Собственно, о выступлении "Мельницы" в Харькове и о новом альбоме.
Для начала, удивился, не встретив никого из тех, кого ожидал, и почти никого из тех, кого предполагал встретить. А ведь с кем-то на почве "Мельницы" даже знакомился, помню диалоги по пути в Универ.
Зато было много неожиданных для меня встреч. Приятных, да, что немаловажно!
Во-вторых сильно и уже неприятно удивил зал ККЗ - сильно затуманенный. Как в Лондон попал, чесслово. Так и не понял, зачем это - для прожекторов и софитов? Или останки от предыдущего выступления, вампиров? На концерт это, сразу скажу, не повлияло, к счастью, но при нормальном свете было неприятно и фигово видно.
Начали где-то в четверть восьмого - зал всё еще заполнялся. "Делать красиво" нам, увы, так и не пообещали - сразу принялись за дело) Хелависа вышла вся в белом (брюки плюс футболка) - неожиданно, музыканты все с белым верхом. Позже слышал мнение, что Хелависе в платье лучше - возможно, я первые песни не мог привыкнуть к ее отнюдь не фолковому виду. Но выглядит Наталья в белом костюме замечательно - сразу видно, что она в отличной форме (полконцерта с арфой на поясе отыграть-то!) Вообще печалит редкость красивых певиц вне поп-музыки.
Первым делом не самолеты, но почти - знакомые хиты.
1)Далеко и 2)Дорога сна - звучание стало пожестче, но старая "Мельница" узнается. А теперь можно и поздороваться с залом) Внезапно - презентация нового альбома, но пластинок нет - печатаются. Так что воспринимайте сразу со сцены.
3)Дороги
(послушать) Cегодня в 7 была премьера на радио и на ютубе.
Песня хороша. Цепляет - можете сразу оценить) Интересное начало, прямо-таки 3Д!
Пауза, в которой к солистке цепляют на пояс арфу.
4)Ангел на полставки(?). Еще одна новая песня. Симпатично.
Собственно, уже можно делать выводы о новизне, визуально и аудиально. "Белокостюмность", очень своеобразная пластика и хореография - стробоскопичные (постоянные замирания, будто для фотографии) и куда более характерные для (поп-)рока. Жесткий звук, перенасыщение гитарами и ударными. Это не хорошо и не плохо, это иначе. А вот минус в том, что голос теперь сливается с инструментами, а моментами они забивают Наталью. В этих двух песнях лично я четверть слов не разобрал. Впрочем, делаем скидку на новизну, плюс, всё не так радикально - в записи "дороги" звучат таки куда мягче и ближе к старой доброй нео-фолковой "Мельнице".
Весь альбом, собственно, посвящен ангелам и иже с ними, поэтому я вся в бэлом и с крылышками(?), да и все остальные в бэлом. И вполне логично продолжается программа 5)Ведьмой. Ну да, у неё ж четыре крыла, всё правильно)
К этому моменту в центре зрительного зала уже танцуют. Хотя я бы использовал в предыдущем предложении кавычки. Девушки, синусоидально изгибающиеся под "танцуй, ведьма, танцуй", доставляют.
Плывем дальше. 6)Ай, волна. Честно скажу, сначала решил, что еще одна новая песня. Ну, богатой будет) А вообще, если в прошлый раз я уловил отклонения в сторону джаза, то теперь все очень роково. Зато характерное прошлоконцертное периодическое рычание Хелависы таки осталось, без всякой
7)Контрабанды. Не знаю, новое исполнение порадовало, но чего-то не хватало, спокойной размеренности и философичности старого. Эти контрабандисты доставят товар, а если что не так - догонят и еще раз доставят. Во имя любви!
Я написала эту песню "слишком хорошо" и долго не знала, что с ней делать. А в новый альбом песня, наконец-то, вписалась.
8)Неперелетная(?)
