Оригинал взят у
dxnickolas в
Регец, самая труднодоступная крепость Венгрии Круиз, о котором сегодня пойдет речь, особенный. Регец - высота, которую я не мог взять больше 10 лет. Своего рода символ недоступности и непобедимости. Когда-то, в самом начале нулевых, я купил в Шкале у Нюгати книгу, ставшую на долгие годы для меня главным путеводителем по малоизученным местам Венгрии. Речь об еще англоязычныом, первом издании "Medieval Castles in Hungary" американского дипломата Rene BeBeau. Прочитанное в ней стало базой для десятков поездок, в том числе и в область Borsod-Abauj-Zemplen. Самыми интересными крепостями в ней именовались Boldogko, Fuzer и Regec, которые я впоследствии именовал "золотым треугольником". И если с первыми двумя проблем не возникло, Регец, названный автором книги "one of the most picturesque ruins in Hungary", поставил меня в тупик на долгие годы.
Вся проблема в том, что в искомом районе все из рук вон плохо с общественным транспортом. До нового расписания 2013 года Регец и соседнее село Модьорошка были единственными местами в Венгрии, куда было невозможно съездить из Будапешта одним днем без собственной машины. Теперь, из-за радикальных сокращений общественного транспорта по всей стране, таких мест уже десятки, но Регец так и остался символом.
Вроде бы всего в десятке с небольшим километров пролегает магистральный железнодорожный ход Мишкольц-Кошице с довольно неплохим расписанием. Но если начать смотреть автобусы до собственно ближайших к крепости сел, просто хватаешься за голову. В последние годы ситуация следующая (через дробь-отправление/прибытие):
Будние дни:
Novajidrany-Mogyoroska: 4:25/4:57, 16:05/17:01
Mogyoroska-Novajidrany: 5:11/5:55, 17:16/17:48
Субботы:
Novajidrany-Mogyoroska: 8:05/8:49
Mogyoroska-Novajidrany: 5:53/6:49, 10:38/11:34
Воскресенья:
Novajidrany-Mogyoroska: 14:05/14:49
Mogyoroska-Novajidrany: 10:38/11.34, 15:53/16:49
Для путешественника без водительских прав - просто тупик. Какие варианты попадания туда я не рассматривал - даже с другой стороны горного массива, автобусом Olaszliszka-Haromhuta, с последующим 4-6-километровым марш-броском по горам. Отпугивало то, что четырех часов разницы могло просто не хватить, неизвестно было, насколько там сложный маршрут. Не прибавляли оптимизма и известия о пропавшем в тех краях без вести немецком туристе. Одно время я даже переписывался с тогдашним мэром Модьорошки, но все упиралось в традиционный для таких случаев ответ - "у нас тут гостиниц достаточно, а запускать дополнительные рейсы бессмысленно".
Но, как говорится, смелость города берет. Находясь в самом глубоком за всю историю творческом кризисе, спровоцированном десятками тяжелейших причин, я снова взялся за самые труднодоступные цели, надеясь хотя бы так попытаться из него выбраться. Круиз, который не поддавался мне более 10 лет, был подготовлен и "подписан в откат" всего за полчаса.
8 января я проснулся в 3:30 ночи/утра. Все последнее время мне плохо спалось, как обычно, взял телефон, начал читать новости, смотреть почту. Зашел на сайт с расписаниями и подумал, а не съездить ли сегодня куда-нибудь, тем более срок действия имеющейся в наличии и почти неиспользованной Hungary Card подходил к концу. Ну и обнаглел я в итоге настолько, что родил следующее:
Bp. Keleti-Szerencs 06:00/09:11
Szerencs-Abaujszanto: 10:05/10:40
Abaujszanto-Vilmany, Fonyi elagazas - 10:50/11:15
От этой развилки до точки назначения примерно 10 км, практически прямая дорога через поля. Проехать данный участок я планировал автостопом, который я в принципе не очень люблю, но тут уж не до понтов. Позавтракал, зарядил аккумуляторы камеры и телефона, после чего выдвинулся на вокзал Келети.
