Акунин, «История», том 7, Александр I и Николай I

Dec 11, 2023 14:24

Гипертекстовая, а то и гипермедийная книга. Читателю предлагается скачать приложение на телефон, и каждый раз, когда видишь подчёркнутую строчку с номером, можно навести на неё телефон, приложение опознает ссылку и расскажет что-то дополнительное. Лично мне система не понравилась, несмотря на то, что я читаю с телефоном в руке (я там веду свои записи, по которым потом пост пишу). Почему-то это показалось большим разрывом процесса чтения, чем просто перелистать в конец книги и прочитать там комментарий. Понятно, что так можно в книгу запихнуть существенно больше комментариев (точнее, производство книги будет дешевле). Но что-то всё-таки в этом не то. Не могу сам понять, что именно.

В какой-то момент Акунин пишет, что «Наполеон обзывал русского царя „Северным Тальмой“ [потому что] в дипломатических манёврах Александр иногда переигрывал даже корсиканского хитреца». Без каких бы то ни было уточнений, кто такой Тальма - предполагается, что читатель уверенно понимает такие отсылки? Я даже после гугла с википедией не уверен - кажется, что имеется в виду французский актёр.

В другом месте описывается переписка России с Францией. В 1804 году во Франции казнят герцога Энгиенского - принца крови, потенциального наследника престола. «[Россия направила] в Париж резкую ноту. Наполеон, готовый к войне, ответил в тоне совсем уж оскорбительном.» Очевидно, я тут же полез искать, что же именно ответил Наполеон - Акунин, к сожалению, подробностей не даёт. Нашёл (Gallica, книга 1890 года с анализом дипломатических последствий казни принца, интересный нам момент на стр. 15). Российская нота протестовала против нарушения священных законов и требовала объяснений - французский ответ был в духе «После смерти царя Павла Франция не посчитала себя вправе требовать от России каких бы то ни было объяснений». Действительно, после такого ответа оставалось только воевать.

Пара страниц про концепт военных поселений. Сама по себе идея прекрасная, что-то вроде утопии города-сада, когда люди верят, что картинка на бумаге может реально существовать в жизни. Более того, что эта картинка и саму жизнь переменит. Я тут же задумался, где на это можно было бы посмотреть. И действительно, вроде как есть музей военного поселения в селе Медведь. Когда в Россию снова можно будет ездить, надо будет обязательно посетить. При этом в Википедии о нём ни слова, и насколько это музей живой (тем более, насколько он доживёт до падения нынешнего железного занавеса) - непонятно.

В книге Акунин достаточно много пишет о важности образования. Основной тезис совпадает с тем, что регулярно говорит Шульман: демократизация образования (расширение круга допущенных к нему лиц, а ещё лучше - обязательность образования) приводит к требованиям допуска этих образованных лиц к участию в политической жизни страны. Другими словами, требованиям демократизации власти. Потом уже в романе Акунин возвращается к этой же теме, когда друзья-реформаторы мечтают о том, как они придут к власти, и спорят, с чего начать реформы: с экономики, с правосудия или с образования? Симпатии автора явно на стороне последнего варианта.

Это очень сильно совпадает и с моими личными ценностями. Я помню, как коллеги начали когда-то обсуждать, что бы они сделали, если бы выиграли в лото много денег. Я слушал их варианты (в основном: расплатиться с кредитом, купить Феррари и больше не работать), а потом задумался сам: а что я бы сделал? И понял, что деньги - это в первую очередь свобода. Свобода не работать, если тебе работа поперёк горла. Но и свобода работать, если тебе работа нравится, причём работать там, где ты хочешь, не задумываясь вообще ни о чём. Как Форрест Гамп - ему нравилось стричь свой газон, и он стриг свой газон. После чего ты немедленно переходишь к вопросу: что тебе нравится делать? А чтобы вернуться к деньгам, вопрос приходится переформулировать (особенно, если для ответа на предыдущий вопрос не нужно много денег - мой вариант): что бы я делал со сдачей? Куда лично мне хотелось бы вложить лишние деньги? И у меня тогда была красивая утопия: если денег действительно много, можно пытаться поднимать минимальный уровень образования. Именно минимальный - максимальный уровень повышают в элитных спецшколах. Мне же нравится идея строить школы там, где их нет вообще, нанимать учителей, платить родителям, согласным отпустить детей учиться читать. Именно для того, чтобы эти дети получили свой шанс участвовать в политической жизни страны - дальше они сами построят то, что будет лучше для них.

А через несколько дней (никак не связано с книгой) я вдруг понял, что нет, эта утопия меня уже не греет. Потому что Россия. Вот нам всем прекрасный контрпример: очень образованное общество, которому плевать на участие в политической жизни страны. Да, есть отдельные несчастные, которым не нравится происходящее (искренне надеюсь, что они смогут куда-то уехать). Но подавляющее большинство даже моих друзей и родственников аргументирует в духе: свобода кушать мне важнее свободы говорить.

Нужно срочно придумывать себе новый план на жизнь. А то выиграю в лото - и не буду знать, что делать!

Глава о начале Крымской войны просто выглядела как сатира на 2022 год. Я специально несколько раз проверял дату выхода книги - нет, она была опубликована в 2020. По Акунину, Россия пошла на войну 1854 года в частности ещё и потому, что царь был уверен в превосходстве собственной армии. Потому что все рапорты были сугубо оптимистические. Потому что именно такое любил читать император. А кто же сам-дурак, писать то, что не понравится царю? Цитата из Тарле: «[российские посланники заграницей] писали иной раз вовсе не то, что видели их глаза и слышали их уши, а то, что, по их мнению, будет приятно прочесть властелину в Зимнем дворце».

Из интересных деталей той войны: в 1854 году флот союзников атаковал Петропавловск-Камчатский. Город удалось защитить, союзники уплыли, но в долгосрочной перспективе удержаться там не представлялось возможным, и город (военную базу, гарнизон) перевезли на Амур. Через некоторое время эскадра союзников действительно вернулась, никого не обнаружила и сожгла остатки города. В Википедии видно, что население оставалось мизерным до конца XIX века. Почему и как город возродился, не пишут. Ну а современный Петропавловск-Камчатский - это уже СССР построил.

А самый неожиданный для меня тезис книги в том, что ещё с Александра I власти пытались «освободить крестьян» - не столько ради крестьян, сколько для того, чтобы экономика России нормально заработала. Но уже к тому времени система зашла в тупик: освободи крестьян, и ты разоришь большую часть помещиков, формально являющихся опорой всего государства. То есть, кардинальная перестройка всей структуры власти, революция.

Глава про соглашения 1814 года называется «Европейский концерт». Я такой: что??! Это же очевидная калька с французского «Concert européen», где первое слово обозначает «договор» (в современном французском это «accord» - ещё один музыкальный термин). Посмотрел Википедию - действительно, это официальный термин.

Неожиданная этимология слова «карбонарий» - от carbon = уголь. Акунин не развивает эту тему, я тут же предположил что-то символическое в духе «Из искры возгорится пламя». Но нет, Википедия говорит, что у карбонариев «существовал ритуал сожжения древесного угля, символизировавший духовное очищение членов общества».

В прилагающемся к книге романе узнал этимологию слова «алиби» - это однокоренное слово с «alien». Alius = «другой», alibi - сначала обозначало «по-другому», а потом «в другом месте» - нынешний смысл «алиби».

knigi, Борис Акунин

Previous post Next post
Up