- Ну конечно, давай, перекладывай с больной головы на здоровую! - в очередной раз высказывает своей взрослой дочери пятидесятилетняя Ольга Борисовна. - Мать во всем виновата, как же... Мать у тебя плохая, а ты хорошая!..
...Дочь свою, Светлану, Ольга Борисовна воспитывала одна, и до определенного момента не знала с ней проблем. Света всегда была спокойной, адекватной, хорошо училась, дома мыла посуду и пылесосила. Никаких подростковых бунтов, загулов, историй с мальчиками, ничего такого. И в вуз тоже поступила по маминому выбору. Не потому, что мама - тиран и деспот. Просто у самой Светы как-то не было особых планов на то, куда пойти и чем заниматься после школы. Мама взяла решение вопроса в свои руки, перелопатила кучу информации, посоветовалась на форумах, съездила вместе со Светой на дни открытых дверей и, наконец, постановила: "Поступать будем туда-то!". Света не возражала, туда так туда.
...А в конце первого курса Света встретила Олега.
Олег Ольге Борисовне сразу не понравился, о чем она не преминула заявить дочери. С высоты какого-никакого жизненного опыта мать сразу определила, что это "не тот человек". Да к тому же, какая семья в девятнадцать лет? На первом курсе??
- Чтоб я этого Олега рядом с тобой не видела! - заявила Ольга Борисовна дочери.
Но та, всегда мягкая и уступчивая, в этот раз встала на дыбы:
- Это моя жизнь! Я уже взрослая!
- Ах, взрослая? - усмехнулась Ольга Борисовна. - Ну, что ж. Взрослые люди живут сами, без маминой помощи!..
...В общем, Светлана ушла из дома к этому Олегу. Год они скитались где-то по съемным углам, друзьям и общежитиям. Учебу Света забросила. А потом забеременела. Олег, как и предсказывала в свое время Ольга Борисовна, тут же заявил, что к такому не готов, ребенок ему не нужен, и вообще, у него на жизнь другие планы. Света вернулась к матери, и Ольга Борисовна поставила ей жесткие условия. Во-первых, никаких детей, у них нет на это возможностей. Однокомнатная квартира, Свете двадцать лет, работы у нее нет, образования тоже. Вторым пунктом условий было восстановление в институте и дальнейшее беспрекословное послушание, потому что "жизнь показывает, что мать всегда права".
...Света сделала аборт, хотя очень не хотела, в клинику ехала со слезами... И вот уже год прошел со дня аборта, но Светлана никак не может прийти в себя. Плачет, раскаивается, ни дня еще не было без истерики, во всем обвиняет мать. Она восстановилась в институте, но учится еле-еле, ничем не интересуется, никуда не ходит, ни с кем не дружит.
- Ну правильно, ага, мать виновата, а кто же еще-то? - вздыхает Ольга Борисовна. - Ах, она хотееела ребенка?? ну так рожала бы! В клинику ее что, связанную привезли? - нет! Шла на своих ногах, сама документы подписала, сама на стол легла... Я заставила??? Глупости! Я ей честно описала все ее перспективы и сказала, что на мой взгляд, да, аборт - это лучшее решение в такой ситуации. В чем я-то виновата? Я что, неправду сказала?..
Имеет ли право Светлана обвинять в случившемся мать, или аборт - целиком и полностью ее грех, так сказать?
Ведь решение все равно принимает женщина, и сколько детей в мире родилось вопреки желанию таких мам, как Ольга Борисовна, и несмотря ни на какие обстоятельства!.. Как ни крути, на операцию Светлана, действительно, пошла сама...
Кто виноват, глобально и локально?
Что думаете?