Рождением метрополитена Неаполя можно назвать 1993 год. Это был участок линии 1 от станции Vanvitelli до Colli Aminei протяженностью 4 км и состоящий из 6 станций. В данный момент неаполитанская подземка представляет из себя сеть из трех линий, сопряженных с пригородными жд станциями и четырех фуникулеров. Протяженность линий составляет около 35 км, количество станций - 32, пассажиропоток за день менее 500 000 человек. Наименования линий незамысловатые: первая, вторая и шестая. Первая и шестая линии управляются компанией Metronapoli, оператором второй линии является Trenitalia.
Часть станций первой и шестой линий было решено сделать подземными музеями современного искусства. Данный пост проиллюстрирован небольшой и наиболее интересной частью станций первой линии.
1. Найти актуальную карту неаполитанского метрополитена оказалось большой проблемой. Конкурирующие перевозчики не хотят афишировать существование друг друга и на станциях первой и шестой линий можно встретить карту станций только оператора Metronapoli, линия 2 игнорируется. В интернете имеется множество карт перспективного развития метро, но они уже устарели. На данный момент актуальным участком линии 1 является промежуток Piscinola - Garibaldi(станции Duomo и Municipio пока на этапе строительства). Линия связывает жд-вокзал, центр и сервер города. Станции линии 1 преимущественно глубокого заложения. В перспективе линия должна замкнуться в кольцо.
2. Станция Гарибальди. Запущена 31 декабря 2013 года. Обилие эскалаторов и стекла, используемого в отделке могут свести с ума.
3. Глубина заложения станции около 40 метров. Это высота 14 этажного современного панельного дома.
4.
5. На эскалаторе станции Гарибальди Эшер Мауриц Корнелис призадумался бы.
6. Архитектор проекта - француз Доминик Перро(Dominique Perrault). Помимо станции Гарибальди, к интересным работам можно добавить небоскреб для компании Фукоку в Осаке, в стадии строительства очень интересный проект в Сеуле - международный бизнес-центр Йонгсан и не менее интересный DC Towers в Вене.
7. Значительным изменениям подверглась площадь Гарибальди.
8. Облик станции контрастирует со старыми зданиями площади. В настоящее время строится переход на линию 2. В будущем станция будет иметь пересечение еще с двумя проектируемыми линиями.
9. Станция "Университет". Облицовка станции - голографические изображения.
10. В большинстве случаев, в неаполитанском метро нельзя просто перейти на противоположную сторону станции и поехать в обратном направлении. Плюсом такой организации станций является четкое управление пассажирского потока: люди, спешащие на выход не пересекаются с теми, кто спускается в метро, минус - потеря времени на то, чтобы подняться наверх и нырнуть во вход до нужного направления.
11. Данте...
12. ... и возлюбленная Данте - Беатриче Портинари. Хотя Данте и разговаривал с Беатриче всего два раза в жизни, тем не менее большинство строчек о любви в творчестве поэта обращены к ней.
13. В основном, система выходов многоуровневая.
14. Когда в Неаполе открылась станция "Университет", она привлекла внимание общественности. Многие СМИ утверждали, что Карим Рашид, который работал над оформлением станции, изобразил Бенито Муссолини(профиль черных колон напоминает Дуче).
15. Станция "Толедо". Обычно эту станцию включают во всевозможные подборки "N лучших/красивых станций метро мира".
16. Главный архитектор и дизайнер подземной части станции каталонец Оскар Тускет Бланка(Oscar Tusquets Blanca). В подуличных переходах, а так же в нескольких промежуточных залах станции можно встретить работы различных художников. Примечательно, что в оформлении станции используется панорма Ильи и Эмилии Кабаковых - художников из Днепропетровска, Украина.
17.
18. Кратер глубиной 40 метров. Подсветка постоянно меняется(144 LED-элементов), создавая ощущение отливов и приливов.
19. Непроизвольно либо голова тянется в жерло кратера, либо рука за смартфоном.
20. Фрагмент длинного мозаичного пано под названием "Гуманизация". Некоторые части пано - репродукция проекта 1906 года одной из жд-станций линии, впоследствии включенной в линию 2. Само окружение района станции Толедо достаточно симпатичное: здесь есть современные кварталы и застойка домов в стиле ар'деко.
