Anselm Kiefer в Ценре Помпиду

Jan 19, 2017 16:32

Про Ансельма Кифера я не слышал до того, как i-shmael не предложил сходить на его выставку потому что это самый интересный из живущих художников. И это была едва не первая выставка, на которую я ходил много раз - сколько было возможностей сходить, столько и ходил.

Выставка огромная, и каждый зал настолько непохож на всё, что ты видел до сих пор, что у тебя реально перехватывает дыхание. Ты думаешь - ну да, вот он «апогей художника». а потом переходишь в следующий зал - и по новой. И самое удивительное, когда осознаёшь, что он ещё жив, что он продолжает что-то делать, что какие-то вещи он сделал специально для этой выставки.

Начало довольно спокойное. Уже видны какие-то постоянно потом возвращающиеся темы, то есть по-настоящему ценишь картины после нескольких проходов по выставке. А сначала они напоминают карточки для игры Dixit - нагромождение каких-то легко интерпретируемых в любую сторону символов:






Pour Céline, Voyage au bout de la nuit - он много играет с книгами. В зале были какие-то массивные свинцовые книги со сплавившимися страницами, с какими-то никому уже не видными текстами внутри. И вот это - настоящий пейзаж с игрушечной железной дорогой, фотография вклеена в свинцовую книгу, и фотография этой книги - в общем коллаже. Картина, которая рассматривается как та самая многостраничная книга.



Märkische Heide (La Lande de la Marche de Brandebourg) - а вот здесь совершенно непонятно по фотографии, но я помню, как это было. Очень толстые, жирные мазки, огромная картина. И ощущение какой-то забытой, неухоженной земли - вкупе с берёзками очевидно вызывало ассоциации с родиной (Анюта не согласилась).



Palette am Seil (Palette suspendue à une corde) - эту картину оставлю как иллюстрацию искажения цветопередачи: у оригинала был совершенно непередаваемый сиреневенький оттенок. Сама композиция - название переводится как «палитра на верёвке», палитра художника тоже регулярно возвращается у Кифера - невольно напоминает старый мультик Pixar...



А в следующем зале вдруг висят огромные полотна, практически целиком залитые деревянной «текстурой», с чёткой перспективой. Quaternität (Quaternité) - огни подписаны «Отец», «Сын» и «Святой дух», змея - «Сатана»:



Notung:



Wege der Weltweisheit (Chemins de la sagesse du monde) - очевидно напоминает La Fée Electricité, только вместо известных мне имён физиков здесь немецкие поэты и философы. Я с удовольствием слушал объяснения i-shmaelя, но запомнил мало.



Margarete. В этом месте мне i-shmael рассказал о существовании Пауля Целана, и в частности о его стихотворении c «волос твоих золото Гретхен, волос твоих пепел Рахиль». Стихотворение прекрасное, в оригинале Гретхен звали Margarete, откуда и название картины. И совершенно безумная техника - солома, пепел, огонь.



Sulamith - на стенах был сопроводительный текст про ценности руин, про руины конкретной страны и даже про Альберта Шпеера. Но мне просто нравится простая перспектива, как была парой залов выше.



Вот про этот зал рассказали, что его Кифер целиком сделал для выставки в Помпиду. Там было с три десятка таких витрин - смотреть-не пересмотреть. Вот эта, например - Аргонавты:







Die Orden der Nacht (Les Ordres de la nuit) - снова огромные полотна, жирные (чуть ли не землёй) мазки. И гигантские подсолнухи - я буквально через неделю после этого пошёл в Лувр и с огромным удивлением увидел вот эти же киферовские подсолнухи, но в металле (на лестнице в египетской коллекции). Лувр, всё-таки, удивительный музей, не перестаёт меня удивлять.



Или вот эта - Für Paul Celan: Aschenblume (pour paul Celan: Fleur de cendre) - я специально сфотографировал её с человеком на переднем плане, чтобы можно было хотя бы примерно ощутить её размер. Затягивающую снежно-пепельную перспективу. И выпирающие на зрителя камни-книги.



Под конец картины становятся совсем сложной техники. Вот здесь - Shebirat ha kelim (La Brisure des vases) - я снова нарочно нашёл ракурс, чтобы «нимб» блестел отсветом музейной лампы. Стекло над головой, но и осколки его же в каждом кармане робы «ангела».



И вот эта - Für Paul Celan: Helme der Nacht (pour paul Celan: Epis de la nuit) - насколько же в оригинале прекрасно смотрится золотое «Солнце» наверху картины. i-shmael рассказывал о других картинах Кифера, где у того вся поверхность может быть покрыта какой-то играющей на солнце субстанцией - я так и не видел, но представлял именно вот такой эффект.



После выставки переслушал все передачи про Кифера на France Culture, прочитал все о нём книжки из городской библиотеки. Удивительный человек оказался. Больше всего мне понравилось происхождение у него свинца - в 1980-х реставрировали Кёльнский собор, в частности перекрывали крышу. И Кифер выкупил весь старый свинец собора. И из него теперь делает все эти пароходики с самолётиками. Ну как можно не любить такого человека?

stihi, louvre, centre pompidou

Previous post Next post
Up