9)Шелкопряд
Может, мне показалось, но в последних трех песнях заметно проглядывала некая музыкальная схожесть. Таки упор на гитары-барабаны привносит пусть и роковую, но однообразность. Впрочем, лишь бы не роковую, и вообще чистое ИМХО.
А вцентрезальные танцоры разошлись. Особенно поражал парень с красным платком, которым он делал очень шаманские и волнистые движения. Теперь я знаю, кто у меня будет ассоциацией на слово "укуреный". Впрочем, впечатление пусть неоднозначное, но яркое. Когда шел с концерта слышал краем уха обсуждения этого самого танцора - публике он запомнился.
Хелависа освобождается от арфы и зажигает 10)Зовом крови, с которого перескакивает на 11)Ночную кобылу. Зажгла зал, ничего не скажешь, драйвово. Ну и хореография Натальи становятся разнообразнее, она и танцует, и прыгает на одной ноге, типа под рок-гитаристов. Кстати, что я там говорил о характерной пластике? Встречайте уже настоящий стробоскоп. Ну как на дискотеке! Зато ярко!
Конец, всем пора спать, ночь на дворе, свет погас. Все уходят, остается ударник. Это было долгое соло, причем более цирковое, чем музыкальное, как по мне, - с ударами головой по барабанам, комическими ужимками, выкриками. Активный центр зала он завел, фланги сидели молча, над головами людей были явно видны комиксовые облачка "Где я? Кто здесь? Что происходит? Кажется, я ошибся концертом!" Когда ударник закончил и встал из-за установки - пошел кидать палочки в зал, аплодисменты были очень щедрые и искренние. Центр, думаю, тоже радовался, что в него не полетели барабаны. Нет, очень здорово, нешаблонно и энергично, но как-то не совсем в тему.
Хелависа вернулась в гордом параночестве с гитаристом, представила ударника: "Дмитрий Фролов. То, что Вы прослушали в программе называется "барабанное фроло" и гитариста - Сергея Вишнякова. Порадовала тем, что сейчас будет что-нибудь акустичненькое. И я посижу: кого удивляет моя пластика - в поезде застудила шею". Хм, вот оно что? Но стробоскопичность движений эффектна.
Теперь был кусок почти ролевой - на завалинке, под гитару, перед костром (ладно-ладно, под софитами) о преследуемых и бедных странниках. 12)Королевская охота и 13)Бродяга
Но возвращаемся к полновееесной концертной программе.
С любовью к парусам погружаемся в 14)Океан. Нам представляют Алексея Кожанова, (бас)гитариста.
Не знаю, как сказать об этой песне. Скажу, что совсем немельничная, вы сразу подумаете плохое. А надо - хорошее.
15)Поезд на Мемфис. Занятно, мне понравилось. Ну странное, но Мельнице это свойственно. А вот что касается чистоты звучания, см. выше. Из услышанного после концерта (не знаю, по поводу каких песен): "Лучше бы пела без инструментов, иногда они только мешали". По ходу, настроить нормально звук в нашем ККЗ не так просто о чем мне постоянно напоминают игры чгк.((
Пользуясь непонятным техническим сбоем, Хелависа представила отвечающих за свет и звуки (ой, это только в моём изложении получилось так саркастично!). И мы погрузились в 16)Реку. Вот эта песня, кстати, была ближе всего к старому, фолковому звучанию (так что естественно, что она послужила представлением для Сергея Заславского - флейта, варган и прочие фолковости). И с неё пошла вторая волна зажигания: 17)Шаман (самая зрелищная песня, какие пляски! Чуть не написал, что только бодания рогами и не было - но ведь было! Ну и соло на электровиолончели - так мы познакомились с Алексеем Орловым), 18)Невеста Полоза. Гуляющую туда-сюда арфу вернули и теперь поставили, наградив слушателей 19)Волкодавом. Игра Хелависы на воздушной гитаре и арфе прилагалась) Тут уже весь зал, который первую половину концерта больше вникал, абсолютно проникся. Теперь пора и к 20)Господину горных дорог. Как по мне, какой-то инструмент в нём был очень лишний, подозреваю, что электровиолончель.
