Вообще я очень люблю хорошие сборники. Мне очень близка идея собрать по какому-то внезапному общему признаку хорошие штуки; а то и придать им тем самым новые смыслы. С другой стороны, в наших окрестностях в лучшем случае сборники составлять просто не умеют, выходят бессмысленные наборы рассказов и междусобойчики для своих. Чаще начинается недобросовестная реклама, когда, к примеру, на обложке большими буквами пишется имя мэтра, а у него в сборнике в лучшем случае один рассказ, а то и он просто задавал тему/был судьей конкурса (И тут я совсем не о Панове). А порой всё просто выливается в конъюнктурный прогиб (всякие "российские империи 2.0"), а то еще и с грязными играми и разборками ("беспощадная толерантность" та же). Помню только одно выдающееся, шикарное и потрясающее исключение - "Спасти Чужого. Убить Чужого".
Так вот, тут я приятно удивился, что людям пришла в голову идея издать сборник в память Михаила Успенского, и они смогли её реализовать. Это небанально, интересно, и вообще дело хорошее. Потом удивился, что с одной стороны нет имен мэтров, с другой - есть весьма известные фамилии: Камша, Раткевич, Злотников; рангом пониже (известны среди своих) - Батхен, Минаков, О`Коннор. В общем, понадеялся на что-то хорошее и интересное.
[И не то, чтобы совсем зря]Сборник удивил еще не раз. Это вообще оказался самый удивительный сборник, из виденных мною, хоть в каноны заноси. Будто составители сделали лучший фантастический сборник на сказочно-мифологическую тему, но поняли, что нельзя же так задирать планку, поэтому разбавили однообразными рассказами среднего уровня. Потом подумали еще, допилили графоманскими и просто дикими произведениями от каких-то братьев племянниц жен победителей конкурсов. Загнали это всё во вторую половину сборника (поскольку позже насобирали, и вообще, пусть читатели привыкают к обломам после всего хорошего, в реальной жизни всё страшнее). Прикинули, на что похожа заметная часть произведений и решили, что можно презентовать этот сборник как бы в честь Успенского. А чтобы тупые и приставучие не выясняли "почему?" тиснули в начале воспоминание об авторе "Жихаря", шоб було. Мишн комплит! В итоге я очень рекомендую четверть книги, одобряю еще четверть, не одобряю и не рекомендую третью четверть, ужасаюсь оставшейся. Казалось бы, не худшее соотношение. Но, составители постарались! Запихнули лучшее в начало, потом идёт заметный спад. Потом идёт кромешный ужас (на самом деле нет, но читатель-то ещё вдохновлён высоким без всяких поблажек уровнем, заданным первыми вещами), а потом уже идут неплохие, но странные вещи, которые воспринимаются, однако, в контексте упомянутого хтонического ужаса. Я так и не понял, это была хитроумная подстава нелюбимых авторов, или безумная любовь к своим знакомым плюс излишек места. Ну и забавно, что как по мне, чисто ИМХО, "известные и профессиональные фантасты" тут, как один, выступают не образцом для копирования и примером для подражания, а скорее проходным дополнением к творчеству куда менее именитых коллег.
Открывает книгу произведение Злотникова, "Я ржал!" Не могу назвать его ни рассказом, ни статьей. Это воспоминание автора, как он знакомился с Успенским и одалживал ему деньги. ЩИТО?! Я привык к формату, когда в книге много рассказов, и перед ними иногда идут маленькие воспоминания-зарисовки авторов. Но ЭТО не идёт перед рассказом Злотникова, ЭТО и есть его вклад в сборник. По крайней мере в первую часть, вторую обещают издать в следующем году. Ладно, бывает иначе. Большое вступление-воспоминание составителя сборника, а потом рассказы. Но Злотников не составитель, да и ничего про сборник там не написано. Причем написано вполне мило, симпатично, хотя некоторые места неприятно колют моё чувство этичного. Но никакой идеи нет. Как будто наши сборникописцы посмотрели на западные антологии, увидели, что там встречаются воспоминания авторов и решили, что и нам такое надо бы сделать. Вышло как всегда, карикатурно и кривовато. Дальше начинаются собственно "устареллы".
