(no subject)

May 01, 2010 10:43

Статья Кедровой про контакт матери и ребенка.

Не устану благодарить судьбу за то, что училась именно у нее.

Сохраню себе еще ее старое интервью, а то этой страницы уже нет.
Интервью с Натальей Кедровой (расшифровка)

Наталия Кедрова - гештальт-терапевт, преподаватель Московского Гештальт Института и Психолого-Педагогического института, руководитель психологической службы школы “Мумми-Тролль”. Интервьюер - Деревянко Артем, студент-психолог МГУ, студент Натальи Кедровой в МГИ.

Интервью было нужно для выполнения профессиограммы психолога-профессионала для курса психологии труда. Проныра-интервьюер воспользовался ситуацией в своих целях и решил поднять в разговоре не предусмотренные методичкой, но лично его волнующие темы, касающиеся работы гештальт-терапевта. Итак…

Договорившись о встрече в 22.00 дома у Наташи, я прибыл на место и ожидал ее из гостей, попутно готовясь к экзамену по психиатрии. Психиатрия постепенно обращалась реальностью, вытекая из пособия и конспекта, как тесто из квашни - прямо в мою больную голову. Около 00.00 вылез в И-нет, где обнаружил письмо от Мура из Киева, которое гласило (авторская орфография и пунктуация сохранены): “типа просветленный может есть белого кролика но фишка вся в том что если он будет его есть то он типа не просветленный уже”. Загрузившись сей преМУдРостью, ваш покорный слуга впал в транс, размышляя, останется ли он типа просветленным если выпьет чаю, и тут летучая мышь ударилась в снаружи в оконное стекло и раздался звонок в дверь - Наташа вернулась из гостей. Пробило ровно полночь. Преодолев архетипический страх по этому поводу, я осторожно осведомился, в состоянии ли интервьюируемый в столь поздний час выполнить обещанное. Наташа, ставя метлу в угол и забрасывая связку змей на гвоздь под потолочную балку, пробормотала заклинание, снимающее усталость и кивнула утвердительно-загадочно…

“Н” - Наташа - засыпает, “А” - Артем - все время мнется и стесняется, “Sn” - мысли Артема, возникающие по ходу расшифровки записи, как вы увидите, их немного:) , “:)” - Смешинка, которая изредка прилетала и сводила на нет весь супер-серьезный настрой интервьюера.

(Сразу надо пояснить, что здесь только кусочки интервью, потому что оно огромное…)

…А: Ты не могла бы кратко дать сущностное определение гештальт-терапии?

Н: Сущностное определение гештальт терапии (усмехаясь - Наташа постепенно понимает, в какую ловушку угодила)… Вот щас Данилу надо пойти разбудить (Sn: что потом и было сделано), пускай он дает это определение:) Наверное можно говорить о восстановлении целостности человека, способности к развитию, … действительно, какое-то восстановление возможности человека полноценно жить, развиваться в том мире, в котором он реально существует. А если говорить о научной стороне дела, то это, действительно, подход, который из всех психотерапевтических подходов имеет наиболее выраженные естественнонаучные корни. Здесь сильно действует принцип реальности - то, что человек получает некоторый опыт из реальности, и принцип эксперимента - как способа проверки достоверности нашего представления об этой реальности, что тоже свойственно именно естественнонаучному подходу. В гештальт-терапии важно, когда ты предлагаешь клиенту самому что-то попробовать сделать по-новому, чтобы посмотреть насколько это оправдывает или не оправдывает его ожидания…

А: Скажи, какие люди обращаются, имея в виду, что тебя потом могут читать и первокурсники.