21. Станция Данте. Одним из дизайнеров станции является уроженец города Толедо, но расположенного не в Италии, а в штате Огайо. Помимо фразы на стене из «Пира» Данте, написанную с использованием неоновых ламп, больше отсылок к поэту нет. Несет ли мозаика с геометрическими узорами какую-либо смысловую нагрузку? На этот вопрос contemporary art вам вряд ли ответит.
22. Станция "Музей". Наиболее интересный декор расположен в вестибюле станции. Внутри находятся Геркулес Фарнезе, предоставленный Национальным музеем.
23. Станция "Vanvitelli".
24. Здесь пересекаются три линии фуникулеров.
25. Станция Materdei. Здесь русский мыслитель, анархист и идеолог народничества М.А. Бакунин оказывается по соседству с Пьером Паоло Пазолини известного по экранизации "Евангелия от Матфея", представляющего жизнь Христа в марксистко-католической ипостаси и Фридрихом Ницше.
26. Завершают компиляцию Жиль Делёз, Мао Цзэдун и Ги-Эрнст Дебор. Мао оказался в окружении двух людей, покончивших жизнь самоубийством. Делёз ввел в оборот термин "шизоанализ". "Если ряды означающего и означаемого рассинхронизируются, то возникает шизофренический язык, за которым будущее". Дебор же известен уподоблением общества спектаклю. Его работа так и называется - "Общество спектакля". "Этот мир есть ничто иное, как гнетущее псевдо-наслаждение", "с блаженным приятием действительности может хорошо сочетаться показной бунт - и этим выражается то, что даже неудовольствие превратилось в некий товар", "субъектом истории может стать лишь человек самосозидающий, являющийся господином и обладателем собственного мира". Набор лиц озаглавлен как "Innocent"("Невинность").
27. Все плохое может скрываться в самом сердце всего хорошего.
28. Станция, имеющая зал и где есть возможность перейти на противоположную станцию - скорее исключение. Типовая станция в Неаполе не имеет собственного зала.
29. Спуск к поездам станции "Materdei", оформленные простым мозаичным узором намекают, что автор не несет ответственности за оформление того, что находится непосредственно на станции.
30. Станция "Salvator Rosa"(введена в эксплуатацию в 2001 году). К слову, зимой у неаполитанской подземки здорово так протекает "крыша". Помимо того, что выход со станции ведет на улицу Сальвадора Розы, упоминаний о художнике в самой подземке найти не удалось. На улице стоит дом, в котором жил автор слов песни "O Sole Mio" Джованни Каппуро. Считается, что слова и музыка к песне были написаны в солнечном городе на Черном море Одессе.
31. Автор - Natalino Zullo, 1939 год. Бесполые существа как-то умудряются удерживать свою жизнеспособность и маски ведьм.
32. Чтобы это ни значило, но сдвинуть точку сборки такие создания в состоянии.
3. Время перешагнуло за 21:00...
3. ... и это означает, что подземное царство живых людей неаполитанской подземки вымирает. Интервал движения увеличивается до 15 минут.
33. Станция "Quattro Giornate". В течении 15-20 минут, человек, забредший сюда, будет предоставлен сам себе и современному концептуальному искусству.
34. Когда в Москве открывали станцию "Достоевская", то создателей настенных инсталяций упрекали в депрессивном характере персонажей и образов...
35. Если бы в природе существовали станции-побратимы, то это однозначно была бы "Достоевская".
36. Чуть ниже по эскалатору дается трактовка: In Girum Imus Nocte Ecce Et consumimur Igni - мы идем в ночи и огонь поглащает нас. Стену другого входа станции украшает дзен-буддисткий круг "энсо", означающий "истинную природу Будды", просветление.
37. Quattro Giornate - это хардкор современного искусства.
38. Ближе к ночи ветер в тоннелях начинает свой заунывный рассказ...
39. ...возможно, так разговаривают люди, погребенные Везувием несколько тысяч лет назад.
40. Appuntamento con la conscienze - встреча с совестью.