Компьютерные РПГ для Ч(айников) и «Ч(епухи)». Часть 2: игровые книги

Apr 25, 2015 11:52

Представьте себе, в играх встречаются книги. В некоторых играх - даже много книг. Вот, например, моя личная морровиндская библиотека в моём личном редоранском поместье:




На полках и на полу - художественная литература, в сундуках - нехудожественная (её сквозь сундук не видно). Рискну сказать, это самое большое собрание во всём Морровинде, хотя и не полная: по крайней мере одной книги точно не хватает. Но даже столичная библиотека Вивека не может похвастаться таким разнообразием (эти берут числом экземпляров). Однако я, похоже, отвлеклась…

Итак, книги в играх. Обычно они служат для прокачки персонажа: при прочтении повышается скилл или характеристика. В Mount&Blade книги больше ничего и не делают: достаточно на привале выбрать в меню пункт «Прочесть книгу», и она будет понемножку читаться, невидимо для игрока, пока степень прочтения не достигнет 100% - тогда игрок получит вожделенную добавку к параметрам. Правда, некоторые книги требуют определённого уровня интеллекта, иначе вам сообщат, что у вас-де разболелась голова, и чтение не начнётся. После прочтения книгу можно продать (по демпинговой цене), чтобы не занимала слот в инвентаре. В других играх книгу надо «съесть» или использовать (при этом она пропадает).

Книги в серии TES (The Elder Scrolls, они же «Древние свитки») - совсем другое дело. Их можно не только читать, но и ЧИТАТЬ: когда книгу читает персонаж, у него повышаются параметры, а когда эту книгу читает игрок… в общем, он может узнать что-то полезное, интересное или просто провести время за чтением. Повышаемый параметр персонажа так или иначе связан с содержанием книги: книга про меткого стрелка повышает Меткость, книга про магов или магические случаи - соответствующий магический навык. Не все книги повышают параметры: часть их существует только для атмосферы и для лучшего знакомства с игровым миром - напомню, что у мира TES большая и зафиксированная летописцами история.

Так выглядит открытая к чтению книга в «Обливионе»:




Как и в жизни, книги в TES бывают:
  • художественные;
  • исторические - например, «Краткая история империи» в 4 томах;
  • философские;
  • научные; некоторые содержат «настоящую» информацию - например, алхимические рецепты мне очень помогали, пока мой навык алхимии был низким и не позволял выбирать ингредиенты на глаз;
  • и даже религиозные: в Морровинде «Поучения благой Альмалексии» валяются чуть ли не на каждом шагу, а у меня целый сундук набит нумерованными проповедями Вивека, которые вменяемому человеку прочесть невозможно; вообще религии в мире TES описаны достаточно подробно и местами довольно плотно переплетаются с сюжетом (впрочем, трудно говорить о религиях как о религиях, если на каждом шагу пачками кладёшь демонов, связанных с одной, и норовишь убить живых богов, почитаемых в другой).
Бывают и запретные книги, например, некромантские или еретические; правда, за их чтение или ношение в сумке ничего не будет, просто еретические заперты в запретной секции библиотеки или продаются из-под полы, а некромантские прячутся в логовах некромантов.

Книги можно купить в книжном магазине, можно найти в руинах и подземельях, украсть из чужого дома или получить в подарок. Кроме чтения, книги могут быть квестовыми предметами: добудь и принеси или получи и передай, по дороге можешь почитать. Некоторые книги уникальны, а некоторые, как я уже говорила, валяются на каждом шагу, даже красть не хочется (книги и алхимические ингредиенты - то, что я краду без угрызений совести… ну, почти).

Стоит сказать, что героев некоторых книг можно встретить в игровом мире - например, меткий лучник, описанный в «Чёрной стреле», живёт в укромной хижине и обучает Меткости тех, кто туда забрался. (Правда, чтобы узнать таких героев, надо либо наизусть знать книги и внимательно смотреть на имена, либо лазить в википедию TES, где об этом написано.) Однако в мире есть не только герои, но и их писатели.

Графоманы и писатели

Если есть книги, значит, их кто-то пишет; у TES-овских книг даже авторы указаны (или подписано «неизвестный автор»). Понятно, что часть из них уже умерли, а часть живёт где-то далеко от места действия, но некоторые попадают в поле зрения игрока; правда, с их писательской деятельностью это не связано или связано мало.

Как сказал один из многочисленных нереваринов: «Оный Крассиус Курио одержим бесами похоти, содомии и графомании» - исчерпывающая характеристика, в которой обратим внимание на последний пункт. Крассиус Курио - необходимая персона в прохождении основного сюжета, Советник великого дома Хлаалу, то есть, большая шишка; по основному квесту герою нужно получить согласие всех Советников. Однако графомания дядюшки Крассиуса проявляется не в главном квесте, а в рассказах окружающих и в побочном квесте «Безработный актёр»: некий актёр ищет себе работу (а пока что отбивает хлеб у одного аптекаря, продавая дешёвые зелья возле его лавки), а Крассиус Курио ищет труппу для постановки своей пьесы. Пьеса подразумевается неприличная, но в игре можно прочесть только фрагмент с большими намёками (аффтар дарит герою экземпляр). Окружающие к талантам господина графомана относятся достаточно скептически, но это не мешает ему считать себя драматургом и меценатом - деньги есть, а что ещё надо?

Случай ровно противоположный: некий Сариони, архиканоник Храма Трибунала, является автором «Проповедей Сариони», которые встречаются по всему Морровинду во множестве экземпляров. Господин Сариони также нужен по основному квесту… но, опять-таки, эти проповеди (толкования на нечитабельные проповеди Вивека), хоть и набили оскомину, однако в сюжете не участвуют.