Н: Ну, здесь очень забавно сравнить, как это было лет десять назад, когда мы только начали заниматься психотерапией, и я как раз специализировалась по гештальт-терапии с детьми. В первую очередь обращались родители, воспитатели, и основное обращение звучало примерно так: “Мне не нравится, как себя ведет мой ребенок, сделайте так, чтобы он вел себя так, чтобы мне было удобно. Исправьте моего ребенка.”. То есть это было похоже на клинический, медицинский запрос: “Сделайте из неправильного ребенка - правильного”. А потом, лет, наверное, пять-семь назад, было довольно значительное изменение, когда родители стали обращаться приблизительно с такими формулировками: “Мы не очень хорошо понимаем друг друга, помогите нам лучше договориться и лучше понять друг друга”. Сейчас, к сожалению, опять пошло в такую сторону, что родители обращаются с запросами, что ребенок недостаточно успешен. “Мы его учим тому-то, тому-то и тому-то, а он с этим недостаточно успешно справляется.” Или: “Ему нужно знать испанский язык, выучить высшую математику или освоить верховую езду и какой-нибудь японский этикет, а он недостаточно успешно и хорошо с этим справляется”. Второе важное изменение за это время произошло, это то, что стали обращаться сами дети. Они обращаются с гораздо более разумными запросами (чем родители:) ) …правда это в нашей школе, где мы проводим большую просветительскую работу. Ну, они могут прийти и сказать, например: “Что-то я стал очень агрессивен! Как бы мне с этим справляться?” Или - после взрывов (имеются ввиду взрывы домов в 99-гожу) - тоже подходили с запросами по поводу потери смысла, безопасности, и как с этим можно справляться. Взрослые - отчасти обращаются те, которые уже довели себя до изнеможения своими симптомами, своим издевательством над собой, пытаясь себя загнать в рамки ожиданий или непомерных требований. Но тоже довольно много сейчас приходит молодых людей с запросом на более полное и глубокое развитие - профессиональное, личностное. Это как-то радует, что люди раньше начинают замечать, что им нужно позаботиться о своем внутреннем мире, своем душевном росте…

А: Как люди узнают о тебе, и вообще - о гештальт-терапевте?

Н: Мне кажется, что больше всего они узнают по каким-то слухам. Честно говоря, я ничего не делаю специально, чтобы узнавали: не даю рекламы, не даю какой-то информации, как-то вот…родители - у них своя, родительская почта. Если у кого-то получился хороший результат, они присылают своих знакомых. Были какие-то публикации в “Parents”, тоже, наверное, после этого люди обращались. В основном, когда клиент приходит, он не приходит специально на гештальт-терапию. Приходит со своими проблемами, и далеко не всегда заинтересован, каким именно методом его будут “лечить”. Про гештальт-терапию скорей интересуются студенты, или врачи практикующие, которым нужно выбрать какую-то ориентацию, методику, технологию своей собственной работы. А клиенты, когда они приходят, им нужно, чтобы им стало просто легче и приятнее жить. И уже в конце бывает так, что они спрашивают: “А что это мы с вами такое делали?”. Вот тогда рассказываешь: “Есть такая гештальт-терапия…”:)

А: А как ты понимаешь роль терапевта?

Н: Уточни свой вопрос, пожалуйста!:)

А: (в легком замешательстве, хрюкает в микрофон, чешет им волосатый подбородок, не замечая, что это вызывает жуткие шумы и помехи)…Ну…Что такое делает терапевт для человека или в процессе взаимодействия с ним, и к чему это приводит?