Дорога до Серенча была проезжена мной уже трижды - по пути к крепостям Фюзер и Болдогкё, а также к городу Шарошпатак. Пытался заснуть, закутавшись в куртку с головой, с переменным успехом. На улице было морозно, в старые вагоны когда-то первого класса, а ныне объявленные вторым, на крейсерской скорости сквозняк пробирался без вопросов. Но путь пролетел скорее незаметно, ведь впереди главное - покорение цели, которая не поддавалась больше 10 лет !
В Серенче решил далеко от вокзала не ходить, только до ближайшего продуктового магазина, где купил пару булок, после чего выпил кофе в вокзальной кафешке, получив таким образом бесплатный вход в вокзальный туалет (разницы по цене никакой! То есть или кофе+туалет, или просто туалет). Немного пообщался с сотрудниками кассы Borsod Volan-a, расположенной в здании железнодорожного вокзала, на тему жуткого расписания в горных районах и возможности покупки билетов заранее. Меня довольно быстро послали, мол, тот участок не наш, а билет у водилы покупай. Ну и Господь с вами.
Ровно в 10:00 из-за угла выехал старый-старый Икарус-260 в двухдверном исполнении, с табличкой "Abaujszanto". Покупаю билет у водилы до конечной, предварительно переписав с наклейки на столбе телефон местного таксиста - мало ли что. Отправляемся, едем уже знакомой по 2002 году дорогой в сторону Boldogko. Практически ничего в этих краях не поменялось, все те же толпы цыган, ехавших с рынка, шикарные пейзажи из окна. Спать уже не хотелось совсем - приближалось самое интересное !
До Abaujszanto доехали без опозданий, на площади стоял уже следующий автобус - свеженький низкопольный MAN на Hidasnemeti. Долго не открывал дверь, когда же начал запускать пассажиров, я специально зашел последним, разложил перед водилой туристическую карту северной части Земпленских гор и спросил - в сторону Регеца вот тут выходить ? (показывая на развилку, указанную выше). Водила впал в ступор на пару минут, из которого его вывел пацан лет 20, сидевший прямо за ним. "Нет, лучше раньше, на повороте на Корлат, там хоть какой-то поток машин есть. В Вилмани ты надолго застрянешь". На том и порешили. Осторожно, двери закрываются.
Пассажиров здесь было уже в разы меньше, всего 4 или 5 человек на целый автобус. Проехав мимо нескольких довольно интересных мест, к тому же входящих в Токайский "винный путь", оказались у моей старой знакомой - крепости Boldogko. Просвистели и мимо нее, настала пора собираться на выход.
Водила тормознул чуть раньше, прямо у поворота на Корлат. Пожелал удачи. Вот она, точка невозврата, отступать некуда, теперь только вперед ;-))
Вышел на морозный и пустынный воздух, неспеша побрел по второстепенной дороге, закурил. Мимо проехал старенький красный Фольксваген с цыганом, как-то странно на меня посмотревшим. Голосовать не стал, пошел дальше. Не успел я выкурить и половины сигареты, как у железнодорожного переезда линии Abaujszanto-Hidasnemeti меня настиг серебристый микроавтобус, полный пенсионеров. Остановился сам, без какой-либо активности с моей стороны ;-)) Вежливо спрашиваю у водилы, не будет ли он столь любезен подбросить меня до Модьорошки или хотя бы до Фоня. "До Фоня без проблем, залезай", сказал он, слегка прибравшись на соседнем с собой сидении. Пол-победы уже в кармане - от Фоня до Модьорошки всего 3 километра. Но мне повезло просто нереально - в Фоне нас встретил еще один микроавтобус, ехавший прямо туда, куда я собирался !!! Невероятное, немыслимое везение !
Как оказалось, это был организованный выезд местных пенсионеров, отмечавших в Abaujszanto какое-то событие. Микроавтобусы содержатся местными мэриями как раз для таких случаев. Они не имеют четкого расписания, поэтому день для поездки я выбрал просто идеально. Уже во втором микроавтобусе разговорился с местным жителем, оказавшимся владельцем пансиона в Модьорошке. Немало удивившись интересу русского журналиста его краями, он рассказал в итоге немало интересного. Например то, что в лучшие годы сюда было аж 5 пар автобусов от железной дороги в сутки.
