В 1565 во Франции году появляется весьма правильный закон, требующий от производителей ножей ставить свой торговый знак на клинок, как гарантию качества.
Кстати, вы обращали внимание, что в подавляющем большинстве случаев логотип (название ножа) наносят на левую сторону?
Наверняка, обращали :) А о причинах задумывались?
Объяснение банальное и простое и следует из правил этикета: нож должен лежать справа от тарелки, лезвием к ней (обязательно лезвием к тарелке ибо иначе сосед за столом может наткнуться и порезаться). И для удобства, безусловно :)
Так вот именно при таком расположении данное размещение клейма-логотипа-названия наиболее выгодно.
Так вот, об Опинеле.
Предлагаю немного исторического экскурса.
В 1799 году родился Виктор Амеде Опинель. Жизнь поначалу не сулила ему какого-то счастья или больших успехов.
Скорее, она решила загрузить его по полной и с детства заставила работать бродячим разносчиком.
К чести Виктора стоит отметить, что работая он успевает освоить ремесла кузнеца и лудильщика, а в возрасте восемнадцати лет и вовсе открывает небольшую мастерскую в Альбьезе. В основном изготавливает серпы, реже ножи и основное - гвозди для подбивания сабо. И, спустя некоторое время, женившись, начинает приучать к кузнечному мастерству своего сына Даниеля.
Сын уговаривает отца расширить мастерскую новыми станками и приобрести гидравлический пресс "Арван". Из мастерской рождается уже небольшое предприятие, которое специализируется на режущем инструменте.
К этому времени подрос сын Даниеля, Жозеф. Наделенный от природы живостью ума и изобретательностью, он буквально "заболевает" идей ножа с круглой, удобной рукоятью, с простым и безотказным "замком".
Дело стопорится из-за отсутствия станка, с помощью которого можно было бы прорезать рукоять по всей длине, но Жозефа это не останавливает и он находит решение, приспособив для этой цели циркулярную пилу.
Оковки на рукоятке ножа не было, было обычное кольцо, которое ее обжимало.
Это был настоящий прорыв. К 1896 году Жозеф и трое его помощников выпускают по пять (а то и больше) дюжин ножей в день. Легких и недорогих.
Надо заметить, что двадцатью годами ранее началось развитие еще одного занятного ножа другим мастером. Гордое название "Альпиец" и такой же гордый нож. С деревянной рукоятью, митрами, собранный на пластинах и с клинком, который фиксировался, он был гораздо совершеннее и изысканнее уж слишком простого Опинеля. Но, это ему никак не помогло. Увы, судьба коварная штука, Альпиец так и не пересек Альпы, в то время как Опинель шагает по всему миру....
Но, это дело десятое, вернемся к Опинелям :)
В 1909 году Жозеф официально регистрируется как ножовщик и на выпускаемых ножах, согласно вышеупомянутого закона, появляется его торговый знак. Это было изображение короны Савойского герцогства и двух пальцев руки святого Иоанна, крестившего Христа.
Ровно через два года Жозеф принимает участие в международной выставке в Турине, куда привозит опинели в четырнадцати различных типоразмерах плюс к этому столовые и профессиональные ножи.
С выставки он возвращается признанным и с золотой медалью.
Ему (и его производству) становится тесно в маленькой Альбьезе и Жозеф принимает решение о переезде в Коньин.
Фабрика находится там и по нынешнее время.
Вплоть до 1955 года нож оставался практически без изменений.
И только в этом году появилась оковка и нож в том виде, в котором он нам с вами знаком сегодня.
Но, если уж быть совсем-совсем дотошными, то все же следует сказать, что принцип оковки это не изобретение семьи Опинель.
Еще с восемнадцатого века на нонтроновских ножах оковка использовалась. Поворотной детали не было, да :)
Тут все лавры точно господам Опинель :)