Н: Я думаю, что наверное у каждого терапевта какая-то своя картинка про то, что он делает. Мне кажется, что важно, что терапевт это тот, кто говорит клиенту правду. Ту правду, которую он о себе, о своей жизни не может увидеть, заметить, признать. Другое дело, что важно говорить так, чтобы это было понятно человеку, чтобы это было не разрушительно для его картины мира для его отношения к себе. Основная задача, это, действительно, помочь человеку увидеть, где он сам себя запутал, где он сам портит себе жизнь, не хочет замечать это…это как такое… ну, как…если пытаешься подстричь себе затылок, то нужно, чтобы кто-то держал зеркало. Мне кажется, что терапевт, это, в какой-то степени, - такое зеркало, чтобы увидеть то, чего человек не может увидеть сам. Ну и в гештальте конечно важно, что это такой живой процесс взаимодействия и общения, какой-то обмен, то есть здесь очень важно еще просто человеческое присутствие. Терапевт, это такое сложное живое зеркало. А к чему это приводит? С одной стороны, к какому-то большему осознаванию, большей встрече с собой и принятию реальности. Мне кажется, что это приводит к большей свободе для развития человека. И вначале терапевт выполняет еще роль такой некоторой подпорки, потому, что создает безопасное пространство, в котором человек может делать то, чего трудно дается в обычной жизни. Оранжерея такая, инкубатор, лаборатория, в которой можно попробовать то, чего в обычной жизни не удается: слишком страшно, слишком сложно. Но самое важное, чтобы это переносилось в реальную жизнь, где человек мог бы обходиться уже без терапевта.

А: Такой клишированный вопрос: какими качествами должен обладать терапевт, его личность?

Н: Если говорить о гештальт-терапевте, то он должен быть честным, потому что клиент и так себе достаточно изощренно врет про себя, про свою жизнь. Второе важно, чтобы он умел внятно видеть, был наблюдательным, мог замечать и сообщать о том, что происходит. Хорошо бы, чтобы он при этом был хорошим человеком, мог бы сочувствовать, как-то участвовать…:) …Не знаю, мне кажется, что вот эти. Перлз это хорошо сказал - терапевт должен уметь видеть, и не бояться сказать об этом. Видеть очевидное и не бояться сказать об этом.

А: А вот… если случается…ну, какой-то клинический просто случай (Sn: интервьюер, вероятно, имеет в виду себя:) ) …там работают эти же закономерности?

Н: Клинический - ты что имеешь в виду? Какие-то серьезные психиатрические нарушения? Ну здесь мне кажется, что психотерапевтическая работа осмыслена только в плане… не лечения заболевания, а возможности приспособиться к нему и выживать. Поэтому здесь это все равно работает - в том диапазоне, в котором человек может тебя услышать, воспринять…здесь, скорее, приходится подбирать язык, на котором человек тебя может понять.

А: Известно, что под влиянием своей профессии человек сильно меняется и “растет в другую сторону”, вот…:) …можешь что-то про это сказать?

Н: Ты имеешь в виду какие-то профессиональные искажения личности:)? Да, очень сильно усиливается пофигизм! Трудно предъявлять требования к собственным детям, - понимаешь их больше, чем воспитываешь. Вместо того, чтобы их воспитывать и требовать от них, чтобы они делали уроки, вели себя как подобает, поддерживаешь в них творческий рост и страсть к эксперименту, что не всегда бывает полезно, потому что иногда дети хотят, чтобы родители просто дали им внятное указание, а не спрашивали, как они себя чувствуют и что по этому поводу думают. Пожалуй, так все остальное я не сказала бы, как негативное, потому что, действительно, тренируется определенная гибкость, возможность находить общий язык с людьми разных профессий, культурных групп, в этом плане это скорее какие-то позитивные вещи. То, чем приходится расплачиваться за эту работу… ну не знаю, это какой-то уже более философский вопрос, если он там у тебя дальше будет возникать, тогда потом к нему и вернемся. Слово пофигизм потом замени на безответственность в кавычках:)

А: Ты можешь вспомнить какую-нибудь байку из профессионального фольклора про то, какой гештальт-терапевт особенный пингвин, например, и как он сталкивается с обычными пингвинами:) ?

Н: Знаешь, где-то их много было, просто боюсь, я сейчас не вспомню. Давай мы потом или Данилу этим озадачим - у него в голове всегда много каких-то притч, баек - или, если вспомню, тогда скажу. Сейчас их что-то просто нету.

А: Тогда следующий вопрос нашего ток-шоу:) - что может быть ресурсом для профессионального развития гештальт-терапевта? Задатки что ли, я не знаю как назвать.

