про фестивальное кино...

Dec 01, 2008 14:35

Я опять посмотрел «закрытый показ» и вот что подумал. Нет, не так… я ничего конкретного не подумал, я просто попытался понять, чем меня не устраивает фестивальное кино. Там как раз по этому поводу много спорили. Одни говорили, что это просто высочайшее мастерство, тончайший вкус и запрос времени. А другие говорили, что это такой же «формат» как и «кассовое кино», только наоборот. Как принято говорить - те же яйца, только в профиль. И вот я подумал, ну а что меня не устраивает?! Ведь не сама же принадлежность к формату! Ну, формат, ну и что? Я, к примеру, когда ставлю Jazzamor, я же понимаю, что там будет один звук, а у Dirty Dozen Brass Band - другой. Там один формат, тут другой... и что? Лишь бы они там, в формате были талантливыми…

Что конкретно меня не устраивает?

Мне показалось… показалось, что неглубокие они! Поверхностные. Недодуманные. Как бы объяснить то…

Вот Майкова спросили, ну если «шультес» - это плохо, то - что тогда хорошо? И Майков сказал - «русалка». На «той» стороне люди засмеялись. Ну, видимо, по их мнению - попса. Великолепная Любовь Аркус не приходила защищать «русалку» на прошлой неделе. Может, не смогла, а может там на ее вкус нечего защищать. А ругать кино она не ходит, что приятно на самом деле. Зато Марголит как раз защищал «русалку», а «шультеса» ругал. А для меня «русалка» и «шультес» фильмы одинаковые. Ну, понятно, что русалку смотреть повеселее и покрасивее и она меньше напрягает. Но вот схема. Смотрите - человек живет в больном мире, живет-живет и погибает. Как Аркус сказала (не дословно) - осмысленно выбирает гибель, доказывая, что он человек. Ну, типа раз живой человек, то должен погибнуть. Выбор такой у человека в больном мире - прогнуться или погибнуть. И Художники (с большой буквы, да?) показывают нам, как его, живого человека, ломает в этом больном мире, и как он приходит к такому выбору. «Все» прогибаются а "Человек" - погибает. Но дело в том, что это никакой не выбор!!! Это только постановка задачи. Коан, который только предстоит решить. Этот выбор подсказан самим «миром», который «болен». Это его формулировка - сдохни или прогнись. Чтобы сделать предложенный выбор не обязательно быть Художником. Любой сможет… Потому что оба «выбора» правильные, с точки зрения «больного мира».

Тебе какую кашу, гречневую или рисовую?! - Никакую! Мне картошки жареной.

Помните в сказках как было, стоит витязь на распутье. Направо пойдешь, коня потеряешь, налево пойдешь, сам погибнешь. Так это самое начало сказки!!! С этого все только начинается.

Вот смотрите, как это все в совершенном и гениальном «Сталкере».

Да… Аркус там, на передаче у Гордона, сказала Марголиту - мол, у тебя Женя, к молодым талантам одна претензия - почему ты такой талантливый, а не Хуциев! Так вот, я не к тому, чтобы молодые гении стали Тарковскими. я просто хочу проиллюстрировать то, о чем говорю. Своими словами - у меня слов не хватает, поэтому я на классика обопрусь. Чисто, от слабости своей.

Ну, так вот, «сталкер». Как там было? Вот появился посреди больного, неправильного мира другой мир - маленький, но правильный. Таинственный, страшный, необъяснимый… чудесный. Там Желания сбываются! Заветные. Чем, собственно, нас и проявляют. Сразу видно - у кого что сбылось... Все, как в детстве… страшно, интересно, непонятно. И есть человек, который в этом мире живет. Не живет, но бывает часто. А живет с нами, в больном мире. И вот туда, в живой и таинственный мир попадают два человека отсюда! Физик и лирик. Больные. Вернее. под больной мир заточенные... И их ломать начинает. Не совпадают они, да?! И это несовпадение нарастает до такой степени, что физик решает этот мир уничтожить! Бомбой, похожей на термос. А когда сталкер встает на защиту своего мира... лысый, грязный, дрожащий, слабый, живая иллюстрация к песне Мамонова про серого голубя... когда он встает на защиту своего мира, его топчет уже лирик - инженер человеческих душ… И вот в конце приходит он домой… обиженный ребенок… приходит, и плачет, потому что терпеть это невозможно, потому что неправильно это все! Потому что все у них, у взрослых вот так!!! Не по человечески… Плачет он, и все свои претензии этому миру высказывает сквозь слезы! А жена, очень по матерински, гладит его, и говорит, что мол… все-все-все, успокойся маленький, все будет хорошо… ложись, поспи… ложись… укрывает его… успокаивает…

Понимаете, в чем гениальность! Он нас провел через несовпадение с правильным миром, показал наше несовершенство, показал нам, что мы больны… и поставил диагноз! Высказал нам сквозь слезы все, что о нас думает!

Мужчина поставил диагноз, а женщина рассказала, как лечить! Все просто и все гениально…

Мир предложил выбор прогнуться или сдохнуть. А он решил жить так, чтобы не прогибаться! Мужчина идет по своему пути, а женщина его ждет и любит… банально? Ну, банально... просто я упрощенно все это показал, на пальцах… А там, разумеется, все сложнее, тоньше и многослйнее… ну, вы же сами видели...

Про "шультеса", кстати говоря, режиссер тоже сказал - это наш мир, мол. Мы, мол такие! Воруем, врём, не любим никого... Так это ведь тоже не ново. Нагорную проповедь перечитайте, там все открытым текстом... дело же не в новизне...

Так вот… В фестивальном кино ничего этого нет! Ни диагноза ни способа лечения. Мне говорят - наш мир болен, а диагноза не ставят! Мне говорят, что выбор прост - прогнуться или сдохнуть. Знаете что?! Я сам вижу, что мир болен. И сам вижу, какой выбор он предлагает. Тут не надо быть семи пядей во лбу, моих трех хватит за глаза…

Да! А про то, что они мастера - это же и так понятно. Все эти проходы, выстроенные кадры, отсылки к истории кино, к культуре кино… Я же не про то, что они чего-то не умеют, или чего-то не знают… Соловьев говорил - в наше безвкусное время, одно то, что эти люди обладают вкусом… уже это!!! ну, правильно… все правильно… время безвкусное, время фаст-фудов. Авторы, продюссеры, руководители каналов говорят красивые и правильные слова про то, чего хотели добиться! А в результате получаются «мы из будущего» или «мой муж - гений»... И никак невозможно объяснить им, что это очень-очень-очень плохо, неряшливо, плоско, ниже всякой критики…

А тут… всё знают, всё умеют, много чего смотрели, много чего читали… Как к ним придираться?

Но ведь… чем больше тебе дано, тем больше спрос! Или не так?

про тиви, про кино, про культуру, про жизнь

Previous post Next post
Up