http://omsk-pravo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2918:-l-r-&catid=185:astashkintitle=Потерпевший от «ЭКЦ УМВД» дал показания в суде
Потерпевший от «ЭКЦ УМВД» дал показания в суде
Бизнесмен, передавший посредникам 700 тысяч рублей на оплату «заказной» автотехнической экспертизы в ЭКЦ УМВД полагает, что… судят не тех!
Скандально-показательный судебный процесс (дело №1-39/2019, судья Кирилл Лепехин, см.
https://pervomaycourt--oms.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=115934181&result=1&delo_id=1540006&new=) по обвинению двух омичей в покушении на мошенничество при организации полицейскими автотехнической экспертизы по громкому ДТП
набирает обороты.
Первомайская районная Фемида сообразно предложенному гособвинением (прокурор Юлия Кудашова) порядку исследования доказательств допросила бизнесмена Юрия Бондаренко, проходящего по делу «потерпевшим».
Со слов индивидуального предпринимателя, криминальный сюжет с его участием в заглавной роли развивался
следующим образом.
Трагическая предыстория разыгралась 3 июля 2017 года на 22-23 км. трассы Омск-Черлак, где микроавтобус «Форд Соллерс», принадлежащий ИП Ю.Ю.Бондаренко на праве собственности, стал участником крупного ДТП со смертельным исходом. Тогда в столкновении маршрутного автобуса и двух «вороваек» погибли два пассажира рейсового маршрута.
Через пару часов официальные лица УГИБДД УМВД России по Омской области безапелляционно заявили через СМИ, что в аварии виноват водитель маршрутного такси Александр Дорохов, а косвенно и его работодатель, он же - владелец «источника повышенной опасности».
- Я будучи через 40 минут на месте ЧП и видевший все своими глазами со скоропалительными выводами и оценками полиции был категорически не согласен, - подвел некую черту озвученному
господин Бондаренко.
- С этого и начались мои мытарства по адвокатам и экспертным учреждениям, - потерпевший попытался обосновать свой экскурс и в прошлое, и в преамбулу своего знакомства с двумя гражданами - Александром Габалиным и Александром Шелиповым, пребывающими ныне на скамье подсудимых.
С самого начала следственных действий по черлакскому ДТП у бизнесмена зародились подозрения в необъективности сотрудников полиции. Сначала посторонние лица спасали пострадавших в аварии людей, а не люди в форме стражей порядка. Никто пальца о палец не ударил, чтобы установить и зафиксировать свидетелей происшествия, отразить их показания на свежую голову и память. Потом собственника попавшего в аварию транспортного средства, вообще, отогнали от места проведения следственных действий, отказав ему в законном праве участвовать в замерах, вносить свои замечания, удостоверять документы своей подписью. По мнению ошарашенного таким отношением бизнесмена, «все это выглядело
очень странно».
Получив «отлуп» от официальных органов, гражданин Бондаренко зашел с другой стороны.
Во-первых, стал самостоятельно все досконально фиксировать на видео и фото, по крупицам собирать сведения где, кто и что видел, заметил, обратил внимание. Таким доморощенным образом у ИП родилась альтернативная картина произошедших событий, которую он попытался по официальным каналам связи донести до следствия и руководства УМВД.
- Не получилось!
Так потерпевший резюмировал свои многочисленные жалобы и ходатайства в адрес следователей ССО Осадчего и Трещеткина, врио Аксеновой и других местных силовиков.
Видимо, осознав, что пред ним выросла глухая стена уголовно-процессуального непонимания, Ю.Ю.Бондаренко сместил акценты. Для начала нанял адвоката. По рекомендации. Юрист Ребров (забегая вперед, ныне лишенный статуса из-за инцидента с данным заказчиком) обещал без проблем достучаться до силовых ведомств и донести туда позицию своего клиента в лучшем виде, запросив при этом за свои правовые услуги полмиллиона рублей. И получил их. Но, как резюмировал итог своего недолгого сотрудничества с экс-адвокатом господин Бондаренко, «свои обязательства
он не выполнил».
«Потерпевший» продолжил поиски профессионалов, способных в Омске разобрать произошедшее ДТП по юридически грамотным полочкам и разжевать ситуацию в статьях и нормах права, теперь уже без сомнения, его «оппонентам в погонах».
Так ИП через знакомого налогового инспектора, проживающего сейчас в Краснодаре, вышел на бывшего его коллегу из Советской ИФНС, который в свою очередь отрекомендовал в лучшем виде некоего «бывшего сотрудника милиции Александра Петровича», который в этой ситуации
«поможет все решить».
Судья Кирилл Лепехин и прокурор Юлия Кудашова одновременно и облегченно оживились.
Похоже, потерпевший, наконец-то в своих показаниях вплотную подошел к обстоятельствам данного процесса. Поэтому, когда Юрий Юрьевич опять стал переключаться на черлакское ДТП и трудности с тем уголовным делом, его стали каждый раз поправлять. И Фемида, и гособвинение:
- Ближе к нашему делу!
Но бизнесмен высказал уверенность, что «все так плотно увязано друг с другом», что для него «это неразрывное целое».
- Я с этим уже полтора года живу! Так я и говорю, что встал вопрос о проведении автотехнической экспертизы, а мне уже говорят чуть ли не прямым текстом, что виноватым будет признан твой водитель Дорохов. Я в шоке. Хватаюсь за любую возможность, как донести свою точку зрения, чтобы было все объективно.
На этой волне тревоги и забот о судьбе своего работника он встречается с отрекомендованным ему в лучшем виде Александром Габалиным. Случилось это 21-го сентября 2017 года часов в 10 утра в гараже №57, что по улице Тюленина в САО г.Омска.
