Оригинал взят у
iako в
особенности русских модниковещё несколько заметок из "Повседневную жизнь русских щеголей и модниц" Елены Суслиной [Молодая Гвардия 2003]:
(1). введению ампирной моды в России способствовала французская портретистка Виже-Лебэрн, жившая в Петербурге с 1795 по 1801 год."По её совету на одном из придворных балов все дамы оделись в белые "античные" платья... Платья назывались именами римских богинь Галатеи, Дианы, Минервы или Венеры". молодежь была в восторге, а вот старые щеголи отзывались о крое и тканях весьма грубо: "...Одеты как мать наша Ева в раю, сущие вывески торговой либо мясного ряду" (слова Сила Андреевича Богатырева из заметки графа Ф. В. Ростопчина).
почитать сами записки можно здесь
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрё "Автопортрет" 1790.
(2). в середине 19 века было модно представлять себя представителем "романтизма", с его "вечным мучительным разладом идеала и действительности", с его вечными темами "мировой скорби, мировым злом и ночной стороной души". романтики отказались от ярких тканей и отдавали предпочтение сугубо черному. по словам Теофиля Готье было модно "быть бледным, синеватым, зеленоватым, немного мертвеннее, если это возможно". как описывал своего героя Иван Иванович Панаев в очерке "Онагр": "Его сюртук превосходно обрисовывает его талию: правда, он немножко узок ему и жмет под мышками, но, говорят, модные сюртуки все таковы; булавка с огромным камнем зашпиливает длинные концы его узорчатого галстука; на бархатном жилете, испещренном шелковыми цветами, висит золотая цепь с змеей, у которой красный глаз под яхонт... Кругом его на десять шагов воздух напитан благоуханием от жасминных духов в соединении с фиалковой помадой. Сверх сюртука он надевает пальто, кончик красного фуляра выпускает из грудного кармана...". женщины же стали ярко румянится и белиться. в 1857 году журнал "Мода" писал: "мода раскрашивать лицо приняла в Париже баснословные размеры... румяна в моде, но белила имеют преимущество; к ним неразлучно употребляется и синяя краска, которую проводится вокруг глаз полоса, придающая лицу вид страдальческий, утомленный, болезненный, интересный: это считается хорошим тоном". по мнению корреспондента (глаза также обильно подводили черным) "такая красавица глазами походила на угольщика, а белизной нежной кожи на Пьеро". в 1863 году журнал "Модный магазин" добавлял (тогда была в моде миндалевидная форма глаз): "Иные дамы нетерпеливы и дают слишком много воли таинственному карандашу, так что разрез глаз доходит у них до висков". слушайте, ну чем вам не готы? а я ведь всегда говорила, что субкультура последних идёт прямой дорогой от романтиков 19 века!
(3). страшно модной была "фероньерка" (спускающийся на лоб обруч, лента или цепочка с драгоценным камнем или жемчужиной посередине). название неразрывно связывается с древним портретом Леонардо [Леонардо да Винчи "Портрет незнакомки" ок. 1490, Лувр], очень популярным в то время. как писал журнал "Молва" (1831 год, № 36): "она начала выходить из моды из-за того, что уже слишком много отдавали предпочтения по сравнению с прочими украшениями, злоупотребляли, так сказать, и вкус, и приличие".
А.П. Брюллов "Н.Н. Пушкина" 1831-1832 г.
(4). также модными были украшения из волос благодаря новой технике плетения, изобретенной французским ювелиром Лемоннье (сами украшения из волос были известны и раньше): кругленькая тоненькая косичка, укреплялась золотыми деталями и застежкой с бриллиантами. Лемоннье создал целую коллекцию волосяных изделий: браслеты, гребни, рукоятки кинжалов, оплетенные прядями, флаконы для духов.