Нередко приходится слышать о том, что люди разучились решать тяжёлые сложные задачи и тем более отыскивать нестандартные интересные решения. Часто неспособность понять как решались задачи века назад толкает людей в конспирологию. Мол, это не мы понять не можем, а просто это тайное знание или проделки всемогущий жрецов. К таким вопросам нередко относят как процесс строительства пирамид, так и вычисление длины года или суток древними людьми. В том же ряду и явление Стоунхенджа и много чего другого.
К конспирологическим объяснениям подобных явлений толкает ещё и тот факт, что за несколько тысяч лет люди никак физически не изменились. То есть, если эволюция человека и происходит, то уж никак не в промежуток нескольких десятков тысячелетий. Таким образом, нельзя говорить что люди, например, в Древней Греции были глупее современных. Особенно если вспомнить такие великие сложные произведения как "Илиада" и "Одиссея" Гомера, или огромное количество философских трудов плеяды древних философов. Можно лишь утверждать, что человечество накопило огромный багаж знаний и именно это принципиально отличает нас от предшественников.
Так что же сейчас мешает найти решение загадок древности? У меня есть ответ на этот вопрос. И родился он из личного опыта.
Когда я была ещё школьницей, то с успехом участвовала в математических олимпиадах. Часто после объявления результатов организаторы и учителя хвалили меня родителям, объясняя, что я решила задачу нестандартно. И всем было совершенно непонятно как двигалась моя мысль и почему именно так. А двигалась она верно. Со временем я растеряла эту полезную способность нестандартно подходить к задачам. Не полностью, но всё же это так. И вот чем это вызвано. Когда я была школьницей, у меня был совсем маленький ограниченный набор математических инструментов и какой-то небольшой запас детского опыта. С помощью этого нехитрого инструментария я решала поставленную задачу: перебирала, крутила-вертела, искала и зачастую находила решение. У людей же, которые составляли задачи, был инструментарий намного больше, и они хорошо знали что нужно применить для быстрого и оптимального решения.
И то же случилось со мной, когда я выучилась в университете. Мне дали множество удобных инструментов, и я стала пользоваться ими при решении задач. Мне больше не нужно было направлять все свои силы на выдумывание решения и изобретение очередного велосипеда. У меня был прокачанный математический аппарат для всех попадавшихся на пути задач.
Конечно, я несколько утрирую, говоря, что на всё про всё были известны методы. Конечно, когда ты знаешь как разрешить определённый круг проблем, ты поднимаешься на уровень выше и начинаешь так же по-детски применять эти уже несовершенные (на новом уровне-то!) инструменты, пытаясь найти ответ. И тут вся нестандартность может снова проявить себя. Так что не стоит думать, что углубление образования делает из людей шаблонных исследователей. Это не так.
Я убеждена, что многие загадки древних строений и вычислений не решены, потому что люди сильно развились, как бы странно это ни звучало. Со всем своим большим инструментарием им сложно понять как мыслил человек, который всего этого не знал. Какие были инструменты у него? Как он дошёл до этих расчётов? Что было в его опыте, что помогло ему это постигнуть? Ответ один: нетривиальное мышление.