Учебное пособие «Права коренных народов» продолжение

Jun 27, 2014 08:43

IV. Международные инструменты защиты

К международно-правовым инструментам относятся договоры (соглашения, конвенции, пакты, протоколы), имеющие обязательную юридическую силу для государств - участников этих соглашений. По окончании переговоров определяется  аутентичность текста договора и его окончательная версия, после чего он подписывается представителями государств. Существуют различные способы, используемые государствами для выражения согласия на обязательность соблюдения договора. Самый распространенный способ - это ратификация и присоединение. Ратификация договора производится государствами, участвовавшими в его разработке. Страна, не участвовавшая в переговорах, может присоединиться к нему на более поздней стадии. Договор вступает в силу, когда заранее оговоренное число государств ратифицируют или присоединяются к нему.

Когда страна ратифицирует или присоединяется к договору, она может сделать оговорки к статье или статьям этого договора, при условии, что таковые не запрещены положением данного договора. Оговорки могут быть отозваны самими государствами в любое время. В некоторых странах международные договоры имеют высшую юридическую силу над национальным правом. В других странах, требуется принятие  дополнительного закона для придания международному договору юридической силы равной силе внутригосударственного права, даже если это государство ратифицировало или присоединилось к договору. На практике все страны, ратифицировавшие и присоединившиеся к международному договору должны принять соответствующий законодательный акт, внести поправку в существующий закон или принять новый законодательный пакет для того, чтобы  придать международному соглашению полную юридическую силу на внутригосударственном уровне.
Не все международные соглашения являются юридически обязательными договорами. Например, ряд самых важных соглашений по правам человека являются лишь декларациями, имеющими лишь моральное обязательство для государств и не влекущими за собой юридических обязательств по их исполнению.
Права коренных народов совпадают со многими другими правами человека. Многие важные права коренных народов не предусмотрены в специальных договорах о правах коренных народов, однако они являются частью более общих соглашений, таких как Всеобщей Декларации прав человека или Конвенции по предотвращению и наказанию за преступления геноцида.

Организация Объединенных Наций

Проект Декларации о правах коренных народов
Проект Декларации о правах коренных народов является самым всеобщим документом о правах коренных народов на настоящее время, определяющий права коренных народов на защиту культурной собственности и этнической особенности, а также права на образование, труд, здоровье, религию, язык и др. Проект Декларации также защищает право коренных народов коллективно владеть землей. Несмотря на то, что государства не связаны юридическим обязательством по исполнению Декларации, она все же будет оказывать существенное моральное давление после её одобрения Генеральной Ассамблеей. Проект поделен на девять разделов и состоит из 45 статей.
Раздел 1. Фундаментальные права
Раздел 2. Жизнь и безопасность
Раздел 3. Культура, религия и язык
Раздел 4. Образование, средства массовой информации и занятость
Раздел 5. Участие и развитие
Раздел 6. Земля и ресурсы
Раздел 7. Самоуправление и местное законодательство
Раздел 8. Реализация
Раздел 9. Минимальные стандарты

Первоначально, разработанный в 1985 году Рабочей группой по коренному населению (самым многочисленным коллективом по правам человека), проект Декларации был принят Подкомиссией ООН по продвижению и защите прав человека в 1994 году. С того момента Проект был передан Комиссии по правам человека, которая в свою очередь образовала Рабочую группу по разработке проекта Декларации по правам коренных народов. Данная Рабочая группа, состоящая из более чем 200 участвующих организаций по вопросам коренных народов, проводит собрания один раз в год. Цель Рабочей группы заключается в способствовании Генеральной Ассамблее в скорейшем принятии Декларации к 2004 году, заключительному году Международного Десятилетия коренных народов мира.

Всеобщая Декларация прав человека (1948)
Всеобщая Декларация прав человека является первым международным документом, устанавливающим, что все люди «равны в достоинстве и в правах» (Ст.1). Декларация предусматривает права для всех «без различий по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, собственности, рождения либо иного статуса» (Ст. 2).

Конвенция по предотвращению и наказанию за преступления геноцида (1951)
Геноцид представляет собой любой акт, имеющий намерение уничтожения в целом или частично национальной, этнической, расовой или религиозной группы: «убийство членов такой группы; причинение серьезного телесного или умственного ущерба членам определенной группы; умышленное создание невыносимых жизненных условий, с целью физического уничтожения определенной группы в целом или частично; проведение мер, с целью предотвращения рождаемости определенной группы; насильственное перемещение детей из одной группы в другую» (Ст. 2).

Международный Пакт о Гражданских и Политических правах (1966)
Международный пакт предусматривает основные гражданские и политические права человека, а также ряд коллективных прав. «В странах, где проживают этнические, религиозные или языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к данным меньшинствам, должно быть обеспечено в сообществе с другими членами этих групп право на свободу выражения культурных обрядов, исповедывания религии, исполнения обрядов, употребления родного языка» (Ст. 27).

Международный Пакт об Экономических, Социальных и Культурных Правах (1966)
Этот Пакт предусматривает основные экономические, социальные и культурные права человека. Он также включает ряд положений о коллективных правах.

Конвенция о Ликвидации Всех Форм Расовой Дискриминации (1966)
«Расовая дискриминация» означает «всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием умалить или ущемить признание, использование или осуществление на равноправной основе прав человека и основных свобод  в политической,  экономической, социальной, культурной и в других сферах общественной жизни» (Ст. 1).

