Вспоминая годы «правления» Иосифа Виссарионовича Сталина, большинство из нас отождествляют их с общеизвестными фактами репрессий и царившей тогда в стране атмосферой тотального страха. И мало кто думает о «вожде», как о мудром и умелом экономическом стратеге, который сумел внести значительную лепту в развитие экономики и поднятие престижа страны на мировом рынке в те непростые для СССР времена.
Сталин всегда указывал на то, что «социалистическому государству не стоит рассчитывать на финансово-экономическую самостоятельность и стабильность, если оно привязывает свою денежную единицу к капиталистическому доллару». А в качестве яркого примера бессрочной экономической и политической зависимости государства от Запада он приводил ситуацию, сложившуюся в Югославии. Экономика этой страны была длительное время тесно привязана к валютной «корзине» доллара и фунта. Пророческие слова Сталина о том, что «когда-нибудь Запад непременно обвалит экономику Югославии и политически расчленит ее себе в угоду» сбылись-таки через сорок с лишним лет, когда при содействии войск НАТО в ходе военного конфликта некогда единая страна была разделена на части.
При более удачном стечении обстоятельств и желании последователей продолжать начатый Сталиным курс на создание самостоятельной конкурентоспособной резервной валюты, наша страна вполне могла бы выйти на качественно новый уровень, обеспечивающий полную экономическую и, как следствие, политическую независимость страны от западных партнеров из капиталистического лагеря. А помимо доллара США, японской йены, евро, швейцарского франка и британского фунта стерлингов, считающиеся сегодня мировыми валютами, в этом ряду могла находиться еще одна резервная денежная единица. Но начатые Сталиным реформы были оборваны его гибелью, а пришедший на смену новый лидер не посчитал нужным продолжить его прогрессивные начинания.
В чем же состояла суть изменений, которые затем историки назвали эпохой «Сталинского золотого рубля»? Для понимания ситуации следует вспомнить обстановку, которая царила в стране непосредственно перед рассматриваемыми событиями. В самом начале войны в июне 1941-го объем золотого запаса Советского Союза составлял 2,6 тысяч тонн, которые хранились непосредственно на нашей территории. Именно благодаря этим запасам СССР начал с августа 1941 получать от США и Англии, которые были членами антигитлеровской коалиции, необходимые стратегические вооружения и материалы, помогающие наряду с другими принятыми мерами сократить разрыв в уровне обеспеченности между хорошо подготовленными немецкими войсками и Советской Армией. Затем 11 июня 1942-го последовало официальное решение о вступлении СССР в международную программу «Ленд-лиз» (государственный проект США по поставкам своим компаньонам оружия, техники, провианта, сырья), которая к тому времени уже объединяла экономику 27 стран.
Заботясь о реальной поддержке рубля, Сталин всячески способствовал укреплению золотодобывающей отрасли, создав мощнейшую базу, которая позволяла пополнять золотой запас страны ежегодно не менее чем на сто тонн ценного металла. Вся информация по золотодобыче считалась стратегической и была засекречена. Развитием отрасли и контролем над выработками занимался лично руководитель НКВД Лаврентий Берия. Львиная доля добычи драгоценного металла приходилась на заключенных с Колымы и из Магадана, где трудились наемные рабочие треста «Дальстрой». Все полученное золото под строгим наблюдением незамедлительно поступало в казну государства.
С 1937 года стоимость рубля и цена на золото были привязаны к доллару и рассчитывались в соответствии с курсом этой денежной единицы. В начале 1950-го Центральное статистическое управление СССР получило от генсека задание пересчитать валютный курс рубля. Интересен тот факт, что для определения покупательной способности нашей денежной единицы и доллара сравнивались цены на товары, которые выставляли рубль в наиболее выгодном свете. Так, например, сравнивалась цена на дорогие американские пальто из габардина и дешевые армейские шинели, которые были перекрашены в другой цвет. При сопоставлении цен на обувь для сравнения брались советские кирзовые сапоги и американские кожаные ботинки. Но при этом обязательно отмечалось высокое качество отечественных товаров, а к конечному результату еще была добавлена так называемая поправка, учитывающая возможные изменения в курсе доллара, составляющая от 13 до 15 процентов. В результате была получена цифра в четырнадцать рублей за один доллар, хотя до 1947 года она составляла 53 рубля! 27 февраля Сталин ознакомился с информацией и, перечеркнув своим синим карандашом итог экономистов, поставил пометку: «Самое большее - четыре рубля».
