Семь сестёр

Oct 17, 2012 03:04





Башни огромные, колоссальные необходимы в городе, не говоря уже о важности их назначения для христианских церквей. Кроме того, что они составляют вид и украшение, они нужны для сообщения городу резких примет, чтобы служить маяком, указывавшим бы путь всякому, не допуская сбиться с пути. Они еще более нужны в столицах для наблюдения над окрестностями... Строение должно неизмеримо возвышаться почти над головою зрителя; чтобы он стал, пораженный внезапным удивлением, едва будучи в состоянии окинуть глазами его вершину. И потому строение всегда лучше, если стоит на тесной площади. К нему может идти улица, показывающая его в перспективе, издали, но оно должно иметь поражающее величие вблизи. Чтобы дорога проходила мимо его! Чтобы кареты гремели у самого его подножия!

Николай Васильевич Гоголь
В день 800-летия Москвы в одно и тоже время была произведена торжественная закладка восьми высотных зданий. С того момента прошло 65 лет, но именно 7 построенных сестер, расположенных на семи холмах, определили облик города на многие годы, подчинили себе дороги и площади, притянули к себе окружающую застройку, придали Москве столичный лоск.

Высотные здания по природе своей сугубо иррациональны. Форма не соответствует содержанию. "Зачем университету находиться в небоскребе? Зачем жилым домам шпили, башни и статуи? Неужели МИД и МПС были для сталинского СССР самыми важными министерствами? Были ли «Ленинградская» и «Украина» самыми значимыми из всех столичных гостиниц?"[1] Функциональность и утилитарность принесены в жертву пафосу и амбициям. Нет, здесь нет противоречия. Семь сестёр стали символом национального возрождения после войны.

Подобно ньюйоркским и чикагским небоскребам, московские высотные дома копируют не только элементы готики, ар-деко, классики, но и привносят древнерусскую архитектуру, берут шпиль с Храма Василия Блаженного, башню церкви Вознесения в Коломенском и переплавляют все в свой неповторимый образ послевоенной эпохи.





1. Гостиница Ленинградская. 136 метров. Архитекторы Поляков Л.М., Борецкий А.Б. 1952 год.


2.


3.



4. Высотное здание на площади Красных Ворот. 138 метров. Архитекторы А.Н. Душкин, Б.С. Мезенцев. 1953 год.


5.


6.



7. Жилой дом на Кудринской площади. 156 метров. Архитекторы М.В. Посохин, А.А. Мндоянц. 1954 год.


8.


9.


10.


11.



12. Здание Министерства иностранных дел Российской Федерации. 172 метра. Архитекторы В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус. 1953 год.


13.


14.



15. Жилой дом на Котельнической набережной. 176 метров. Архитекторы Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский. 1952 год.


16.


17.


18.


19.



20. Гостиница "Украина". 198 метров. Архитекторы А.Г. Мордвинов, В. К. Олтаржевский. 1957 год.


21.


22.



23. Главное здание Московского Государственного Университета. 235 метров. Архитекторы Б. М. Иофан (был смещён с должности главного архитектора), Л.В. Руднев, С.Е. Чернышёв, П.В. Абросимов, А.Ф. Хряков, В.Н. Насонов. Скульптурное оформление фасадов - работы мастерской В. И. Мухиной. 1953 год.


24.


25.


26.


27.


28.


29.

...архитектура - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе. Пусть же она хоть отрывками является среди наших городов в таком виде, в каком она была при отжившем уже народе, чтобы при взгляде на нее осенила нас мысль о минувшей его жизни и погрузила бы нас в его быт, в его привычки и степень понимания, и вызывала бы у нас благодарность за его существование, бывшее ступенью нашего собственного возвышения.

Николай Васильевич Гоголь

1. Прыжок в высоту. Сталинским высоткам - 65 лет

Города, Москва

Previous post Next post
Up