У каждого человека свои звезды.

Jul 20, 2016 17:30

Грузия. Прошло уже много времени, какие-то воспоминания приходится восстанавливать по фотографиям.
Мы уехали в начале марта. Уехали потому как нашли длинный, но интересный путь. До Владикавказа на самолете, потом через Северную Осетию, переход границы и через перевал по старой военной дороге до Тбилиси.

В марте из заснеженной Москвы. Прямо в +23. Солнце плавит асфальт у аэропорта, от восторга кружится голова. Наверное, поэтому нас немедленно загребли за курение в неположенном месте. :)
Всего 2 часа на дребезжащей белой волге, которая прекрасно помнит, как давал присягу наш первый президент, и опять минус. Опять снег. Горы. Вершины рвут облака. Вокруг - белое безмолвие. Перевал открыт, нам повезло.

Грузия встречает сурово :)




Верхняя точка перевала.


Деревеньки на краю обрыва. Не верится, что здесь тоже живут люди!


И, конечно же, смотровые площадки. Хотя, тут в любом месте останови машину, и дух захватит от открвающегося с дороги вида.



Граница. Граница наша от грузинской очень отличается. Сначала на нашей стороне тебя просят из машины, ты стучишь зубами на ветру у будочки с таможенником, который неторопливо листает твой паспорт. Потом обыскивают машину, потом еще какие-то процедуры. И вот ты наконец просишь водителя включить посильнее печку, потому что твой мозг очень хорошо помнит, как плавился асфальт у аэропорта, и совершенно забыл, что в Москве снег и холод. К хорошему удивительно быстро привыкаешь!

На грузинской границе тебя тоже просят из машины. Но при этом провожают в теплый домик, где есть кофейный автомат, туалет и улыбчивый таможенник, который просто сидит за столом, без будок и окошек. Вся процедура занимает 5 минут. Машину осматривают чуть дольше, но из тепла никто не гонит. Сразу вспоминаешь про «грузинское гостеприимство».

А с этим гостеприимством сталкиваешься сразу же. Еще по дороге, когда все придорожное кафе поднимает за тебя тосты. По очереди. И хачапури не помещается на поднос, и хинкали считают не штуками, а десятками. А вино, домашнее красное вино, наливают литрами, а не бокалами.



Еще 4 часа - и Тбилиси. Прекрасный город с цветущим ткемали.
«Сливой?», - переспрашиваю я. «Нет!», - обижаются, - «Ткемали!».





Здесь грузинское все! Даже атланты имеют харакрерный грузинский профиль. А, впрочем, и анфас.



Да что атланты! Я застыла перед грузинским грифоном!



Свою историю они очень любят. В Мцхете я обошла главный собор и пристала к экскурсоводу с вопросом: почему тут нет ни одной старой иконы. Все иконы нового времени. Он замялся немного, а потом пояснил: Грузия очень долго была под Россией («Такой-то царь, в такой-то год, вручал России свой народ»). Так вот в то время все иконы писались русскими иконописцами. По всем церковным канонам. А, недавно Грузия отделилась от России, местная Патриархия приняла решение - переписать все иконы на свой, грузинский лад. И теперь с образов на нас глядят настоящие грузины: Николай Угодник, Иоанн Креститель, Богоматерь и т.д. Что интересно, иконы конца 19 века, которые были написаны в светской манере, оставили, как есть.



А город удивительно самобытен! Маленькие улочки, странные дома, который почему-то настолько органично вписываются в ландшафт, что и не кажутся «не такими».



И подъезды! В центре Тбилиси нет домомофонов. Ты можешь засунуть свой любопытный нос в любую дверь! И, открывая очередной подъезд ты как-будто попадаешь в другой мир. Нарния какая-то!







Больше всего поразило две вещи. На самом деле - одна: люди. Шатаясь по Руставелли, мы наткнулись на демонстрацию. Люди, взявшись за руки, стояли лентой вдоль главной улицы города. Протестовали против решения местного правительства по закупке нефти в России.