Стандартный ритуальный призыв: поклон, уход группы, аплодисменты стоя, приход группы (довольно зрелищный - по частям и крадучись). Нас порадовали 21)Морой (совсем безбашенной, с хороводами-плясками) и 22)Травушкой.
Эффектное затемнение сцены, поклон с попыткой канкана, всем спасибо - все довольны друг другом, бурные овации. Хэппи-энд.
В качестве персонального бонуса и послесловия - стояние у заднего выхода с плакатом в стремлении взять автограф (успешное). Народ с Натальей обменялись надеждами, что встретимся раньше, чем через два года, забили на следующий концерт несколько неисполненных песен - "Дракон" и "На север". Дадада!)
Претензия на выводы.
Вот уже без малого двадцать лет, после выхода каждой нашей новой книги,
мы слышим мнение, что новинка -- провал, в сравнении с былыми вершинами.
Г. Л. Олди
Концерт. Был очень хорош и зрелищен - пожалуй, максимально, из виденных мной. Чего Хелависа не вытворяла на сцене) И при этом прекрасно пела. Драйвово, живо и энергично. первую половину выступления люди больше слушали, но во второй уже втянулись.
Танцев у сцены не было, были на пятачке в центре зала. Странноватые, даже дивные, как я уже сказал, но яркие, да %) Песни на бис вообще слушались стоя, с подпеванием, хлопанием и покачиванием =) Это было круче прошлого раза, когда Наталья была простужена.
Огрехи были, причем не только технического плана, но вполне простительные, как по мне. А вот то, что моих любимых песен почти не было - зря! :-/
Альбом. Ну как я убедился на примере "Дорог", судить его по живому исполнению нельзя. Как минимум, он обещает быть интересным. Правда ожидаемое количество треков не радует, но Мельница количеством никогда не брала( А если учесть кучу "подпольных" песен, которые вообще рискуют никогда не стать записанными... Вот концерт как презентация нового альбома совсем не удался, ИМХО, в силу отсутствия самих дисков, того, что этих песен еще никто не слышал (да, прямо премьера, получается, приятно же. Ой, отвлекся) и своеобразного исполнения, позволяющего оценить мелодию, но не текст.
Стиль. Даже с учетом того, что живое исполнение у Мельницы всегда отличается от записей, в более драйвовую, роковую сторону, стиль таки меняется. Далеко не настолько, как можно было бояться ожидать после "Диких трав", но всё же. Даже не в том дело, что много рока и мало фолка, или наоборот. Просто "Мельница" основная из исполнителей, которые счастливо балансируют на грани, не ударяясь ни в бардовые или лубочно-фолковые мотивы, ни в классический рок и металл. И эта грань становится всё тоньше, рок и фолк в творчестве начинают расходиться, как река и железная дорога, по чётным и нечетным песням. Надеюсь, не навсегда.
Опять же, голос становится жестче. Если старая "Мельница" напоминала о творчестве Хеледис, которая брала волшебством голоса, зачаровывая слушателя, то новая сознательно отдаляется от сольного творчества певицы. Тут уже не тихое волшебство и чары, тут дикое шаманство и ведьмовство, детка. Времена оплетания слушателя шелком и зачаровывания, сманивания на дорогу сна если не сошли на нет, то реализуются всё больше в Хелависнике. А Мельница поднимает неукротимый ураган, срывающий слушателей с мест и зажигающий/гасящий звезды, под которыми бродят и летают герои песен.
P.S. Цитаты, выделены курсивом и приведены не дословно, а по смыслу.
(?) - информация найдена в интернете или воспринята на слух, ответственности за неё никто не несёт.
Вольные поэтические украшения и игрословия вызваны тремя всадниками часам ночи, не воспринимайте всерьез.