28 февраля 1950 года Постановлением Совмина СССР советский рубль был переведен на постоянную золотую базу, а его содержание было установлено в размере 0,222168 грамм чистого драгметалла при сбытовой стоимости 1 грамм золота за 4,45 рубля.
Подписывая данный документ, Иосиф Сталин отметил, что «американцы обязательно попытаются изменить ситуацию путем избавления от валютных излишков, образованных в годы войны за счет накоплений и дополнительного выпуска долларовой массы для оказания помощи другим странам. Но наша с союзниками главная задача - суметь воспрепятствовать такому развитию событий»
1 марта 1950 года во всех крупных изданиях был опубликован текст данного Постановления Правительства, в котором указывалось, что «в связи с отменой в декабре 1947 года карточной системы и троекратным снижением цен на товары широкого спроса за период с 1947 по 1950 годы произошло значительное укрепление рубля. Произошедшие изменения способствовали увеличению покупательной способности нашей денежной единицы, которая поднялась значительно выше заявленного официального курса».
С учетом того, что в странах Запада наблюдалась тенденция к девальвации некоторых европейских валют, а непрерывный рост цен на товары в США и рост инфляции, о котором открыто заявляли некоторые представители американских правительственных кругов, привели к падению курса доллара, Советское правительство посчитало необходимым повысить установленный ранее официальный курс рубля. На основе вновь рассчитанного золотого содержания был определен новый курс советской денежной единицы по отношению к иностранным валютам: один доллар США приравнивался четырем рублям (вместо 5 рублей 30 копеек), один фунт стерлингов - одиннадцать рублей двадцать копеек (вместо 14 рублей 84 копеек). Государственному банку СССР было поручено пересчитать курс рубля в отношении других иностранных денежных единиц с учетом принятых изменений. Также с первого дня весны 1950 года Постановление отменяло принятое в июле 1937 года определение курса рубля к иностранным валютам на основании доллара США. Теперь основой для расчета должен был стать размер золотого содержания и средняя цена на драгметалл в СССР и в мире. Таким образом, впервые рубль был отвязан от американской денежной единицы.
Премьер КНР Чжоу Эньлая, вспоминая те события, отмечал, что Сталин «настоятельно рекомендовал соответствующим государственным организациям жестко следить за изменениями курса национальных денег с целью быстрого урегулирования возможных нежелательных ситуаций до тех пор, пока экономическая и социальная обстановка окончательно не стабилизируется».
В тот же период в большинстве социалистических стран прошли экономические реформы, что способствовало проведению согласованной валютно-финансовой политики между ними, включая создание и введение новой межгосударственной денежной единицы, золотого рубля. Благоприятному развитию событий способствовало и образование Совета Экономической Взаимопомощи (альтернативная Европейскому экономическому сообществу организация для экономической и технической взаимопомощи между социалистическими странами, просуществовавшая до 1991 года). С января 1949 года членами СЭВ стали СССР и значительная часть стран из Восточной Европы (Венгрия, Болгария, Чехословакия, Румыния и Польша), не присоединилась к новому альянсу лишь Югославия. А в начале 1950-го к странам-участникам СЭВ добавилась Албания и ГДР. В январе 1953-го года все государства-члены СЭВ были переведены на единую внешнеторговую статистику и классификацию товаров. Специализирующийся на сталинской эпохе историк Алексей Чичкин подробно описывает в своей статье «Забытая идея без срока давности» события апреля 1952 года, когда в Москве прошло совещание, на котором представителями СССР, Китая и стран Восточной Европы была выработана и утверждена идея о создании новой, альтернативной долларовой, зоны мировой торговли. Любопытно, что данное предложение вызвало положительный отклик не только у перечисленных участников совещания, но и у других стран, среди которых были Австрия, Финляндия, Швеция, Исландия, Ирландия, Аргентина, Эфиопия, Мексика, Иран и Уругвай. Все они выразили готовность присоединиться к вновь образованной зоне.