Международная Организация Труда (МОТ), Конвенция 169 (1989)
Конвенция МОТ о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни явилась первой международной конвенцией, направленной на удовлетворение конкретных нужд коренных народов. Эта конвенция включает обязанности правительств в продвижении и защите прав коренных народов.

Конвенция о правах ребенка (1990)
Конвенция содержит нормы и предложения, относящиеся к коренным народам по запрету дискриминации против детей (Ст. 2), транслированию информации через средства массовой информации на языках меньшинств (Ст. 17), праву на образование, включая образование по правам человека, воспитанию уважения к их культурной самобытности, языку и другим ценностям (Ст. 29). Статья 30 устанавливает, что дети родителей меньшинств или родителей из числа коренных народов не будут лишены права на выражение своих культурных традиций, религии или языка. (Ст. 30).

Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным или языковым меньшинствам (1992)
Этот документ уделяет особое внимание всем меньшинствам во всем мире, в том числе многочисленным коренным народам. В Декларации предусмотрены лишь индивидуальные права, из которых, однако, вытекают рядколлективных прав. В ней также затрагиваются обязательства государств перед меньшинствами, а также права самих меньшинств. Статья 1 предусматривает национальную или этническую, культурную, религиозную или языковую особенности; статья 2 включает свободу выражения и развитие культуры, свободу ассоциаций внутри и между меньшинствами, участие в принятии решений, касающихся меньшинств. Статья 3 предписывает право меньшинств на осуществление как индивидуальных, так и коллективных прав; статья 4, в свою очередь, предоставляет право на образование меньшинств, включая образование о самих меньшинствах.

Декларация по окружающей среде и развитию, подписанная в Рио-де-Жанейро и Повестка 21
Эти два документа возникли в результате всемирного саммита в Рио-де-Жанейро. Они подчеркивают и признают особую связь между коренными народами и их землями. Коренные народы играют жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении окружающей среды с учётом их знаний и традиционной практики. (Декларация Рио, Принцип 22). С тем, чтобы использовать в полной мере эти знания коренным народам потребуется более существенный контроль над своими землями, самоуправление над своими ресурсами и участие в принятии решений, которые непосредственно затрагивают их интересы. (Повестка 21, Раздел 26.4).

Конвенция по биологическому разнообразию (1992)
Данная конвенция призывает страны - участницы «обеспечивать уважение, сохранение и поддержание знаний, нововведений и практики коренных и местных общин, отражающих традиционный образ жизни, которые имеют значение для сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, способствует их более широкому применению с одобрения и при участии носителей таких знаний, нововведений и практики, а также поощряет совместное пользование на справедливой основе выгодами, вытекающими из применения таких знаний, нововведений и практики» (Ст. 8(j));

Венская Декларация и Программа Действий (1993)
Венская декларация является заключительной декларацией Всемирной Конференции по правам человека, проходящей в Австрии в 1993 году. Она «признает присущее достоинство  и уникальный вклад коренных народов в развитие и разнообразие общества. В ней настоятельно подтверждается обязательство мирового сообщества создать все условия для экономического, социального и культурного благосостояния коренных народов» (I.20).

Более того, Декларация призывает к скорейшему завершению работы над проектом Декларации о правах коренных народов, обновлению и расширению мандата Рабочей группы по коренному населению, а также провозглашению Международного Десятилетия Коренных Народов. (II.28-32).

Доклад Международной конференции по населению и развитию (1994)
На этой конференции было решено, что мнение и нужды коренных народов следует включить в программы, затрагивающие их интересы, а именно программы по населению, развитию и охране окружающей среды, и что коренные народы должны получать услуги, относящиеся к населению и развитию, соответствующие социальным, культурным и экологическим стандартам. (Пункт 6.24) Следующее важное решение, принятое на этой конференции заключается в том, чтобы предоставить коренным народам право распоряжаться и управлять землей, охранять  естественные ресурсы и экосистемы, от которых они зависят. (Пункт 6.27).

Декларация и программа действий, подписанная в Дурбане (2001)
Декларация и программа действий, подписанная в Дурбане включает в себя отдельный раздел  по вопросам коренных народов. Возможно более важным, чем все остальные рекомендации представляется тот факт, что данная Декларация является первым документом ООН, использующим фразу «коренные народы» вместо «коренной народ».

Европейский Союз (ЕС)

Резолюция Совета Европы по коренным народам в рамках сотрудничества по развитию Сообщества и стран - участниц (1998)
Данная резолюция предлагает основные директивы Европейского Союза по поддержке коренных народов. Она призывает к интеграции интересов коренных народов на всех уровнях сотрудничества по развитию, а также полному и свободному участию коренных народов в процессе развития. В резолюции говорится: «Коренные культуры представляют наследство разнообразных знаний и представлений, являющееся потенциальным ресурсом для всей планеты».

Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

Верховный комиссар ОБСЕ по национальным меньшинствам
Управление Верховного комиссара ОБСЕ по национальным меньшинствам было образовано в 1992 году в целях выявления и выработки решений на ранней стадии для разрешения этнических конфликтов, представляющих угрозу миру и стабильности, дружественным отношениям между странами - участницами ОБСЕ.  Верховный комиссар не обладает специальным мандатом по вопросам коренных народов, однако уделяет им такое же внимание, как и любым другим национальным меньшинствам.
Продолжение....
Previous post Next post
Up