- Александр Петрович в общих чертах выслушал мои доводы за то, почему мой водитель не виноват. Согласился со мной, посочувствовал и сказал, что поможет, но мне это «встанет в копеечку».
Я согласился.
Александр Габалин тут же, не отходя от кассы, звонит своему тезке Шелипову. Просит того приехать, знакомит с ним Бондаренко и говорит бизнесмену, что «вот тот человек, который тебе поможет».
- Из состоявшегося диалога всех трех лиц я усвоил, что у Габалина и Шелипова обширные связи в полиции и прокуратуре, а также какие-то родственные отношения. Речь шла даже о каком-то прокуроре, которого все боятся и который возьмет мое дело на личный контроль.
Первое поверхностное, я бы даже сказал, «шапочное» знакомство с двумя Александрами обошлось бизнесмену Бондаренко в… 200 000 рублей, которые исполнитель Шелипов затребовал «для начала сотрудничества».
Как потом следовало из оглашенных показаний потерпевшего, фрагментарно была озвучена и полная сумма «решения вопроса» - 1,5 млн рублей. Без конкретизации сметы
по статьям расхода.
У Бондаренко с собой было сто тысяч, еще столько же он снял в ближайшем банкомате и передал всю сумму в руки новообретенному «помощнику» Шалипову.
- Пожалуйста, здесь поподробней, - вмешался в монолог с трибуны председательствующий Лепехин. - С какой целью и на что вы передали эту сумму…
- Мне не пояснили, но, как я для себя понял, чтобы нанять адвоката, собрать информацию, получить консультации, предложить какой-то механизм и алгоритм действий, - судейский намек на то, что предприниматель намеревался профинансировать какие-то противозаконные действия , похоже, развеялись.
Но деньги «ушли».
Через несколько дней Габалин и Шелипов опять ангажировали ИП к себе в гараж. На разговор. Тот примчался, будучи уверенным в каких-то обнадеживающих новостях.
Но информацию ему озвучили не веселую. По словам Шелипова, «дела плохи». Гипс снимают, клиент уезжает. А если серьезно, то следователь заряжен на негативный сценарий, автотехническая экспертиза будет не в пользу водителя «Форда». Чтобы поправить ситуацию нужны еще деньги. Триста тысяч. Для того, чтобы сменить следователя. С другим будет проще договориться. Афишируя свое предложение, Шелипов ссылался на встречу с неким «начальником из ЭКЦ по имени Сергей», который является «руководителем эксперта Эрлиха», которому к тому времени, действительно, было поручено проведение АТЭ.
- С этого момента я для себя уяснил два момента. Во-первых, меня толкают на противоправные действия - подкуп следователя. А, во-вторых, из ЭКЦ действительно уходит информация на сторону по уголовному делу водителя Дорохова. Некоторые обстоятельства и детали, о которых мне поведал Шелипов, однозначно на это указывали. Я решил, что никаких дел с этим человеком я иметь не хочу.
От оплаты рокировки «следаков» Бондаренко наотрез отказался. Но с этого момента все свои разговоры с подсудимыми он стал записывать на диктофон, понимая, что «здесь не все так чисто».
Как предполагалось.
На следующей встрече в гараже речь зашла уже о полмиллионе рублей для того самого «руководителя Сергея из ЭКЦ», который повлияет на эксперта Эрлиха в нужную сторону.
- Мы понимаем, что твой водитель не виноват, но за правду нынче… нужно платить! - приблизительно в такой манере бизнесмена «разводили» на очередной крупный транш.
Тот дал согласие, но, уже зная, что все дальнейшие эпизоды этой криминальной «сделки» пройдут под оперативным контролем
сотрудников УФСБ.
Передача денег состоялась 9-го октября у здания Советской администрации.
Гражданин Шелипов после того, как положил в свой карман полмиллиона предварительно описанных «чекистами» пятитысячных купюр был задержан и, не сходя с места, дал признательные показания. Для кого брал, кто ему помогал и кому предназначались средства. Впрочем, в дальнейшем он от своих первоначальных показаний отказался.
- Дальше уже они расскажут, я не в курсе, - указывая на подсудимых, подытожил свой рассказ
потерпевший Бондаренко.
Вопросы участников процесса касались в основном роли каждого из подсудимых в инкриминируемом им деянии.
Бизнесмен попытался было отделаться обтекаемыми и двусмысленными формулировками, но прокурор Кудашова была неумолима:
- Юрий Юрьевич, я вас спрашиваю «да» или «нет»! Третьего здесь не дано. Меня не интересует ваше восприятие, мне важно слышать и понимать, было это в реальности или нет…
В итоге пришлось из-за имеющихся, по мнению гособвинения, противоречий озвучить два протокола допроса потерпевшего, где тот без обиняков и треволнений охарактеризовал роль каждого из подсудимых.
- Все так?! - уже с напором в голосе приперла главного свидетеля обвинения прокурор: - Вы подтверждаете свои показания?!
- Подтверждаю…, - трибун, как мне показалось,
разрядил обстановку.
Понятно, что все иные пояснения, уточнения, ответы с полутонами и сослагательными наклонениями теперь «канут в Лету», в основу будет положено то, что «подтверждаю».
Уже за рамками судебного процесса господин Бондаренко объяснил суть своего душевного метания. Похоже, в чем-то даже оправдываясь перед подсудимыми, он заметил, что «если по честному, то вместо них на скамье должны сидеть другие граждане». И даже попытался озвучить их ФИО, но вовремя остановился.
Храня интригу.
(продолжение следует…)
Александр Грасс,
независимый журналист