ЗМ№13_3

Sep 18, 2011 02:42

Традиционное завершение семинарской, концертной и вообще фестивальной части. Самый позитивный, пожалуй, день.

Все нижеуказанные мероприятия прошли в Большом Актовом зале Харьковского экономико-правового университета, так что после семинаробегательной пятницы можно было спокойно отсидеться. Хоббит внутри меня мог ликовать.

Господин Ладыженский, приятно удивляясь нашему количеству утром субботы, поприветствовал всех пришедших, стойких и выдержанных, как хороший коньяк, и приступил к ведению семинара. Собственно, семинаром я бы это выступление не называл, обычная лекция Олдей (ну с Валентиновым, да). На вопросы ответили, до обсуждения дело, увы, не дошло.

Итак, тема - "Гримасы рынка". Собственно, уважаемые докладчики изложили основные проблемы книгопроизводства и книгопродажи, с приведением какой-никакой статистики. Эта тема мне ближе к телу, чем карате, так что позволю себе подробнее изложить тезисы.

Олег Ладыженский. "Пираты".
Благодаря сабжу рынок новинок болен и практически уничтожен рынок переизданий. За пять лет их количество упало в три раза, а темпы продаж - в два с половиной.
Соответственно, лонгселлер теперь не продается, а значит, что авторы таких книг вынуждены меняться, уходить в другие области деятельности, просить деньги напрямую у читателей...
А издательства проблемы с продажами переизданий вынуждены компенсировать на рынке новинок. В год их появляется около 1000 штук, т.е. порядка трёх в день! Но книга теперь считается новой... две недели (из зала поправили:"неделю"). Востребованы авторы, делающие 5-6 книг в год. Если так пойдет и дальше, остальным придется перейти на такой темп или найти другое занятие.
Некогда Ладыженский спросил одного писателя, как тому удается выдавать столько книг в год. Тот искренне ответил: "А я владею слепым десятипальцевым методом печати".

В итоге имеем кризис перепроизводства: новинок больше, а тираж меньше. Зато поднимается популярность сериалов и проектов, которые можно быстро делать. Неважно, что через 10 лет они будут никому не нужны.

Дмитрий Громов. "Расслоение развлекательной индустрии и литературы".
Мейнстрим уже не востребован. Читателю нужен или тупой боевик, или "наумняк". Смесь увлекательности и смысла уже не находит своего читателя, теперь он выбирает что-то одно. А пустую нишу занимает боллитра, общий мейнстрим: Пелевин, Крусанов, Быков, Рубина...
Некоторые фантасты пытаются пробиться в эту область, но это практически нереально. Запятнанного изданиями в фантастических сериях, журналах, "своими" призами и критикой в Боллитре не принимают. А вышеупомянутые писатели, даже если их творчество имеет все признаки фантастики, издаются в своих сериях, их книги стоят на других полках в книжных магазинах.
Бренд "Фантастика" изменил смысл, изменился дискурс.
Ассоциациям с Лемом, Стругацкими пришли на смену ассоциации с эльфами, вампирами, постапокалипсисом. Т.е. нужен ребрендинг "литературной фантастики". Но как его делать...

Андрей Валентинов. Вообще о рынке.
Почему мы говорим о гримасах рынка, он что, живой? Рынок, как и государство, состоит из отдельных конкретных живых клеточек ("теория Левиафана", Гоббс), а значит и сам может считаться живым и гримасничать.
Пример гримасы. В свое время Олди и ко создали серию "Триумвират", которую пришлось прикрыть. Серия, хуже оформленная, с аляповатой окраской и светлой выделяющейся полосой продавалась в три раза быстрее.
Закон Коперника-Грешема: "Плохие деньги вытесняют хорошие". То же касается и книг. Т.к. капитал стремится не просто к прибыли, а к максимуму прибыли, т.е. и к скорости оборота.
Плохая книга дешевле. Глупых(читателей) больше, чем умных.
Один писатель, не буду называть его фамилию, З.(а вот я таки не буду).
Обложки не просто становятся плохими, но явно тяготеют к кичу: Сталин с Гитлером танцуют на фоне танка и т.д.

"Что делать?". Возможна силовая регуляция рынка, как в советские времена. Но можно и приручать рынок. В первой половине 90-х годов обложки были ужасными, украденными у западных художников, сплошь с голыми женщинами. А потом они исчезли, буквально за пару лет. Нужно совмещать силу с саморегуляцией.
Другой пример. До середины тех же 90-х книготорговля в Украине и России развивалась одинаково. Потом в России приняли законы о льготах, а в Украине книготорговлю приравняли к обычному бизнесу. Итог известен.

Выборочные вопросы.
- Как-то же существуют пиратские бибилиотеки, продающие ворованные книги?!
- За счет "непродвинутых" юзеров.

- Можно ли сделать объединение писателей, которое бы влияло на книготорговлю, защищало свои права, публиковало рецензии, поднимало авторитет?
- Теоретически можно. Практически... Писатели вместе жить не могут.
Оказывается, лет 15 назад Олди пытались организовать эдакий профсоюз. Не сошлись только в одном - писатели разругаются на первом заседании или до него. Несколько попыток показали, что были правы оба соавтора.

Увы, как я уже упомянул, до обсуждения дело не дошло. Как-то уважаемые писатели уже второй с половиной раз избегают говорить о конкретных вариантах улучшения ситуации. Печаль.