Мы шли вдоль улицы и громко разговаривали по-русски. К нам подходили разные грузины с со словами: «Вы не волнуйтесь! Политика сама по себе, люди - сами по себе! Вы здесь очень желанные гости!». И, кстати, ни одной машины с полицией мы не заметили. А люди держались за руки, пели грузинские песни, размахивали флагами… меньше всего это действо напоминало митинг протеста. Никакой агрессии не ощущалось.

А в ночи мы потопали подышать воздухом. И загулялись. Утопали далеко от гостиницы… и решили возвращаться «не тем путем, которым пришли». Поэтому свернули в темные переулки и потопали наугад. В темных переулках иногда встречались разные люди. Они видели четырех барышень и немедленно начинали за нас волноваться:
- Вам помочь? Вы заблудились? Куда вам нужно? Вас проводить? Нет, туда не ходите, вам явно не в ту сторону! Ну, я же говорил, что там тупик!
Ни разу никто не пытался причинить нам какой-то вред, «познакомиться» и т.д. В три часа ночи в темных переулках незнакомого города было очень спокойно и комфортно!

Когда смотришь на Тбилиси с холма, с удивление понимаешь, что город на самом деле совсем не маленький!


И еще был очень смешной момент из той же серии. Для нас +20 после -10 ощущались, как африканская жара. Поэтому я гуляла в футболке. Грузины же, привыкшие к другому климату, ходили в куртках, минимум в теплых свитерах. И меня постоянно останавливали, спрашивали - все ли у меня хорошо, не надо ли мне помочь :) Я улыбалась и отнекивалась. Но, когда мне предложил свою куртку нищий, стоящий на паперти у церкви, я все же натянула кофточку…

По достопримечательностям Их много, и они интересные. К сожалению, мы посмотрели только Тбилиси и Мцхету. И мою давнюю мечту. Церковь на холме у слияния двух рек - Арагвы и Кукры.
При всей моей нелюбви к Лермонтову, две его вещи меня всегда завораживали. Демон и Мцыри. Мцыри я когда-то знала наизусть. И всегда мечтала увидеть:
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;



Эту церковь Джвари экскурсоводы позиционируют, как тот самый монастырь.



На самом деле, монастырь находился дальше. Но, Лермонтов когда-то вдохновился видом именно с этого холма :)
А от того самого монастыря уже не осталось даже «столбов обрушенных ворот». Когда мне это рассказали, стало грустно.

Монастырь, где жил мцыри, находился справа, под холмом.


А еще обязательно сходите на "Кладбище поэтов", что расположилось между небом и землей - посередине горы Мтацминда (святая гора).



Оттуда открывается изумительный вид, на территории стоит очень красивая церковь Давида Гареджийского. Но самое интересное - это кладбище. Каждое надгробие - произведение искусства. Глядя на могилу, можно с уверенностью сказать, чем знаменит тот, кто лежит под этим камнем. Меня совершенно сразил вот этот памятник.



Удивительно красивый и экспрессивный человек. Я стояла и думала, что в такого можно влюбиться на всю жизнь. Сильно-сильно! И как жаль, что он уже умер.
Уже по приезде домой я загуглила имя. Это Ушанги Чхеидзе, грузинский актер. При жизни он вылядел совсем не так драмматично. Но теперь я хочу посмотреть кино с ним.



А у нас было всего три дня. Насколько это мало, понимаешь, меряя шагами улочки Тбилиси в поисках рынка специй, потому что хочется увести с собой что-то, что будет еще долго напоминать о солнечной Грузии!



И эта прекраснейшая страна, куда хочется вернуться не один раз. Проехать по Сванетии, посмотреть Кахерию. И обязательно в Самегрело!
Если вы планируете прыгнуть во внедорожник и посмотреть Грузию, и у вас вдруг нет компании, зовите меня с собой! Я умею много говорить, и молчать, когда нужно. Знаю кучу баек и умею их рассказывать :) А еще я компактная и не занимаю много места :)

А путешествовать по Грузии лучше всего в апреле-мае-июне.

Грузия, путешествия

Previous post Next post
Up