И тут сразу идёт рассказ Эйлин О`Коннор. Это чудесный блогер и хороший, известный детективщик, которая под данным псевдонимом пишет прекрасные смешные маленькие рассказы на основе сказок. Такой себе сказреализм. Меня просто убил кроссовер "Властелина Колец" и "Доктора Кто" на несколько страниц. В сборнике же представлена "реалистичная сторона" ученого кота-сказочника. Я как раз пару месяцев назад плотно познакомился с творчеством автора, от фантастического до детективного, но об этом отдельно и в другой раз. А здесь отмечу, что и рассказ смешной и симпатичный, и по духу близок к творчеству Успенского, но при этом вовсе не копирование его приёмов, а свой стиль. Плюс, на бумаге Эйлин издаётся практически исключительно как Елена Михалкова, автор детективных романов, так что за публикацию "фантастической половины" этого автора - отдельный плюс в карму. За это я многое могу простить, как и за саму идею такого сборника. [Spoiler (click to open)]- П-пустил раз Иван-Царевич к-каленую стрелу, - начал он, заикаясь, - и прилетела она к лягушке на б-болото… Кот издал короткое рассерженное шипение. Рассказчик поперхнулся на полуслове. - Не стрелу, а топор, - хмуро буркнул Кот. - Не к лягушке, а к старушке. И не Иван-Царевич, а юный студиозус, помрачившийся духом от крайней нужды и чрезмерной рефлексии. Все вранье! Давай другую!
Алексей Провоторов, "Ларец". Ну, с одной стороны чуть занудновато, растянуто и мрачновато. С другой - колорит и стиль чувствуются. Детективная составляющая тоже не очень, но я рассказ "зачёл" за саму концепцию темно-плутовского фэнтези на привычные мотивы русских народных сказок. С "Жихарем" роднит только сказочный антураж и квестово-бродилковая составляющая, но в общем получается хороший концепт на тему "разностороннего переосмысления русских сказок". И автору очень повезло, что рассказ вставили в начало. [Spoiler (click to open)]- Освободил ты меня, теперь проси что хочешь, - сказал Бессмертный. - Всё одно я тебе ничего не дам. - Отпусти, - сказал я. - Я ж тебе ничего не сделаю. - А ты теперь знаешь, где мои сокровища лежат, - ответил он, надвигаясь. Каменные крошки задетых веток брызгали в стороны. Казалось, даже мёртвое вокруг него продолжает умирать. - И ведь вы одинаковые. Вам всё одно, что я на цепи, что я жаждой и голодом мучаюсь, а подохнуть не могу. Вам лишь бы золото. Он шёл, на каждый шаг припадая, как огромная страшная кукла из вертепа. Железный лязг и скрип стоял в лесу. Он приближался, а я словно врос в камень. Мой побег закончился. - А чего тебе бояться-то, я тебя на цепи триста лет держать не буду.
Александр Габриэль, Майк Гелприн, "Виршители". Простенько, но со вкусом. Гильдия боевых поэтов, проблема новых жанров и непризнанных гениев. Неплохая зарисовка на такую себе тему лингво-фэнтези. Плюс пародийность, много шуток, немного высокого пафоса и игр словами. На уровне идей занятно сочетается с первым рассказом. Там кот рассказывает, как привычные сказочные сюжеты происходили "в реальности". Здесь поэты меняют реальность новыми стихами. [Spoiler (click to open)]- Говорят, что он наряду с прочим сочиняет вирши длиной в строку. Забавы ради. И они настолько хороши, что после того, как свиршение произошло, люди заучивают строку наизусть. - Размножалась вошь делением с несомненным вожделением, - оторопело прочитал вслух Элоим. - Что за ересь? - Со слов того же южанина, какую-то деревеньку одолели насекомые, виршитель. И вот. С вашего позволения, м-м… - Он ей верен, сивый мерин, ей же хотца иноходца. - Виршитель в сердцах отбросил лист мелованной бумаги прочь. - Это что же, тоже вирш? - Тоже, - Эрац смущённо опустил глаза. - Говорят, что виршеплёт сложил его, когда некая уездная баронесса пожелала сменить коня. Когда вирш зачитали барону, тот был в ярости - его милость разглядел в нём второй смысл, и он, смысл этот, с позволения сказать, э-э…
Татьяна Романова, "Морег". Отличная детективная готика! У девочки, главной героини, на берегу пропала мать, которая хотела нарисовать Водяного Коня. Отец потерял адекватность, женился на подозрительной девице и перевёз всю семью в тот самый коттедж у озера. А теперь старшая сестра встречается с каким-то парнем, которого никто не видел, сестра же его всячески скрывает, молодая жена бродит по ночам, а в соседнем разрушенном доме кто-то устроил странный алтарь. Хороший язык (учитель русского языка и литературы пишет, хе), неожиданный повороты сюжета, выдержанная атмосфера, наконец-то британские мифы, антураж проявились. Из минусов - раздражает повышенная "девочковость" героинь. [Spoiler (click to open)]Морег прекрасно понимала - зря она, что ли, таскала нудные французские романы из комнаты старшей сестры? Когда девица остаётся наедине с возлюбленным, рано или поздно у неё в глазах меркнет свет. Обычно в это время за окном бушует гроза, а ангел-хранитель стыдливо отворачивается. Жуткие, в общем, вещи творятся.
