Омская арбитражная Фемида «не заметила» корпоративного спора, в итоге одна из сторон применила к оппоненту убойный «аргумент» вне здания суда…
Не исключено, что очередным судебным скандалом и уголовным делом может завершиться рассмотрение в Арбитражном суде Омской области (дело №А46-1775/2018, судья А.В.Савинов, см.
http://kad.arbitr.ru/Card/da5f9469-0c65-401e-87ac-81b717adfd10) затянувшегося экономического спора между участниками фирмы
«Строй-Арсенал КПД».
Состоявшееся сегодня, 19-го ноября, в Восьмом апелляционном арбитражном суде заседание прошло в усеченном составе.
Известный в Омске адвокат Виктор Масоров, являющийся по данному делу стороной (истцом и ответчиком в одном лице), в процесс прийти физически не смог, так как госпитализирован в больницу. По словам представителя ООО Ирины Масоровой, ее отец «был жестоко избит супругом Марии Давыдовой (оппонентка по спору) при свидетелях и при активном подстрекательстве со стороны своей слабой половины».
- Соответствующие заявления поданы в правоохранительные органы, прошу приобщить копии к материалам дела, - госпожа Масорова была явно на эмоциях, да так, что председателю коллегии судье Екатерине Аристовой пришлось пару раз
успокаивать юристку.
Впрочем, на вопрос судьи «какое доказательственное значение имеют эти документы по рассматриваемому делу?» представитель вполне трезво пояснила.
Вовремя не замеченный и проигнорированный судом первой инстанции многолетний корпоративный спор в ООО «Строй-Арсенал КПД» зашел слишком далеко, и вместо цивилизованной аргументации нормами Закона и Права в ход
пошли кулаки.
В дальнейшем из пояснений госпожи Масоровой стало понятно (в общих чертах), в чем суть корпоративного конфликта.
Имеющая на балансе, видимо, не малое недвижимое имущество в виде зданий, сооружений и земли компания стала камнем преткновения между двумя равноправными (по 50% доли) компаньонами - бизнесменом Николаем Кудряшовым и адвокатом Виктором Масоровым.
По всей видимости, черная кошка между совладельцами пробежала еще до отъезда г-на Кудряшова на постоянное место жительства в Санкт-Петербург. Понятно, что полноценно участвовать в жизни коммерческой структуры, будучи за несколько тысяч километров, достаточно проблематично. Поэтому раз за разом вставал вопрос о продаже доли этого участника. По действующему законодательству второй участник - Виктор Масоров обладает преимущественным правом выкупа.
Как пояснила представитель ООО под протокол суда, с данной повесткой дня назначалось общее собрание, туда надлежаще приглашался господин Кудряшов, но обсуждение не состоялось - второй участник
не соблаговолил.
Позже появилась информация, полученная частным порядком, что Кудряшов пытается реализовать свою долю в ООО некоему бизнесмену Давыдову.
Сделка почти состоялась, но в позу встали нотариусы, которые ее официально удостоверять отказались. Нашлись какие-то формальные причины, хотя, как полагает госпожа Масорова, коммерсант Давыдов ранее был замечен в каких-то недобросовестных операциях, и, дабы не провоцировать новые разбирательства, нотариат решил отказом подстраховаться.
Тогда через некоторое время доля Кудряшова отходит супруге г-на Давыдова, Марии Александровне, но уже безвозмездно - по договору дарения. Впрочем, в день безденежной сделки на омском счете Н.А.Кудряшова оседают 2 млн 19 тысяч рублей. Происхождение этой суммы экс-партнер объяснить ни в суде, ни за его пределами не смог. Бывшие компаньоны настаивают, что это была оплата той самой - «дареной» - доли.
Далее, как заверяет Ирина Масорова, происходит рейдерский захват фирмы, а второго участника сначала выставляют за проходную офиса, а потом и исключают из состава Общества. На том основании, что тот, якобы, ведет предприятие прямиком
к банкротству.
Между тем, суд первой инстанции полностью поддерживает встречные требования госпожи М.А.Давыдовой.
Признает договор дарения не притворной, а полноценной сделкой и исключает Масорова из числа участников Общества.
При этом аргументирует свой вердикт арбитражная Фемида весьма громко (см.
http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/da5f9469-0c65-401e-87ac-81b717adfd10/c3286a15-18f1-4cb9-84d8-63d2c45e71e8/A46-1775-2018_20180822_Reshenie.pdf.).