Н: Ты говоришь о том, откуда можно брать какие-то силы, чтобы противодействовать сгоранию, когда кончаются собственные ресурсы для работы, когда идет эмоциональное выгорание? Или ты спрашиваешь о том, каким должен быть человек, чтобы ему имело смысл быть гештальт-терапевтом?

А: И то и другое:) (Sn: изворотливый лобный больной с хорошо простроенной компенсацией:) )

(Sn: чем дальше заполночь, тем больше пролетает смешинок…:) …)

Н: Гештальтисты они очень разные… Но можно заметить, что у них обычно есть живое чувство юмора, большое любопытство к миру, что заставляло наших иностранных коллег и учителей, приезжая в 90-е годы в Россию, зайдя в какую-нибудь неимоверную совершенно забегаловку и, попытавшись там разжевать абсолютно несъедобную пиццу, потом улыбнуться и радостно сказать: “Oh! New expiriens! New expiriens!”:) ! То-есть, такая возможность с любопытством и благодарностью принимать то, что тебе предлагает жизнь - это, наверное, хорошее качество. Скорее больше участвовать в жизни, чем ее переделывать, перестраивать, обучать… Такие они все легкомысленные товарищи:) … и легко обходятся… не держатся за какие-то там рамки, традиции…здесь действительно много какого-то творчества, и в то же время, - человеческого. Самые разные люди - и они очень какие-то славные и готовые к какому-то человеческому общению, даже вне психотерапии. Ну, можеть быть, это у меня такой романтический взгляд на гештальт-терапевта /:)/, на самом деле они гнусные эгоисты и карьеристы… Но вот, пожалуй, какое-то такое любопытство, готовность влезть в новую авантюру, чувство юмора и творческие способности. Мне-то кажется, что здесь еще много какого-то такого этического момента, потому что в гештальт-подходе предполагается равенство клиента и терапевта, равная ответственность, уважение к личности клиента. Здесь очень много этических моментов, которые тоже делают симпатичной эту профессию. Ну вот. Какие ресурсы для восстановления? Мне кажется, что важно - для многих, это искусство, то есть или люди что-нибудь пишут-рисуют, или они с этим как-то соприкасаются - слушают музыку, например. Искусство как-то очень многое дополняет и дает. И какое-то собственное творчество. Важный кусочек - это возможность побыть самим с собой, выйти из постоянного взаимодействия, просто уходить в какое-то пространство для собственного интереса, переживаний…

А: Ну вот тут как раз был вопрос: как ты понимаешь, что твоя деятельность успешна, что результаты твоей работы все-таки реальны, что что-то меняется?

Н: Ну не знаю, как-то это видно бывает:) . Это видно на глаз, что человек, у которого уходит лишнее напряжение, лишние заморочки, он становится красивее, спокойней, на него приятней смотреть. Видно, что тело меняется, лицо меняется, пластика меняется, действительно, такое эстетическое переживание возникает. Действительно, человек становится красивей. А если говорить серьезно, то ты замечаешь, что в том, что человеку было нужно, он может обходиться без тебя. Он готов с тобой поделиться чем-то, он может прийти после этого, что-то рассказать, а может не приходить, но самое главное, что то, что раньше он мог делать только с твоей помощью, как терапевта, теперь он может делать то же самое сам. Если раньше, допустим, только терапевт мог его похвалить, поддержать, утешить и что-то объяснить, то теперь то же самое он может делать сам, или получить где-то в своей жизни не от специального человека, а от того, кто действительно рядом с ним в жизни находится. Тогда, значит, все, - до поры до времени.

На этом мы - до поры до времени - с Вами прощаемся! Если Вас заинтересовало что-то, возник какой-то вопрос, или желание самому посетить психотерапевта, а, может быть, и стать им - пишите по адресу waterrose@yandex.ru. Удачи!

:::HAPPY END:::)

гештальт, чужое

Previous post Next post
Up