Эльдар Сафин, "Ксюха и лихо". Абсурдно-авантюрно-сатирическая сказка. Даже фэнтези назвать сложно, хотя формально все признаки есть. Даже слишком много. Паровые телеги, солдаты с паровыми протезами, бомбисты, изменяющий главной героине со звонарём муж, компания из баньши, кикиморы, лепрекона и лешего, куча трупов и много юмора. Повествование балансирует на грани дикого трэша, но что удивительно - балансирует успешно, весело и с огоньком. [Spoiler (click to open)]Сегодня в синемапарке дают "Страсть и ненависть в Глазверовске", приглашаю на просмотр. Я выспросил ваших соседей и знаю, что ваша тетя умерла, а сами вы скромная и спокойная девица. О причинах срыва вашего не знаю, но уверен, что они были существенны. Образ ваш не выходит из моей памяти, и это я считаю достаточным основанием для своей просьбы.
К этому моменту я уже окончательно уверился, что читаю один из лучших сборников за последние годы, и уж точно один из лучших русскоязычных сборников вообще. Совершенно разные рассказы в разных стилях, объединенные только постмодернистским отношением к легендам и сказкам, свойственным Успенскому. Высокий языковой уровень, отсутствие мэтров-паровозиков. И это ведь только самое начало сборника! А я-то боялся, что будет полтора десятка плохих пародий на юмор Жихаря. Приношу искренние извинения составителям. АГА, ЩАС, РАЗБЕЖАЛСЯ!
Марианна Язева, "Среди сосновых игл". Как я позже нагуглил - это золото очередного фантлабовского конкурса. Не зря я всегда с подозрением к конкурсам относился. Нет, рассказ не плохой, вполне приличный. Написан хорошим, сочным языком, очень атмосферно и антуражно. Но это философское размышление об эволюции религий! Да, иллюстрированное как бы фантастическим образом. Есть интересные образы, занятные фантдопущения, есть напряжение, все вот эти обязательные завязки-кульминации, описание малого социума... Но абсолютно нет юмора, нет ярких героев, нет приключений, нет сказки или фэнтези. Мрачная социальная философская фантастика, привет ТББ. Ну ладно, я сам ратовал за разнообразие. Вкусы у всех разные, и хотя, ИМХО, этот рассказ с Успенским вообще ничего не объединяет, но пусть. [Spoiler (click to open)]- Холодно. И сыро. Трещина в спине ноет… Голос холодный и сырой. И надтреснутый. И всегда-то он такой, каждую ночь. - Да, трещины - это… Да. Особенно когда муравьи. Эти… рыжие. Что у них за щетинки на лапках? Сустон, ты же должен знать? - Ну, должен. Ну, знаю. Ну, щетинки. Легче от этого? - Ах-ха-ха. Нет, не легче. Пауза. Тихо, только иногда ветерок пробегает: Велетень не даёт уголькам в кострище затухнуть, поддувает на них до утра. - Насчёт муравьёв. Пугнул бы ты их, Сустон, а? Твое, никак, хозяйство. Зудит же… - Терпи. Они это… Бегают, топчут, то-сё. Кислым плюют. Дереву такое нужно. Терпи. - Ой ли, нужно?