Например, в решении суда сказано, что
«Масоров В.В. систематически, без уважительных причин уклоняется от участия в общем собрании участников ООО «Строй-Арсенал КПД», «отказывается предоставлять запрашиваемые документы», своими действиями (бездействием) наносит существенный вред обществу». Тем что, «создает неприемлемые условия арендатору помещений, принадлежащих ООО «Строй-Арсенал КПД» (отключение электроэнергии, теплоснабжения, телефонии), тем самым вынуждает субарендаторов выезжать из занимаемых ими помещений», «необоснованно увеличил штат работников ООО «Строй-Арсенал КПД» исключительно для собственного обогащения (замдиректора - дочь ответчика, бухгалтер - жена ответчика)», «Масоров В.В., при отсутствии необходимости обращается в суды с необоснованными исками от имени общества, которые требуют оплаты государственной пошлины, экспертных заключений, услуг представителя»…
И это только «прелюдия». Самое удивительное, что аналогичные претензии, только в адрес бизнесменов Кудряшова и Давыдова значатся в публикации издания БК55 - см.
https://bk55.ru/news/article/136873. Частично они были озвучены и в сегодняшней апелляции: супруга Давыдова, будучи юристкой, пытается применить юридическую схему по банкротству ООО «Строй-Арсенал КПД», племянники Кудряшова также претендуют на долю своего родственника, организуют охрану офиса от Масоровых. Одним словом, рядовое такое частное семейное предприятие.
Со своей «кухней».
По мнению Ирины Масоровой, ни один пункт обвинений в адрес ее отца из решения судьи А.В.Савинова… не подкреплен доказательствами!
- Уважаемая коллегия! Я специально еще раз ознакомилась с материалами дела, там кроме искового заявления наших оппонентов, где и сформулированы эти пункты, ничего нет. Вообще ничего! Суд первой инстанции переписал слово в слово голословные утверждения, не удосужившись даже их перепроверить. Я такого решения в своей судебной практике еще не видела…, - юристка опять от процессуальной терминологии перешла на эмоции, о чем ей тут же корректно напомнила председательствующая. Я думаю, не только в плане соблюдения судейской этики (пресекать на корню критику коллеги), но и на всякий случай - для профилактики. Вдруг в пылу эмоций представитель выдаст какую-нибудь скандальную фактуру или кулуарные вещи, за которые тут же
«уцепятся» журналисты.
- Мы Вас услышали, - несколько раз судья Екатерина Аристова пресекала излишние подробности бушующего на ул. 2-я Солнечная, 39 корпоративного спора, - Коллегия знакома с материалами дела.
Похоже, это обстоятельство несколько успокоило юристку, и она окончательно сформулировала итоговые требования своей апелляционной жалобы.
Возможно, я в чем-то ошибусь, но они касались признания сделки по дарению доли ООО притворной, применения последствий притворной сделки, восстановление в правах участника В.В.Масорова и в судебном порядке определение выкупной стоимость доли, соответствующей сумме, ранее полученной
бизнесменом Кудряшовым.
Представитель Виктора Масорова, еще один известный в Омске юрист Сергей Косых, в своем выступлении был предельно лаконичен.
Он попросил коллегию обратить внимание, что помимо нарушений материального права его доверителя обжалуемый судебный акт имеет и серьезные процессуальные изъяны.
- Судья, по всей видимости, постарался вынести корпоративный спор за пределы этого разбирательства, но сделано это с нарушением процедуры. А это безусловное основание
для отмены решения…
Представитель госпожи Давыдовой, юрист Алексей Кабанов, сказал всего одну фразу:
- Полагаю, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, прошу в удовлетворении апелляционной жалобы отказать…
Суд удалился в совещательную комнату. И вышел оттуда
достаточно скоро.
Коллегия заняла свои сидячие места, и стало понятно, что консенсуса не получилось.
А может, наоборот, именно солидарно «тройкой» было принято решение «рассмотреть данное дело в апелляционной инстанции по правилам суда первой инстанции». Получается, заново. С изучением материалов дела, с истребованием и приобщением
новых доказательств.
Видимо, сторонам от «телесных повреждений» и «Уголовного кодекса» предложено вернуться в рамки АПК и в лоно Правосудия. И разрешить корпоративный спор цивилизованно.
Без кулаков.
Александр Грасс,
независимый журналист