произойдет при выращивании дрейка. Только делал ставку на агрессию клона.
Четвертый эпизод - собственно, окончательная подача истории. Теперь фигуры расставлены, начинается рискованная игра.
Пятый эпизод - кульминация, на мой взгляд, ложная. Экшен обеспечивает накал эмоций плюс еще моральный выбор героя, но… не уверен, что это главное, хех.
Шестой эпизод - развязка оформлена, точки расставлены. Здесь, несмотря на локальность и сжатость событий, эмоции по-своему острее. Жертва дрейка - раз. Осознание Ангелиной, что охотник не лгал - два. Я говорил, что ружья надо вешать заранее?) В первом эпизоде его показали, а выстрел состоялся почти в финале.
Седьмой эпизод - десерт для гурманов и истинная кульминация, как мне кажется. Исчерпывающее раскрытие характера и души Охотника. Именно так, с большой буквы. Его извечная тяга к уравниванию шансов и достойному противнику.
Пожалуй, логическая натяжка здесь ровно одна. Что местные жители сумели сохранить свой бизнес от чужаков - вспоминаем историю Китая, чай и шелк. И что не сумели отследить действия чужака до кризисной точки.
«Объект №»
Космос, одиночество и безысходность.
Умирающая Земля, экспедиция с риском оказаться билетом в один конец, песчаная пустыня, отрыв от семьи и дома.
Собственно, на этом характеристику рассказа можно заканчивать. Все эфирное время отведено под описания отъезда, развертывания и долгих лет работы. Вопрос, а зачем там вообще люди? Автоматические станции сделают все это же, разве нет? Разговор через спутник - так там гиперпередатчик? Это уже в копеечку влетит, ага.
Идея заброшенных в безвестности исследователей - хороша. Правда. Но реализована крайне слабо. Даже финальное осмысление героем всего произошедшего переложено на плечи читателя. А чем занимается автор? Сюжета нет, психологии отношений между членами экспедиции - очень мало. Сложных описаний нет. Атмосфера затерянности и безысходности? Маловато для высокой оценки.
«Мы - первопоселенцы!»
Космос, первопроходцы и вибролопата вместо причинного места.
Дневник жизнерадостного американца, странности космического перелета и высадка команды-идиотов, которую от верной смерти спасет упрямый и сообразительный русский.
Если долго и аккуратно надувать мыльный пузырь, то он получится большущим, ярким. Но хлопни - останется мокрое место. Автор точно также взял типовой анекдот про «однажды русский, американец и японец попали на необитаемую планету», а затем надул до объема полноценного рассказа.
И все бы ничего, будь у истории интересная начинка. Или череда мини-анекдотов, или приключения, или интрига. Но кроме бойкого и живого слога - этого не отнять - рассказ ничем порадовать не может.
В лучших традициях «Прометея» или «Завета» в путь отправляется собранная с миру по нитке группа из совершенно неприспособленных для фронтира людей - ну, кроме русского, конечно. Объяснение? А зачем! То ли это откровенный попил, то ли некая афера, то ли реалити-шоу. Ответа не ждите, анекдот обрывается на полуслове. Единственный хороший момент, зато шикарный и достойный самого Дивова, андроид с вибролопатой.
«Ктомыдети»
Космос, потерянность и зеркало разума.
Затерянная без связи и поддержки колония. Крохотная горстка специалистов. Пустынный и скудный ландшафт. Загадочный инопланетный вид, то ли мимикрирующий под поведение людей, то ли развивающийся под их контролем.
Приятный слог. Увлекательная, хотя не особо динамичная подача сведений. Неуклонно нарастающая интрига. Острый вопрос - если нет способа однозначно выяснить, что стоит за поведением странного вида, то как следует поступить? Верить, что они станут преемниками и наследниками? Подозревать их в нечистоплотных и коварных замыслах? Как пережить крах экспедиции? Спиться, повеситься или зациклиться на избранной области действия?
Пусть спектр затронутых идей в рассказе не так широк, как у некоторых соперников, зато они проработаны глубже. Правда, немного смазан финал - неожиданно простой и светлой концовкой.
«Имя твоё»
Космос, ржавое детство и солнечные зайчики.
Неблагополучное детство, общество законченного потребления, не по годам умный мальчик, пробивающиеся сверхспособности, грядущая утопия.
Автор очень удачно провел сквозную метафору-образ - солнечных зайчиков и Асю. Без нее рассказ бы рассыпался в наивную фантазию. А так метафора соединила отдельные удачные зарисовки с проходными сценками.
Романный слог и соответствующий темпоритм. Мелкие вопросы накапливаются, собираясь снежным комом на моменте с окончанием войны. Чем занимался Поиск на самом деле ранее, какова судьба майора, куда и когда пропала мать героя - и много другое. С сатирой на потребительство - на грани перебора, за что уж так не уважать читателей, по крайней мере, на литературном конкурсе? А вот лебеди - вполне уместны, только развить этот образ или закрепить привязкой к астрофизике.