Игорь Минаков, "Сказка - ложь". А вот это уже четко под "Жихаря" и ко. Ну, такое. Успенский*(Салтыков-Щедрин)-Мораль&Осмысленность. С одной стороны, юмористически-абсурдистская атмосфера выдержана. С другой - у Успенского это была лишь часть стиля. Чем выделялись Пратчетт и Успенский среди своих подражателей - у них юмор не был самоцелью, убери юмор, антураж - всё равно останется цельное интересное произведение. А вот тут если убрать всех Василис, Бабу Ягу, Ивана-Дурака, Месяц Месяцович... Боюсь, останется что-то не очень приглядное на тему того, что на Руси сплошь все если не глупые сволочи, то просто людоеды, коррупционеры и завистники. [Spoiler (click to open)]- Как же ты уцелел? - простодушно поинтересовался Дурак. - Да вот так и уцелел, - ответствовал конь, - мне не впервой. Я и Святогора возил при Рюрике еще, и Муромца при Владимире, и Алешу Поповича при Ярославе, а уж кого только я не возил при Александре Святославовиче?.. Осознав, что Иван-Дурак, никогда не слышавший о таковых, только рот разевает от изумления, Сивка-Бурка осекся и, тряхнув серебристой гривой, добавил: - А можа, не возил еще, можа, буду еще возить… Поехали, Ваня, покудова ночь не вызвездилась…
Ника Батхен. "Мокрое" дело. А это обратная сторона медали, зеркалка. Антураж вместо слишком абсурдистского очень теплый, уютный, ламповый. Банные, домовые, обдерихи, коты, совместные празднования, быт всей этой самой братии. Но вот о чем рассказ... В общем, меня не зацепило, но скорее по личным причинам, а так, если вам хочется почитать новые приключения друзей домовёнка Кузи, изложенные вкусным и мультяшным языком - собственно, вот. Вообще в рассказе есть основная детективная линия, но убийцу-дворецкого вора я вычислил сразу, а собственно все пертурбации по этой линии мне отчего-то Кузю и напомнили. [Spoiler (click to open)]Попарились от души, нахлестались дубовыми вениками, умылись можжевеловой водицей, побултыхались в тазах. Ну и выпили, и закусили, куда ж без закуски-то? Щедрый Вениамин выкатил кадушку маринованных рыжиков. Пафнутьич, загодя пошуровав в печи, натомил горшок дивной перловки - зернышко к зернышку, как жемчуга, политые золотым маслицем. Афиногеныч разжился домашним хлебом и сладкими пряниками. У Федота с лета остались запасы сушеных ягод - вот и вышел густой кисель. Гордый Лелик приволок сыр в золотой бумаге, долго хвастался редким вкусом и чудным запахом, а как развернули - ба, сыр-то протух и как есть плесенью изошел. Только Бася, хищно поводя крысьим носом, отведала городское лакомство.
