Продолжаем традицию конкурсного судейства:) На этот раз по любезному приглашению
megana принял участие в судействе финала "Колфана-24".
Несколько слов вместо предисловия. Оценивал я рассказы достаточно мягко, не видя необходимости загонять кого-то в ноль. Категорического разрыва не было. Максимум тоже не поставил, поскольку абсолютного идеала не достиг никто. А теперь...
«…Не будь ко мне жестоко» (5/10)
Нет, я буду жесток.
Гномы и Мидгард, детские приключения, дружба и мир против одиночества и войны.
По первым страницам я понял три вещи. Автор старался писать красиво. Автор хотел как можно лучше передать точку зрения мальчика. Третья же вещь заключается в том, что две предыдущие удались посредственно.
«очнулся в темноту» - честное слово, даже банальное и очевидное «очнулся в темноте» было бы лучше.
«сплав серебра с мрамором» - нобелевская премия уже едет к автору.
«измазав руку кровью - ссадина сильно кровила» - спасибо, я уже понял, что там кровь. Киношно и ненужно. И тут же «измазав»/«смазанный».
Если не считать затянутой вводной части, далее автор четко пробегается по стандартной схеме. Кульминация абсолютно предсказуемая, угадывается сразу же, как только озвучили завязку. Слишком просто и наивно. По сути, все впечатление от истории держится исключительно на эпизоде с исполнением «Прекрасное далеко». Выдерни его из текста - все превратится в аморфную детскую повестушку. В итоге, рассказ - лишь обрамление для читательских эмоций от старой душевной песни из советского фильма. Спасибо автору и на том, что развязка не успела скатиться в полную слащавость. И да, зато обе темы обыграны.
«И побелеет лед» (7/10)
Когда его окропят красным.
Пост-апокалиптика без радиации или зомби - уже плюс. Черный лед, химическое оружие, энерговалюта.
Рассказ написан живо, красочно - несмотря на блеклое окружение с отблесками от экрана телевизора. Антиутопия типовая, с зловредным комитетом, репрессиями и геноцидом. В итоге получилась история о душевном перевороте от непротивления и созерцания к активному деянию красного, хе-хе. Неплохо, но таких сюжетов написано немерено. Чем еще он должен был зацепить читателя? Антиутопии сейчас в моде, а вот с утопиями напряженно. А здесь самое интересное - борьба и новый мир - остались за кадром.
«в желудочном мешке» - небольшой перебор с терминами. Химик еще и биолог?
«запслесневеешь» - очепятка? Или разговорная характеристика?
«Кеннаски во тьме» (8/10)
И тьма в Кеннаски.
Гангстеры и мафиози, сектора и нейроконтроллеры, работа с психикой виртуального сознания.
Повествование можно разделить на два слоя. Первый - это атмосфера, которую создают манеры и привычки Кеннаски, хладнокровного и безжалостного мафиози. Второй - это детективная сюжетная линия, связанная с поисками некоего психовируса, влияющего на поведение Кеннаски. Оба слоя переплетаются, когда мы вместе с Шмерцем просматриваем записи и пытаемся проанализировать поступки мафиози. Тема решена в психологическом ключе, не слишком красиво, но по-своему стильно.
Для чистого детектива рассказу не хватает честности - все улики оказывались за кадром, надежно скрытыми от читателя. Для атмосферного нуара или триллера не хватает гнетущей безысходности или сгущающегося напряжения. В итоге хорошо написанная история повисает между двумя полюсами, не достигая максимального эффекта ни по одному из векторов.
«Матрешка и гвоздь» (7/10)
Или о том, что ломать игрушки, плохо.
Интеллектуальные сюжетные шарады, стилизация под блогосферу, игры с и в психологию, малость хронооперы или параллельных миров.
Сама по себе подача в виде чередующихся постов уже вряд ли оригинальна, но в умелых руках по-прежнему творит чудеса. То ли сказывается привычка к сетевому общению, то ли тяга к эпистолярному жанру, который зачах в последние десятилетия.
Нечитаемый набор символов вместо ников - это жестоко, автор. Их ведь надо часто сопоставлять, ожидая подвоха. Вдруг окажется, что у нас не два оппонента, а больше?
Теперь к самой истории. Конфликт поколений и мировоззрений, юношеский максимализм и зрелый либерализм. Отцы и дети, только Базарова не хватает. Уж больно добр наш молодой герой. «Он это я» считывается сразу же, едва обнаруживается, что ключевой пост дублируется в двух блогах. Окей. Не скажу, что рассуждения меня зацепили - а это важно для погружения в сумбурные потоки мыслей наших героев. Тем не менее, наблюдать за сходствами и различиями было забавно. Финальный мотив, конечно же, достался любви. В итоге симпатичная история, но со специфической подачей и атмосферой.
«Маятник» (6/10)
Туда-сюда-обратно, тебе и мне приятно! На самом деле нет.
Воздушный поток сознания или путешествие в Страну Чудес без белого кролика.
У текстов, делающих ставку на свободный монолог внутреннего голоса главного героя, есть одна, но большая проблема. Им нужно попасть в резонанс с читателем. Если не получилось, то все, пиши пропало. Сказка превращается в тыкву, а текст в набор слов.