Из ярких особенностей - атмосфера подростковой романтики - не в любовном, а в мировоззренческом плане. Когда максимализм, наивность, доверчивость и вера в светлое будущее пока еще сильны.
«Земля-2229.0901»
Космос, мелодрама и резервное копирование.
Рыбалка и размышления, субличности и диалоги внутри себя, любовь и случайности.
Написано шероховато, с корявостями - особенно они бросаются в глаза на первых абзацах. Идея хороша, но не в такой реализации.
Если не приглядываться, то рассказ выглядит симпатично, но стоит начать задавать вопросы, как сюжет рушится карточным домиком.
У нас уйма людей с мультиличностями, но никто не бунтует против такого положения дел? Никто не требует объяснить, зачем и почему все это сделано? И лишь один метущийся субъект задает вопросы самому себе, дооа.
Когда чип оказывается блокирован, я затаил дыхание в надежде, что это последствия раскрытия тайны о резервном копировании. А получил банальный хэппи-энд. Теперь интересно только одно, как будет работать на старом месте Инга, ставшая доминантой, если у нее иная профессия, чем у Лизы?!)
«Девочка и выцветший мир»
Космос, сюрреализм и демиург.
Странная девочка по странному городу странно шагает босиком.
Автор, если вас интересует мое мнение, то лучше напишите в личку. У меня весьма сложные отношения с сюром. В топ брал.
«Адаптация»
Космос, инопланетная биосфера и трудности коммуникации.
Трудности колонизации, самобытная биосфера. Первые ростки новых легенд, странности поведения. Неожиданный контакт.
Очень традиционный для колонизационной тематики, но при этом и очень хороший рассказ. Красиво описанная биосфера планеты - даже из моллюсков, червей и растений сделан убедительный образ.
Единственное нарекание - даже при том, что все размышления-объяснения необходимы и обоснованы - все равно темп провисает, пока автор не подбросит свежую пачку действий. А происходит это нечасто. Помогло бы или усиление ритма - повысить напряжение, или добавление событий - больше экшена, да просто фактов хотя бы.
Бонусные отзывы:
«Еще не друзья»
Космос, астроделянки и человечность.
Журналист на выезде, производственная фактура, космическая тайга и футурологическая антропология.
Гуманитарно-производственная фантастика в чистом виде, свойственная творчеству Михеевой. Колоритные яркие герои, объемные характеры, живые диалоги. Тщательно проработанный антураж. В данном случае аккуратно отображенная в космос тайга. Антропологический экскурс и футуропрогноз. Энергосоставляющая, конечно, фантастика в чистом виде, зато убедительная, поскольку автор описывает ее уверенно, без внутренних противоречий.
Из технического - убрать автозаменой двойные пробелы, чуток шлифануть первые абзацы. А то «хозяин дома» я прочел нарицательно.
«Марсианский синдром»
Космос, эхо войны и боль.
Конец войны, возвращение мужа. Отголоски войны - постоянной опасности, критических перегрузок, сбойных имплантов и мучительного плена.
Идейно и отчасти антуражно рассказ примыкает к дебютному роману «Меня зовут I-45» Огневой. Ибо фант-составляющая в виде суровых условий колонии, имплантов, космических боев. Мотив искалеченной войной судьбы.
Тяжелый местами настрой, который едва ли компенсируется финалом - с очень зыбкой и сомнительной искрой надежды. В остальном - реалистично, почти что натуралистично. Возможно, не хватило стереоскопичности, одна точка зрения - да еще из позиции жертвы - по-своему утомительно. Концентрация идей в норме, но при таком объеме получилась скорее зарисовка для чего-то большего, чем полноценный развернутый рассказ.
В итоге, целых три рассказа вызвали вопрос в духе: "как это оказалось в финале?" - "Урановые роллы", "Объект№" и "Мы - первопоселенцы!" Что касается "Сирот Марса", то если бы не полное отсутствие редактуры и вычитки, оценка была бы выше.
Поэтому уже традиционно отмечаю, что несколько более сильных рассказов остались за бортом финала. Теперь осталось посмотреть, кем/чем дополнят отобранные для антологии произведения, как будет выглядеть общая картина.
Результаты конкурса объявлены, все файлы с оценками и таблицами прикреплены к заглавному сообщению в шапке
конкурсной темы на ФЛ.
Мои оценки.
Финальные:
"Адаптация" - 8/10
"Девочка и выцветший мир" - 7/10
"Земля-2229.0901" - 6/10
"Имя твоё" - 7/10
"Ктомыдети" - 8/10
"Мы - первопоселенцы!" - 4/10
"Объект №" - 5/10
"Охотник и пряности" - 8/10
"Сироты Марса" - 5/10
"Сказ о том, как сайбер-казаки за зипунами ходили" - 6/10
"Слезы Ниобы" - 7/10
"Урановые роллы" - 5/10
Второтурные бонусные:
"Еще не друзья" - 8/10
"Марсианский синдром" - 7/10