Михаил Ера. "Три воды". Вот тут я охре...озадачился. Как позже показал Фантлаб, у человека там даже страницы нет, хотя поиск по сайту выдаёт 5 рассказов. В общем, и интересная задумка есть, и ветвистый сюжет, и фантазия, но всё остальное, от логики повествования до языка и стиля - дико непрофессиональны. Ходжа Насреддин, вернее, Матренин спасает дочь генерала-поручика, вместе с ним они сражаются под покровительством Дракона с заполонившими Москву черными птицами Моры, сжигающими людей, и с их хозяйкой... Нет, ну я не могу серьезно это обсуждать в контексте данного сборника. В контексте сетевых конкурсов и писателей, или саморазвития и сетературы - ок. Но серьезная напечатанная книга с произведениями известных авторов - серьезно?! Ну или это такой сильно стилизованный стёб над графоманством, а я не понял. [Spoiler (click to open)]Черная тень испуганно заметалась в комнате, послышался истошный визг, подобный, но много пронзительнее того, что издают на бойне свиньи. Молнии острыми всполохами полетели в Еронкина, но непостижимым образом смертоносные жала устремлялись графу под ноги, не причинив никакого вреда. Самого же Еронкина будто упеленало нежное, но неприступное изумрудное сияние. Сабля в руке графа вращалась подобно лопастям ветряной мельницы в ураган. Чарги десятками валились на пол, лишенные голов, крыльев, гузна. Из комнаты, из набирающего силу огня выступила Мора. Пучеглазая ее голова с кривым клювом оказалась абсолютно лысой. Полы платья колдуньи горели, но Мора, казалось, не обращала на это внимания. Все ее существо рвалось покарать человека, посмевшего уничтожить кладку. Выставив сухие когтистые руки-лапы, мерзкое чудовище, более не уповая на колдовство, сама бросилась на Еронкина. Ходже и раньше приходилось держать саблю в руках, но никогда прежде Насреддин не использовал смертоносного оружия. Смекалка, хитрость и острый язык работали не хуже клинка, но в этот момент Насреддин не мог полагаться на силу слов. Сабля Прохора, коей Ходжа пытался сбивать на лету чарг, с присвистом разрезала воздух и снесла с плеч омерзительную голову колдуньи. Шумное пламя целиком поглотило Мору. Отсеченная голова, ударившись об пол, рассыпалась в прах.
Элеонора Раткевич, "Золотая стрела и Стальная игла". По сборнику рассказ написан в соавторстве с Сергеем Раткевичем, но Фантлаб оспаривает. Снова пошла "жихаревщина". Дети Микадо ищут невест расстрельным методом, младшему помогают кицуне, Горыныч и Серый Волк. В конце все находят себе пару, а Кощей - смерть. Отсылки к Шреку и дикая абсурдность ситуаций в наличии. В общем, см. Минакова. Другое дело, что Раткевич как стилист и по языку на порядок сильнее, этим вытягивает, конечно. Но снова - юмор ради юмора. [Spoiler (click to open)]Поглядел на него Змей Горыныч и только вздохнул тяжелешенько. - Не женись, - говорит, - на мне, Иван-царевич. Я тебе еще пригожусь. - Да я, достопочтенный Рю-сами, даже и не думал… - Оно и видно, что не думал. А не то бы смекнул - ну, какой я тебе, к шуту, сама? Это вот она - сама, - говорит Змей да на кицуне кивает. - А вот ты, к примеру - сам. И я - сам. Хотя я, наверное, все-таки сами. Трое ведь меня. Три богатыря было - а оно вон как обернулось… Кицуне и слова не примолвила. Знай себе молчит да усмехается. И ресницами хлоп-хлоп. А Сабуро все ж таки любопытно. Вот он и решился. - Как же это, - спрашивает, - достопочтенный Рю-сами, из трех богатырей вы вдруг получились? - Да как-как, - средняя голова говорит. - Сообразили на троих. Вот теперь и до веку нам на троих соображать.