В ходе указанного совещания Сталиным была озвучена мысль о создании и введении новой расчетной межгосударственной валюты, которая должна была стать основной денежной единицей на создаваемом «общем рынке». А поскольку инициатором идеи выступил Советский Союз, то и расчетной валютой вполне мог стать рубль, заблаговременно переведенный на золотую основу. Прорабатывались даже возможные варианты названия и дизайна для новой денежной единицы, которая могла называться как Сталинским Золотым Рублем или «Сталинцем», так и просто Русским или Советским рублем. На самом деле конкретное название не имело особого значения. Важно было то, что мир практически стоял на пороге новой эпохи. В 1951 году на совещании в Москве государств-членов СЭВ, Монголии и Китая для разработки программ перехода на новую денежную единицу была создана комиссия, в составе которой были: Президент Чехословакии Клемент Готвальд, председатель Совета министров ГДР Отто Гротеволь, генеральный секретарь Венгерской партии трудящихся Матьяш Ракоши и представитель Китая Чжоу Эньлай. Как вспоминает Максим Сабуров, который в тот период был руководителем Госплана, в течение 1952-1953 годов комиссией были представлены на рассмотрение пять возможных вариантов перехода на взаиморасчеты между участниками экономического альянса с использованием новой денежной валюты, ввод которой планировался на 1955-1960 годы. Однако Иосиф Виссарионович настаивал на введении валютной единицы уже в 1955 году. Специалистам с большим трудом удалось настоять на более отдаленных сроках, так как для такого серьезного шага была необходима стабильная экономическая обстановка в каждой из стран-участниц проекта и устойчивый рост платежеспособности используемых в этих государствах национальных денег. Кроме того, требовалось время для сближения используемого в этих странах характера планирования экономики и развития социальной сферы. В итоге выбранным ориентиром стал 1957 год, год 40-летия Октября.
Причиной спешки Сталина была вполне оправданная боязнь того, что после его смерти проект просто похоронят. Также, будучи дальновидным политическим деятелем, он прекрасно понимал, что капиталистические государства не станут спокойно смотреть со стороны, как Страна Советов разваливает построенную ими систему тотальной зависимости, подрывая стабильность доллара, и от них можно ожидать любых способов противодействия новым начинаниям. Многие историки сходятся на том, что для этого Америка решила применить самый проверенный временем механизм дестабилизации ситуации, навязав СССР войну на чужой территории.
Отвлечь внимание нашей Родины от экономических нововведений помогла начатая в конце июня 1950 года Корейская война. Невзирая на собственные значительные потери, которые исчислялись почти миллионом убитых и раненых, большим количеством уничтоженной боевой техники, двадцатимиллиардными финансовыми вложениями, Соединенным Штатам удалось добиться преследуемой цели. Дальнейшее решение вопросов о развитии межгосударственной системы платежей и расчетов между государствами-членами СЭВ было отложено до окончания конфликта. Однако Сталин уже не смог реализовать задуманное, так как развязанная США война закончилась уже после его смерти. А новое руководство в лице Никиты Хрущева не посчитало нужным продолжать гнуть линию самостоятельности социалистического рынка и вновь вернуло систему взаиморасчетов на круги своя, привязав рубль к американскому доллару.
Вся неприглядность ситуации состояла в том, что упорно проводимая политика нового руководства СССР на реформирование существующей ситуации в сельском хозяйстве привела к его полному упадку, а бережно накапливаемые Сталиным золотые фонды страны утекали в качестве оплаты за американское зерно. Политика полного «разбазаривания» привела к тому, что на Запад ушло около 2900 тонн национального золотого запаса! По приблизительным расчетам в более благоприятной обстановке при прежних темпах накопления к 1964 году объем золота в государственной казне должен был составить почти 3150 тонн, что приблизительно равняется золотому запасу Международного валютного фонда в 2010 году!
Само собой разумеется, что при таком развитии событий не могло быть и речи о введении новой резервной единицы. А сам замысел вместе с пробными образцами уникальной валюты остался лишь еще одним историческим фактом. Лишь некоторые идеи, разрабатываемые для дизайна Сталинского рубля, были использованы в период проводимой Хрущевым денежной реформы.
Игорь Сулимов
Правда о Сталине - экономический подъем