Думаю, автор уже понял, к чему я веду. История совершенно не зацепила, разве что чуть екнуло на мальчике с собачкой - хорошо, что не одноногой. Жаль, что не электронной - был бы занятный киберпанк.
Почти половина рассказа уходит на переливание воды из белой бездны в черную. К счастью, поэтапное переигрывание будущего с различными ветками развития событий смотрится веселее, чем бессмысленное падение, и выправляет впечатление. И да, интересно, только я в финальном обещании - «я сам скоро приду» - увидел намек на просто-таки инфернальный хоррор?
«По воздуху» (5/10)
И по барабану.
Политический памфлет и социальная пародия. Беззубо и банально, подобного материала в сыром виде полно на форумах. Здесь его пригладили и запихнули в упаковку из-под старых анекдотов-баек про тараканов и вай-фай.
Собственно, фантастики здесь почти нет. Так, анималистика, поскольку тараканы получились занятными, этого не отнять. Чувствуется опыт длительных наблюдений. Остальное - немного бытовых заметок, бородатые анекдоты и сетевые приколы. Со вполне ожидаемым итогом.
Скопления информации, напряженность и энергию - я принципиально отказываюсь комментировать.
«Сказки на ночь» (9/10)
На бесконечную ночь.
Девушка-странница и волшебные артефакты, квест и расколотый мир, переплетение всевозможных сказок и полотно судеб.
Прекрасный рассказ. История читается на одном дыхании, без перерывов или остановок, пока не доходишь до последней строки. И тогда жадно хватаешь ртом воздух, а сердце колотится от восторга.
Отчасти напомнило книги Валенте. Отсылки к самым разным сказкам и в то же время своя оригинальная история. Смешение фэнтези и НФ - на пять с плюсом. Нечто подобное было у Дяченко в «Стократе».
Повествование течет журчащим ручейком, динамично и увлекательно. Яркие и колоритные локации сменяются калейдоскопом. Да, порой в голове кружится ворох мыслей и лоскутки впечатлений, однако не это ли цель хороших историй? Заставить читателя поразмыслить, пофантазировать, проникнуться причудливой атмосферой этого странного мира.
К сожалению, местами текст нуждается в корректуре. Например:
«куда прикажите» - правильно «прикажЕте».
«Сломанные вещи» (8/10)
И сломанные души.
Нейросети, виртуальные божества, экономичная психотерапия и обыденные мерзости нашего бытия.
Очень удачная глобальная завязка - каждому клиенту по виртуальному божеству, причем идеально отвечающему запросу. Потому что оно и есть часть самого человека. Зачет.
Далее сюжетная линия самой ГГ, поиски сестры, выход в сеть, общий программный сбой - напряжение усиливается постепенно, исподволь, но оторваться уже крайне трудно.
К сожалению, история получилась очень актуальной и злободневной. Не из-за секты, описанной в предыстории¸ а из-за того, что в наше время слишком много людей, страдающих от непонимания и одиночества, насилия и жестокости. И каждому по «спасателю» не найдешь.
В итоге, смесь грусти и романтики, психологии и социально проблематики, даже детектива.
«Эмпат» (6/10)
Шах и мат.
Сентиментальная космоопера, «мягкое» ретро, эмоции вместо топлива для звездолета, любовь против Бездны.
Легко и симпатично написанный текст, над которым лучше не задумываться всерьез. Иначе можно задаться вопросом, например, почему герой пишет карандашом на салфетке, чтобы сообщить о важной проблеме. Коммуникаторы? Ну, это слишком сложно. Кстати говоря, компьютеры бы справились гораздо лучше с противоастероидными орудиями, чем люди.
Вообще, у автора какая-то фобия к технике. Психологические штучки ему нравятся больше. Запахи, цвета - эту составляющую стоило бы разработать глубже, ведь это едва ли не единственная фишка рассказа.
И вновь кульминационный момент просчитывается, едва у нас развивается романтическая линия. Конечно же, всепобеждающая любовь окажется волшебным ключиком. В итоге, сентиментальность в рассказе подавляет все остальное. Мило, но очень на любителя.
«Я здесь» (5/10)
Рифмы не будет.
Рассказ спасает только легкий разговорный слог, и желание узнать, что же автор приберег для финала.
И ведь был потенциал - гуманистические мотивы, элементы хоррора, давящая интрига… а результат очень слабый. Все авансы оборачиваются пшиком. «Злые/равнодушные земляне терраформируют планету, убивая местную разумную жизнь» - теме сто лет в обед, только ленивый не отрабатывал ее по «обязательной программе». Было бы хоть качественное исполнение… но увы. Уйма претензий по матчасти. Что мешает посадить операторов на орбите? Все равно у них нет инженерной квалификации. А замкнутый цикл жизнеобеспечения? И что насчет нормального досуга?
Далее, тексту остро не хватает вычитки. За «тся/ться» я бы вообще вешал на осине.
«терроформированию» - через А, террАформирование. Причем где-то правильно написано, где-то - с ошибкой.
«будем находится» - находитЬся.
«приглашают расслабится» - расслабитЬся.
«систему устанавливали здесь всю» - нужна запятая перед «здесь».
«Он кажется, уже» - тогда нужна запятая и перед «кажется».
«Вы разобрали записи? Что скажите?» - скажЕте.
Официальные результаты конкурса выложены в
сообществе.