Владимир Венгловский. "То, где мы есть". Вот это прямо совсем жихаревщина. С чертями, перемещениями по мирам, Сауроном, Волан-де-Мортом и Вием. Кстати, забавно. Тут Хомя Брут мутировал в монаха Хо Му, отпевающего дочь мандарина, у Раткевич Иван Царевич мутировал в принца-Микадо (хотя это меньшая из этих бед), чувствуется невидимая рука Востока. Ну, такое. Было бы в начале, где хорошая разная фантастика - я бы поругался. Тут, после жихаревщины Раткевич и Минакова смотрится вполне адекватно и на своём месте. [Spoiler (click to open)]Братец Пас Юк сидел на бамбуковом коврике, скрестив ноги столь витиеватым образом, что Пшемек принялся было про себя разгадывать эту головоломку, но потом мысленно махнул рукой, и на его ум пришли лишь фраза «разрубить гордиев узел» и поза номер шестьдесят четыре из восточного трактата, который они изучали вместе с Марией, прерываясь на практические занятия. Из-под широкополой соломенной шляпы братца Юка торчали длинные шевелящиеся усы. Над его головой висели полотенца с иероглифами «путь меча», «путь направо», «путь налево» и «выхода нет». Перед братцем Юком стояли тарелка с суши и блюдце с соусом
Вук Задунайский. "Память воды". Вот тут я совсем охренел. Какая-то псевдо-философская (вспомнил Язеву), псевдо-религиозная телега о том, что надо слушать Воду и слушаться её, и не надо её мутить. И всё будет хорошо. "Что Вода, что Бог побуждали людей к добрым делам и к чистоте помыслов, только Вода окружала людей повсюду, а Христос был внутри них". Всё это дело иллюстрируется примерами, когда люди Воду не послушали и получили а-та-та. Потом начинается уже какое-то действо с войной, но без логики. Ляхи и литвины пришли на Русь, вовсю отжигают и всех страшно дико убивают. В село главгероев приходят беглецы-мигранты, стращают обитателей и валят дальше, "на Новгород". Но местные решают остаться, ведь "места здешние в стороне ото всех дорог лежат, сюда и не доберешься-то толком". Дорог нет, городов нет, кроме воды и местных обитателей ничего нет, только, сцуко, беглецы ходют, то из сожженных городов, то в Новгород. Выносливость и находчивость качают. В общем, пришли гады нерусские, страшное учинили (подробно описывается, как учинили). Всё очень исторично. Главгад совсем исторично изъясняется только по-белорусски, автор старательно по сноскам переводит. В общем, всех поубивали или забрали в плен, пророчества жрицы Воды Главгад не послушал и её прибил. И ничего ему Вода не сделала. А Главглавгады иноземные его наградили и даровали Чернобыльское владение. Ну вы поняли? Жрица ему тогда вещала про реактивность, реактор и четвертый блок. "Вода помнила всё". Наконец-то дело патриарха Кирилла и Михалкова расцвело в фантастике. Ждём романов о наказании Божьем 1941-1945 года российского народа за страшный грех богоотступничества и о Каре Божьей к Японии в 2011 году. Вот как раз и карно-расстрельная тройка сформировалась, собственно!
Вера Камша, "Когда коты были босыми". Очередная псевдожихаревщина. И всё бы ничего, но почему-то на треть объема всего сборника. В малых дозах и объёмах Камша может быть даже вполне приятна, но вот в больших, когда ничего не ограничивает и возникает, соответственно, какая-нибудь третья часть третьего тома пятой книги второго цикла (нет, это не шутка, это реальность!) [Spoiler (click to open)]"Четверо одетых в розовое пажей подхватили шлейф белого прогулочного платья, и дева, опустив глаза, прошествовала по лестнице мимо хранителя высочайшего Времени и хранителя Нравственности, мимо министров и генералов, мимо придворных дам и кавалеров, мимо послов держав стран победившего Добра и наблюдателей от Светлого арбитража Земноводья, мимо проппо-гандистов в полотняных балахонах и проппо-ведников с толстыми томами Вед под мышкой, мимо просто нежных дев и нежных дев, ощущающих себя нежными же юношами, мимо нежных юношей, ощущающих себя мужественными девами, и просто юношей, мечтающих вступить в гвардию, мимо утирающих скупые слезы суровых гвардейцев и плачущих навзрыд старых кормилиц, мимо… Длинная, длинная была лестница, чего уж там! Тем не менее в карету Перпетуя в конце концов все-таки села, а подруги с помощью оруженосцев взгромоздились на разукрашенных розовыми и белыми перьями боевых коней. Кучер взмахнул бичом, и экипаж резво покатился по главной королевской дороге. Сияло солнышко, в небе звенели жаворонки, вдоль дороги росли фиалки, анемоны, левкои, пионы и полевые маргаритки. Поселяне и поселянки в ярких платьях радостно пасли овечек, а при виде кареты выходили на дорогу, исполняли целомудренные песни и угощали принцессу парным молоком. Перпетуя молоко не любила, однако пила: ведь она была истинной принцессой. Тем не менее, исполняя свой государственный долг, принцесса радовалась, что ее суженым станет наследник трона Верхней Моралии. Последние сорок семь лет в этом дружественном Пурии государстве что-то произошло с коровами, овцами и козами. Нет, они не перестали доиться, но молоко отчего-то скисало прямо в воздухе, даже не достигнув подойника. Ее Величество Пульхерия считала это прискорбное обстоятельство препятствием на пути заключения династического брака, но Его Величество Абессалом Двунадесятый опасений супруги не разделял. Мнение папеньки восторжествовало, и принц Яго-Стэлло-Бэлло-Пелло-Отелло-Вэлло-Донатэлло-Ромуальдо со товарищи выехал на охоту в Черный Лес, дабы, увлекшись преследованием раненого оленя, заблудиться и, проплутав три дня, оказаться в Разбойничьем Лесу в то мгновение, когда разбойник в последний раз потребует у пленной принцессы ее девственность." В общем, тот случай, когда сахара перебор. И да, то ли я запутался в дебрях сюжета, то ли не опознал аллюзии, но как-то рассказ с заголовком у меня не соотнесся вот никак.