И, наконец, самый настоящий писатель, хотя тоже не участвующий квестах. К «Морровинду» есть аддон под названием «Трибунал» (аддон - дополнение, добавляющее в игру ещё один большой сюжет и много маленьких, а также новый кусок мира с новыми персонажами). В Морнхолде, столице Морровинда, во дворе королевского дворца обитает некий Плитиниус Меро, автор книги «Подлинная Барензия» в пяти томах, которая также часто попадается по ходу игры, то собранием, то отдельными томами; правда, на ней написано «неизвестный автор», и не зря. В книге художественно описана жизнь королевы Барензии, на данный момент - королевы-матери, причём с такими подробностями (особенно в том, что касается её юности), которые в официальную биографию не вошли и никогда не войдут. Кроме того, часть этих подробностей затрагивает одного из предков здравствующего императора и, следовательно, императорскую семью, а также общественную нравственность. Теперь понятно, почему автор на книге не надписан?

Надо сказать, судьба автора вызывает некоторый интерес; прежде всего, он утверждает, что в книге написана чистая правда (хотя и сетует на излишек пылкости, который сделал его книгу такой нескромной - а теперь уже обратно не откатишь), но откуда он узнал все эти подробности? Неужели от самой королевы? Кстати, она не отрицает правдивости написанного; более того - она спасла этого автора: за эту книгу его должны были казнить по статье «оскорбление императора и Имперского культа» (в Тамриэле императоры - часть религиозного культа), а королева Барензия помогла ему скрыться, инсценировав смерть. Так что теперь он как бы в бегах под чужим именем, живёт при провинциальном дворе от щедрот благосклонной королевы, и говорит главгерою интересные фразочки. По завершении основного сюжета «Трибунала» он начинает повторять: «Ты вернулся из Заводного города? Возможно, я когда-нибудь напишу об этом». Замечу, что он довольно приятный собеседник, но я очень надеюсь, что в моей нереваринской биографии ненужных подробностей не будет.

Кстати, «Подлинная Барензия» описывает предысторию первой части TES - «Арены», а во второй части («Даггерфоле») есть квест, где надо найти вернуть том этой книги самой Барензии, чтобы сберечь её репутацию. Но, как видим, в третьей части книга разбежалась по всей провинции, а в четвёртой - по всей империи. Сама Барензия - приятная седая дама, данмер (тёмный эльф) по национальности; данмеры живут долго (если повезёт), поэтому она и помнит пра-пра-пра нынешнего императора. А вот автор - человек. Но тоже седенький, хотя и бодрый.

Вот такие в «Морровинде» писатели. Если бы дело было в «Обливионе», мы бы, возможно, видели, как они садятся за стол и скребут пером по бумаге, а потом встают и идут обедать и спать, но в Морре они просто ходят вокруг места, где поставили, и произносят реплики в зависимости от своей роли и отношения к герою. Вся атмосфера создаётся диалогами.

Что ещё есть в «Морровинде» книжного? Типография! Хотя «типо» тут не совсем правильно: газета издаётся рукописным образом, на столах разложены бумага, перья и чернила. Газета под названием «Доступный язык» пишет «правда, горькую правду!» - в том числе, сведения об отравительских наклонностях нового короля (да, и по всему Морнхолду встречается книга «Игра за обедом», в которой художественно описаны эти наклонности, а также королевская паранойя; интересно, что король эту книгу не преследует, а напротив, всячески содействует распространению) и намёки на преждевременность кончины предыдущего. Эту типографию главгерой должен накрыть по основному квесту и поручению главы королевской стражи. Типография спрятана за дверью с мощным замком и надписью «Не входить!» (и это стало лучшей причиной, чтобы взломать эту дверь раньше, чем понадобится по сюжету). Убивать издателей не обязательно: можно пошантажировать главу издательства родителями, а можно предложить крупную сумму на благотворительные нужды (мелкую сумму на личные он не возьмёт и обидится насмерть - в буквальном смысле). После этого антикоролевские публикации прекращаются (те листочки, которые уже разбросаны по городу, не в счёт).

И ещё один небольшой квест, связанный с книгой - игра в театре. Владелец труппы просит героя заменить заболевшего актёра и в случае согласия вручает книгу с текстом; книга не уникальная, я к тому времени её знала достаточно хорошо и вернула не читая… а освежить всё-таки стоит: герой должен выйти на сцену и правильно отвечать на реплики, которые подаёт ведущая актриса. К счастью, всю пьесу отыгрывать не надо: на самом интересном месте на героя бросается наёмный убийца - вот почему актёр внезапно заболел и не хотел идти на сцену. Ну что ж, убийца смертельно ошибся… Кстати, если герой ни разу не ошибся в репликах, он сверх обещанных денег получает неплохую игровую цацку, повышающую Красноречие - для дальнейшего совершенствования актёрского таланта (помогает, когда надо кого-нибудь уболтать).

В «Обливионе» тоже встречаются писатели и упоминания о книжных сериях, но его я не так хорошо знаю и не знаю, участвуют ли эти писатели в каких-нибудь сюжетах. А ещё в Имперском городе есть новостное издательство «Вороной курьер» (эмблема - лошадь), которое финансируется Империей и раздаёт бесплатные новостные листки (не больше 1 экземпляра в одни руки, так что если в сумке уже есть один, второго не дадут).

Вот такая в Тамриэле книжная жизнь; библиофилом там быть интересно… но для собрания полной коллекции без большого топора и карманки не обойтись.

РПГ для Ч, геймерское

Previous post Next post
Up