Далее был концерт группы (вернее, половины группы) "Немного нервно". Обошлось без пожаров или чего-то подобного. Во время промежутка между "семинаром" и концертом пришел Игорь Рассоха. Пожаловался, что у него мало людей (хотя он все понимает, сам бы пришел к Олдям, если бы не своя секция), так что просит всех, кого заботит не только материальное, но и духовное, идти к нему. Там будет много интересного, в том числе расскажут, почему вероятность осуществления такого будущего, какое описано у Панова в "Анклавах", крайне мала!
Я предпочел эстетический отдых образовательному и не пожалел. Нравится мне голос Екатерины и музыкальный стиль (пусть местами и не грешащий особым разнообразием) этой группы. Ну и само исполнение песен в половинном составе вполне себе занятное зрелище. После концерта люди пошли за дисками, я тоже решил проявить редкую сознательность (купи диск - убей пирата) и поддержать отечественных молодых исполнителей. Хотя, в отличие от пиратства литературного, плодами пиратства музыкально-фильмового пользуюсь и всячески его одобряю. Все-таки наличие большого числа потенциальных автографодателей и низкая цена автографоносителя резко повышают шанс на приобретение интеллектуальной собственности =) Еще и повезло - у людей оказался маркер. Черт, это второй купленный лицензионный музыкальный диск и единственный, хранящийся у меня. Старею.
Кстати, у группы запланирован в следующем году выход двух альбомов. А одна из моих любимых групп выкладывает все песни для свободного скачивания на своем сайте. Это к слову о пиратах, гнобящих бедных писателей и праведных музыкантов
Но прошу прощения, я отвлекся, нужно вернуться к теме, тем более, что попадем как-раз к самому главному для писателей - награждению!

Закрытие фестиваля началось с восьми девушек в странного фасона (как по мне) одинаковых белых платьях и со скрипками. После выступления оказалось, что господин Ладыженский ошибся, это вовсе не ангелы, а Народный ансамбль скрипачей "Вдохновение", под руководством В. М. Белоцерковского. Ну, в общем-то, вполне вдохновляющие девушки, не спорю. И, наконец-то, началась раздача стрел, звезд, жезлов, медалей и ноутбука.

Награды от "Серебряной стрелы" получили Панов (Лучший фантастический мир, "Последний адмирал Заграты"), Громыко (Лучший женский образ, "Год Крысы. Путница", печаль-печаль, что не мужской), Олди (Лучший главный герой, "Изгнанница Ойкумены"). Частью премии является медаль, так что "Вы теперь медалисты", как сказала награждавшая председатель оргкомитета. "Как породистые собаки", прокомментировал Панов.
Затем вручался приз от ювелирной фабрики - "двойная звезда". Двуединой звездой оказались Людмила Астахова и Яна Горшкова.
Сразу от лица оргкомитета фестиваля представителю "ювелирки" за всё хорошее вручили комплект коллекционных книг "ЗМ".
После "Черного кота" в исполнении очень энергичной девушки, Аваков вручил премию Благотворительного Фонда "Ренессанс"(ноутбук) "за лучшее отображение города Харькова в фантастической литературе" Симоне Вилар.

Далее Игорем Черным выдавались награды в номинации "Критика, публицистика и литературоведение":
3) Геннадий Прашкевич, "Герберт Уэллс";
2) Дмитрий Казаков, "Отпустите меня в Гималаи!";
1) Андрей Щербак-Жуков "Древний миф и современная фантастика, или Использование мифологических структур в драматургии жанрового кино: Монография".

И, собственно, гвозди, а точнее жезлы программы.

Бронзовые кадуцеи вручал большой любитель бронзы (как археолог) Андрей Валентинов.
Дебютные книги: Нина Цюрупа "Человек человеку". Очень приятно вручать, вот разбирали первые работы на семинаре - а уже и первые достижения
Циклы, сериалы и романы с продолжениями: Людмила Астахова, Яна Горшкова "Дары ненависти", "Невиновных нет", "Теперь или никогда", "Бог из машины".
Крупная форма: Тим Скоренко "Сад Иеронима Босха". По-моему, поблагодарил Олдей за разбор на семинарах в свое время

Невнятный тихий возглас рядом в зале: "Да что бронза, сразу уже Дивова зовите с золотом" прерывается яростным, похоже женским, шепотом.

Выступление с песней на украинском языке Анастасии Горбатюк - и вот уже Дмитрий Громов вручает серебро:
Дебютные книги: Игорь Вереснев "Лунный зверь".
Циклы, сериалы и романы с продолжениями: Наталья Щерба. Название цикла не расслышал.
Крупная форма: Владимир Данихнов "Девочка и мертвецы".
По-моему, среди этих призеров тоже были 1 или 2 участников разбора книг на романном семинаре в Партените.

Золото из рук Олега Ладыженского получают:
Дебютные книги: Борис Георгиев "Охота на Улисса".
Этого человека не разбирали на семинарах, так что нельзя обвинять конвент, что призы дают только своим.
Циклы, сериалы и романы с продолжениями: Мерси Шелли "2048".
Крупная форма: Олег Дивов "Симбионты".
В последние годы на ЗМ тенденция награждать попсу. И мой роман тоже попса. Так что очень правильный выбор... Я уже 5 лет не поднимался на сцену ЗМ и понял, что соскучился. Пришлось роман писать.

В этом месте играет на скрипках Народный ансамбль скрипачей "Вдохновение".

Ну а Гран-при конвента "Философский камень" председатель оргкомитета Николай Макаровский очень пафосно вручил Вадиму Панову, за "Герметикон".
Олег очень удачно пошутил по поводу попсы... А теперь награда от ценителей!

Тринадцатый "Звездный Мост" объявляется закрытым! Он был веселым, сопровождался большим количеством хорошей музыки и красивых исполнительниц, не порадовал организацией, зато развлек и поднял настроение.

ЗМ, 2011, Звездный мост

Previous post Next post
Up