Высадили нас на площади у греко-католической церкви. Г-н Miczan решил провести для меня мини-экскурсию - это у нас церковь, здесь когда-то трактир был, а теперь - музей Ракоци. Увы, закрытый на зиму.
Показывал даже гостевые дома своих конкурентов.
Неспеша дошли и до его заведения. Сперва он показал часовню, которую оборудовал сам, чем очень гордится.
А потом пригласил и внутрь. Гостевой дом "Восход солнца".
Ресторан
Небольшой зоопарк во дворе ;-))
"Хозяйский" дом. В подвале - небольшая пивная и бильярдный зал.
Встретивший меня владелец всего этого хозяйства угостил чашкой кофе за счет заведения, подарил пару открыток и проспект о своей мини-гостинице. Особо обратив внимание на цены - за "продвинутую" комнату для двух человек - всего 3000 форинтов в сутки. Мол, у нас цены с 2009 года не менялись, если бы еще на том же уровне могли остаться и цены за свет/газ ... Завтрак в ресторане - 500 форинтов, обед - 1000, ужин - 900. Действительно, на фоне столичных заведений - просто невероятно.
Время шло, наступила уже вторая половина дня. А значит надо было спешить к крепости, до нее еще надо было добраться. Попрощался с владельцем пансиона, и отправился по его совету по Fo ut, которая, по идее, и должна была меня вывести прямо к крепости. По утверждению как Google Maps, так и господина Мициана. Но если бы все было так просто ... ;-))
Тут уже прямо как в сказке - начали возникать препятствия, одно за одним ;-)) Сначала - стая собак, выпущенных владельцами окрестных домов, просто лежавших посреди дороги. Местами с намеками на агрессивность. Совершенно спокойно прошел мимо них, одна все никак не хотела отставать. Встал, развернулся и спокойно, но в то же время довольно грозно посмотрел ей прямо в глаза. К моему удивлению, еще пару раз тявкнув, она испуганно убежала.
Следующее препятствие, если его можно так назвать, миновать было уже куда труднее. Метров через 100 посреди дороги стояла некая пожилая местная жительница. Вежливо поприветствовал ее, и думал уже идти дальше, но не тут-то было ;-)) Меня ждал получасовой рассказ о безнадежно тоскливой и одинокой жизни в такой глуши, о ее детях, уехавших работать юристами в столицу, умершем муже. Как оказалось, она знакомится со многими туристами, оказывающимися здесь, гордится своим домом и своей малой Родиной. Непременно хочет показать, какой у нее хороший дом, и как здорово здесь жить, несмотря ни на что. Все же хорошо, что удалось с ней пообщаться, так намного проще понять истинный дух этих мест. Просто двух строчек из расписания для этого недостаточно. Дай ей Бог здоровья и долгих счастливых лет.
Попрощались, я побрел дальше. Встретил тот самый микроавтобус, который и привез меня сюда.
Еще несколько гостевых домов ...
И просто домов местных жителей, которых с каждым годом все меньше и меньше ...
И вот, на горизонте уже появляется красавица, о которой я мечтал больше 10 лет !
Село кончилось, дальше началась уже самая настоящая горная дорога. Вроде как в хорошую погоду по ней можно доехать на машине почти до самой крепости, но зимой это явно нереально даже на джипе.
Пока еще было относительно тепло, около ноля, может чуть меньше. Я был уже явно в шаге от крепости, но никак не мог понять, как же именно к ней подниматься. T-Mobile здесь уже начал ловиться (в самой Модьорошке я впервые в Венгрии увидел на телефоне надпись "Нет сети"), но GPS показывал путь куда-то в другую сторону. Вот у этой избушки для пикников и возник вопрос, как же в итоге подниматься к цели.
