Статья впервые была опубликована в журнале Тарих № 2-3. 1996 г. Впоследствии автор несколько видоизменив ее, передал новый вариант статьи в редакцию журнала «Ахульго» для публикации.
В огромной массе источников по истории многолетней борьбы горцев Дагестана и Чечни под предводительством Шамиля особое место занимают источники местного происхождения на арабском языке. Анализу их посвящена большая и ценная литература отечественных и зарубежных авторов. Это различного рода актовый материал, письма, предписания имама, исторические хроники, эпиграфические памятники. Целый ряд этих уникальных во всех отношениях арабоязычных источников критически изучен. И, тем не менее, все еще остается немало памятников, не ставших предметом специального изучения. К числу последних относятся, в частности печати с арабографическими надписями третьего имама и его окружения.
В лаконичных легендах и декоративном убранстве этих печатей, своеобразных «свидетелей» и непосредственных «участников» многих событий заключена, хотя и небольшая, но весьма значимая информация, заслуживающая глубокого и всестороннего изучения. Отметим, что подлинники, т.е., собственно печати-матрицы, пока не обнаружены (см. примечание редакции). Серебряная печать, хранящаяся в Дагестанском объединенном историко-архитектурном музее в Махачкале была обнаружена в 1937 г. арабистом Абдурахманом Казиевым в сел. Согратль. На ней с одной стороны выгравировано арабскими буквами имя «Амир Шамуиль», с другой - русскими буквами «А.Ш.» виньеткой, изображающей схематически ветку с листьями. (Рис. 1 а, б). По всей форме исполнения, печать относится к более позднему времени и что особенно важно подчеркнуть, что документы с этой печатью еще не обнаружены. Очевидно, что эта печать явно не принадлежала Шамилю.
Рис. 1 а Рис. 1 б
Следует особо подчеркнуть, что фотографии анализируемых ниже печатей воспроизведены с подлинных документов, хранящихся в центральных и местных архивохранилищах нашей страны.
Оттиск круглой перстневой печати (рис.2) на обороте недатированного письма (1). На ее поле, обрамленном с двух сторон точечными и линейными ободками (диаметр внутреннего линейного крута - 9 мм, наружного точечного 12 мм), помещена надпись на арабском языке, идущая снизу вверх, которая в переводе звучит так: «Раб Создателя (Аллаха) Шамуйил». Дата на печати отсутствует. По содержанию письма, удостоверенного этой печатью, вероятное время применения его могло быть в 1834-1836 гг.
Рис.2
Оттиск перстневой печати (рис. 3) на обороте письма датированного 1254 (1838) г. Размер 10,5 x 9,5мм, имеет форму прямоугольника с закругленными углами. Внутри однолинейного обрамления печати помещен картуш в виде прямоугольника на поле которого, горизонтально, снизу вверх сделана надпись из двух слов: «Раб Его (Аллаха) Шамуйил». Посередине надписи замазано еще одно, видимо, не удавшееся слово. Оттиск этой печати обнаружен пока лишь на двух письмах.
Рис. 3
Одновременно на письмах Шамиля, относящихся к концу 30-х и к первой половине 40-х годов XIX в., имеются также и оттиски его прямоугольной печати размером 22 x 15 мм (рис.4). Печать выполнена скромными, но достаточно выразительными средствами. По краю печати - двухлинейный ободок. Поле украшено изящной трехстрочной арабской надписью почерком «насх» и тонкими декоративными деталями. В надписи - имя владельца печати в сочетании с эпитетом и дата изготовления печати (по хиджре). Дата выражена цифрами, вписанными в растянутую дугообразную часть буквы «фа» (последняя расположена в самой верхней строке изолированно, в отрыве от основной части соответствующей словоформы. Эту часть буквы «фа» снизу пересекают вытянутые вверх стержни «алифа» и «лама», которые тем самым образуют перегородки между цифрами. Текст надписи читается снизу вверх и гласит: «Раб возвещающий Шамуйил 1252» (1837) г., т.е. в начальный период правления Шамиля.
Рис. 4
Хронологически это самая ранняя из датированных печатей, дошедших до нас в виде оттиска. То, что Шамиль имел свои печати и до 1252 г. х. нам известно из вышеописанных печатей. Любопытно, что в легендах этих печатей отсутствует титулатура Шамиля, которая встречается в его письмах или других письменных источниках. В письмах Шамиля он обычно титулуется как «имам» или «амир ал-муминин». В легендах же печатей имя предводителя горцев сопровождается скромным эпитетом «раб его (Аллаха)», или «раб возвышенный». По мнению академика Г.В. Церетели, употреблением халифского титула «амир аль-муминин» Шамиль, очевидно, хотел подчеркнуть, что ничьей верховной власти над собой он не признает. (Рис. 5)
Рис. 5
Однако отсутствие титулатуры на печатях не означает, что они изготовлены еще до того, когда власть Шамиля окончательно укрепилась. Об этом свидетельствуют печати, изготовленные в 1845-1850 гг., т.е. в годы, когда Шамиль достиг наивысших успехов. На этих печатях имя владельца передано в написании, представляющей распространенную в крае еврейско-арабскую форму передачи мужского имени Самуйил.
Образцы подписи имама Шамиля
В арабоязычных источниках рассматриваемой эпохи имя Шамиля преимущественно встречается в таком начертании. Кстати, только такую форму имеют и все известные нам собственноручные подписи самого Шамиля, в то время как в разговорном языке утвердилась стяженная форма, получившая распространение так же и за пределами Кавказа «Шамиль». Известны, однако, случаи нарушения вышеуказанной орфографии, когда в том или ином арабографическом тексте вместо традиционного написания «Шамуйил» или параллельно с этим написанием, используются формы «Шамиль» или соответствующее устному произношению данного слова.
В 1845 г. на письмах Шамиля появляется другая, также нарядно украшенная овальная печать с иной арабской легендой и оригинальным оформлением талисманического характера. С этого времени оттиск данной печати становится своеобразной «визитной карточкой» третьего имама.
Размеры новой печати Шамиля (по оттиску) 26 x 22 мм (рис.6). По краю - однолинейный овальный ободок. В центральной части поля - надпись в две строки, обрамленная картушем. По форме картуш представляет собой шестиконечную звезду, составленную из двух перекрещивающихся треугольников, из которых один расположен основанием вниз, другой - основанием вверх. В середине картуша, во внутреннем растянутом шестиконечнике помещена вышеотмеченная надпись, которая состоит из имени владельца печати (в верхней строке) и традиционной для мусульманских печатей краткой формулы, выражающей покорность Аллаху (в нижней строке). Надпись читается снизу вверх: «Раб его (Аллаха) Шамуйил».
Рис. 6
продолжение следует...