Ина Голдин, "Джинн". Странное. Чечня, ваххабиты, джинн, вечная тема исполнения желаний, которое не приносит счастья. Неплохой рассказ, который после потока сказкоюмора под Успенского воспринимается с трудом, а энергии, чтобы переломить впечатление, ему не хватает. Вот в начале сборника, думаю, нашел бы своё место. [Spoiler (click to open)]Оказавшись дома, первым делом пошел в сарай за лампой - да и разбил ее. А то, не ровен час, с обыском нагрянут. - Ты, - говорит, - джинн, иди куда глаза глядят. Только структурам на глаза не попадайся. А лучше - никому не попадайся. - А ты что будешь делать, добрый человек? - Жить буду, как и жил. А что еще? - Мне откуда знать, - говорит джинн. - А только, может, ты, старик, не те желания загадывал. Так сказал и пошел по дороге. Лом-Али его окликнул: - Куда ты пойдешь? Тот не обернулся, только плечами пожал. - Аслана моего береги, - беспомощно сказал старик, - не дай своей совести изменить. - Вот так отпустил, - проворчал джинн себе под нос, - вот так волю дал, благодетель.
О'Рэйн. Долгий день в "Эдеме". Вот это основательно, капитально странное. Скорее даже из области арт-хауса или психодела. Или современной женской прозы, например. С любовными треугольниками, современной психологией и разными страстями. Зато присутствуют Грутсланг, конгамато, Ананси, Госпожа вод Солимойнс и Энкантадо. [Spoiler (click to open)]Ну или как-то так сказать, у Ильи был целый список подходящих фраз в блокноте, в трех закладках - «начало», «углубление», «разрыв». У «разрыва» были подкатегории «нежный» и «жоский!». Фразы Илья выписывал из книжек, из Интернета, из фильмов. Писал тонким карандашом меленько, как Гумберт Гумберт, потому что немного стыдился этой своей продуманной подготовки к жизненным моментам, подразумевавшим глубокие и искренние душевные движения, а не цитаты из «Плейбоя» и с пикаперских сайтов.
P.S. Забавно, что среди авторов просматриваются прямо кланы-группировки. С одной стороны, например, Камша, её соавтор Раткевич, обитатель форума Камши Вук Задунайский. С другой... "Мир Стругацких. Полдень и Полночь (2015)", Редакторы-составители: Майк Гелприн, Григорий Панченко, Игорь Минаков - участвовали Ольга Рэйн, Владимир Венгловский, Ника Батхен.
P.P.S. "Шпаги и шестерёнки", антология, 2015. В составителях - Людмила Демина, в участниках среди прочих - Владимир Венгловский, Майк Гелприн, Вера Камша, Элеонора Раткевич, Ника Батхен, Елена Михалкова (О'Коннор). Я к чему: фиг поймешь - то ли хорошо, что организуются такие междусобойчики и выпускают интересные антологии, то ли, может, не надо каждый год клепать сборники по принципу "сами собрались, сами написали, сами для себя издали"? А то так и до буриме недалеко дойти.
Собственно, у меня и самого возник вопрос, зачем я так подробно описываю сборник. Потом понял, это я для себя. Восхищенный ужас от влияния. Как в анекдоте - могу изуродовать человека одним движением пальца, я фотограф. Вот я прямо прочувствовал это, только про рассказы и составителей антологий.