Google Maps явно настаивал на то том, что надо идти дальше по дороге, которая начала резко спускаться вниз, и явно в сторону села Regec. Неужели оттуда будет еще один подъем ? Постоял, подумал, и решил все же штурмовать крепостную гору вброд. Что было довольно непросто, пешая тропинка обледенела, была очень скользкой, подниматься по ней было опасно. Но тем не менее, на пути вверх все обошлось без происшествий.
Типа дисклеймер. Да шо вы говорите, посещение невозможно, ага ;-))
Еще немного, еще чуть-чуть !
Есть ! Пеший подъем с момента расставания с Ica Neni составил ровно час.
Top of the World !
А вот и причина "невозможности" - желание мэрии Регеца получать с посетителей дань за проход дальше ;-))
No charge ? Okay ;-))
Северная стена крепости
Село Модьорошка с высоты птичьего полета. Fo ut - от церкви в нашу сторону, Napkelte Vendeghaz - влево от церкви.
Пора уже-таки проследовать внутрь ;-))
Вообще то, что я обнаружил на месте, сильно отличалось от напечатанного в книге. Реставрация была довольно масштабной, судя по этому знаку, в 2003 году. На книжной фотографии лишь несколько башен, сильно заросших деревьями и кустарником.
Несмотря на всю "солнечную теплоту" фотографий, наверху был валивший с ног пронизывающий ветер. Руки с фотоаппаратом коченели за секунды. Поэтому на выбор идеальных точек для съемки, как и на выставление нужных параметров, особо шансов не было. Хорошо еще, что снимал сразу в RAW.
На этом балконе я впервые ощутил, что Регец, тот самый, в который я так долго стремился и так долго не мог покорить, повержен. Вспомнились строки великого Владимира Семеновича - "Весь мир на ладони - ты счастлив и нем, и только немного завидуешь тем, другим - у которых вершина еще впереди". Торжественно выкурил победную сигарету, пытаясь хоть как-то согреться.
А это уже село Регец - в итоге я решил к нему в этот раз не спускаться.
Западная башня. На фоне - село Регец.
Подъем к высшей точке в западном конце
Окрестные горы
Лестница на западную башню. Была явно перекрыта желтой лентой, которую кто-то сорвал еще до меня.
По флагу видно, что на вершине был далеко не штиль.
Уже начинало темнеть
Ну а посему - пора уже выдвигаться вниз, не хватало еще на единственный автобус опоздать. Да и пообедать было бы неплохо. Съел наверху булку, оставшуюся с Серенча, но этого было явно недостаточно.
Выход тоже оказался бесплатным ;-))
Восточная башня с "балконом"
Интересно, сколько сил ушло на то, чтобы все это написать ;-)) Щель для пожертвований впечатлила еще сильнее ;-))
Пикник в мороз ? Оригинальная идея ;-))
Догадайтесь сами ;-)) Нечасто у венгерских достопримечательностей встретишь заведения конкретно такой системы. Изнутри фотографировать не стал.
Google Maps все же не врал. Широкая автодорога действительно есть до самой крепости. Она уходит вверх примерно через 300 метров после того спуска, у которого я решил штурмовать гору вброд. Зимой закрыта на шлагбаум на замке.
По пути вниз я несколько раз поскальзывался даже на дороге, причем один раз довольно круто расшиб правую коленку. Синяк не прошел до сих пор. Спуск занял тоже примерно 1 час, вот уже и деревня. Ица нени отогревается дома, собаки тоже почти все разбежались.
Автобусная остановка для 1-2 рейсов в сутки на площади у греко-католической церкви. Летом, говорят, еще и горшки с цветами на ней вывешивают.
Памятник Ференцу Ракоци, далеко не последнему человеку в этих местах
Еще раз взглянем на крепость, которую только что таки удалось покорить ...
... и направимся во все тот же Napkelte Vendeghaz. Ференц Мициан приглашал меня на обед еще утром.
На выбор предлагался либо перкельт, либо индюшатина с картошкой и солеными огурцами. Поскольку я супов не ем в принципе, выбрал второе. Алкоголь употреблять не стал, промерз до костей (к моменту спуска в деревню было уже хорошо за -10), попросил вместо пива или вина горячего чая. Немало поразившись тому, в какой емкости мне его принесли ;-))
Сфотографировать тарелку с медальонами из индюшатины и картошкой (и того, и другого было с верхом !) не получилось, объектив в неотапливаемом, но все же теплом помещении ресторана запотел настолько, что отдраивать его пришлось бы долго и упорно. Пожалел недешевую фотаппаратуру.
До автобуса оставалось примерно полтора часа. За 30 минут справился с обедом, оставшийся же час скоротал за просмотром фотографий и изучением оставшихся купонов Hungary Card. Интернета не было - как я уже и говорил, T-Mobile в Модьорошке не ловится.
И вот, настал-таки час X. К автобусу я я вышел за четверть часа - пропустить его не хотелось ну совсем никак. Тепло попрощался с супругой Ференца (сам он куда-то уехал), и побрел к автобусной остановке, не попадая зубом на зуб - холод был просто нереальный, от которого тонкая курточка - пусть и на пуху - не спасала совершенно. Возникший откуда-то из полной тишины и темноты MAN (тот же самый, что и утром) я встретил, чуть ли не прыгая от радости. Все, победа, окончательная и бесповоротная !!!
В обратную сторону вечерний рейс делает заезд в Регец, и лишь потом направляется к железнодорожной станции Novajidrany. Поэтому надо покупать два билета, что после отмены 5-километровых накладно, но в такую холодрыгу выбирать не приходилось. В Модьорошке со мной сел приехавший утром на тех же микроавтобусах житель Корлата (весело болтавший со мной и водилой всю дорогу), в Регеце - еще одна пассажирка. Попытался разговорить водилу на неприятные темы - почему такое кошмарное расписание, почему у Волана нет такой же 50% дисконтной карты, как и на железных дорогах. Водила ушел в глухой отказ - "я человек маленький, от меня вообще ничего не зависит, меня куда направляют - я туда и еду". Второй пассажир же меня поддержал - "вот напиши, раз ты журналист, какой у нас тут ужас. Никто не хочет у нас развитием транспорта заниматься. У нас тут реально одно из самых труднодоступных мест во всей стране!".
В наш темный MAN (водила почему-то не включил освещение в салоне) где-то по пути село еще двое цыган, один из которых упорно прятал собаку за пазухой, чтобы не платить за ее провоз. Больше пассажиров не было, и точно по расписанию мы оказались у вокзала Novajidrany. Бывшим цыганами уже битком набитым.
Карточки не принимали, 33%-й билет до Келети пришлось брать за кэш. Кассирша не поняла, что я хочу от Мишкольца до БП еще и бесплатную (по Hungary Card) плацкарту на Ракоци ЕвроСити, и пробила платную. Когда же я отказался платить за нее деньги, она вообще заявила, что у нее программа для резервации зависла, и, мол, оформляй-ка ты ее вообще в Мишкольце. Последний раз перекурил на задворках вокзала и запрыгнул в подъехавшую электричку. Куртку не снимал почти до самого Мишкольца - настолько замерз. На вокзале Тисаи с плацкартой на Ракоци проблем не возникло, жаль только закрылся прямо перед моим носом продуктовый магазин. Дома не было хлеба, пришлось в Spar у Келети заходить. Зато сфотографировал переселенца из Вены и уже окончательно отогрелся ;-))
В быстром и комфортном Ракоци дрых без задних ног аж до самого Ракошкерестура. Проснулся и просто не поверил своим глазам, увидев столицу, засыпанную снегом по уши. Забежал за хлебом и поехал на метро домой. Вот и все ;-))
Если бы мне кто-то сказал еще накануне, что я с вот такой легкостью завтра откатаю Регец, крепость-легенду, самый твердый орешек страны, я ни за что бы не поверил. А 8 числа убедился в правоте еще римской пословицы про carpe diem. Чувствуешь, что ехать надо сегодня - езжай. Чувствуешь, что что-то надо сделать именно сегодня - делай. И тогда тебе покорятся даже вершины, о взятии которых ты десятилетиями не мог даже и мечтать.