Мошенница со стажем «запутала» прокурора Лоренца и следователя Сидоренко?!
Погоня за громкими делами, «ОПГ-мания» и, возможно, коррупционная составляющая мешает силовым ведомствам Омска работать на полную отдачу…
Именно такое ощущение остается от знакомства с фабулой очередного резонансного уголовного дела, которое в недрах Областной прокуратуры и СКР уже пафосно значится как «ОПГ черных риэлторов». При ближайшем рассмотрении в уже озвученных в СМИ материалах нового у/д № 742136/205896 не видится ни «организованной преступной группы», ни «черных риэлторов», а есть одна единственная мошенница-рецидивистка со стажем, которая уже полтора десятка лет морочит голову правоохранительным органам Омска и доверчивым горожанам.
Остается только гадать, почему такое объяснение, лежащее на юридической поверхности, прошло мимо придирчивого взгляда профессиональных «борцов с криминалом»?
Подмена понятий?
Следственный комитет России по Омской области официально подтвердил, что обвинительное заключение по «делу ОПГ черных риэлторов» в самое ближайшее время будет передано для утверждения в надзорное ведомство. Прежде чем местные силовики дружно сомкнут объятия для продвижения в судебной инстанции своей версии преступления, хотелось бы публично озвучить то, что осталось пока за кадром. Для пущей объективности мы постараемся изложить альтернативную точку зрения на очередное резонансное уголовное ОПГ-дело.
Тем более что с делами про ОПГ в Омске в последнее время наблюдается какая-то аномалия. По данной популярной статье нынче судят многих, но без особого успеха. Можно вспомнить громкое дело про «ОПГ омских спортсменов» (слушается сейчас в Советском районном суде г.Омска). Как выясняется, группа молодых людей по большей части боролась с распространителями наркотиков. Возможно, в чем-то в своей общественно значимой миссии и преступая грань дозволенного.
К месту будет упомянуть буквально свежее решение Кировского суда г. Омска по «делу земельной ОПГ», где в махинациях с наделами обвинялось руководство вузовского товарищества «Инициатива». Здесь «преступников» уже оправдали. Парадокс ситуации заключается в том, что и вместо «омских спортсменов» и вместо латифундистов из «Инициативы» на скамье подсудимых, по-моему, должны были сидеть совершенно другие люди. Те, кто в составе организованной преступной группы реально крышует и занимается на территории Омска распространением наркотиков, те, кто уже в «промышленных масштабах» наладил изъятие у муниципалитета земли, движимой и недвижимой собственности. Я уже молчу про явно присутствующие в Омске «транспортное ОПГ», «алкогольное ОПГ» (есть и другие), которые наладили постоянный и крупный коррупционный отток денег из государственного бюджета.
Вот и с дольщиками-пайщиками в Омске не спокойно. На этом лакомом рынке действуют откровенные криминальные группы («свежий» пример - ОПГ Радика Акопяна), благосклонность и общее покровительство которым, возможно, оказывается бывшими или нынешними сотрудниками силовых ведомств. В этой связи новое дело «ОПГ черных риэлторов», казалось бы, точное попадание силовиков в прицел общественного интереса.
Гладко было на бумаге
Мне кажется, что это лирическое отступление вполне уместно для понимания глубины и трагизма ситуации в целом и того частного случая, о котором пойдет речь ниже.
Не так давно силовики отрапортовали о том, что "в Омске пресечена деятельность организованной преступной группы, которая реализовывала гражданам квартиры в новостройках по подложным документам". Пострадавших набралось с десяток семей, общий ущерб гражданам составил порядка 18 миллионов рублей. Лидером ОПГ, по версии следствия, оказался… 23-летний сотрудник полиции Иван Унукович!
По нынешним временам антикорупционной эйфории не дело - «конфетка»: ОПГ, напрочь криминализированный рынок недвижимости, «оборотень в погонах». Добавим сюда еще одну самую большую «удачу» следствия - одна из подозреваемых Ирина Парамонова с охотой согласилась сотрудничать с органами и поведать о всех коллизиях этого сложного по организации преступления. Именно на показаниях этой 44-летней женщины, видимо, и строится основная версия обвинения. В обмен на «сделку со следствием» член ОПГ получает выделение своего дела из общего, особый порядок судопроизводства, снижение срока до двух третей от определенного в УК РФ.
Казалось бы, все в пределах действующего законодательства и сложившихся «правил делового этикета»: один из преступников «сдает» других в обмен на преференции Закона. Но что-то не сходится в гладких материалах уголовного дела…
«Не виноватая я!»
Самое главное, что заставляет относиться к собранным доказательствам критически, это личность самой Ирины Парамоновой.
Ирина Анатольевна Парамонова, (ранее - Букато), 17.07.1971 года рождения, уроженка села Молодежное Осокаровского района Карагандинской области, русская, гражданка России, до этого неоднократно попадала в поле зрения правоохранительно-судебных органов Омска.
В 1998-1999 годах, работая в «Средней общеобразовательной школе №96» кассиром, Букато присваивала деньги, сданные родителями учеников. Пользуясь неразберихой с бюджетно-родительским финансированием учреждений образования, она насобирала себе в карман около 7-ми тысяч рублей. По тем временам совсем не плохая сумма. Мошенницу разоблачили. Она раскаивалась в содеянном, плакала, тем не менее, была осуждена Советским районным судом г.Омска (судья Плиско В.В.) по ст. 160 ч.2 п. «б,в» УК РФ («присвоение») к 3-м с половиной годам лишения свободы без штрафа. На достаточно мягкую позицию суда, видимо, повлияло наличие малолетнего ребенка.
В 2003-м году Букато была осуждена дважды. Сначала Ленинским районным судом (судья Савчина С.В.) за то, что за вознаграждение обещала гражданам фиктивно трудоустроить в ГУ «Омсктрансмаш» и предоставить им уже официально жилплощадь в местном общежитии в собственность. Фемида квалифицировала действия Букато по ст.159 ч.2 п.п «б, г» УК РФ - «мошенничество т.е хищение чужого имущество путем обмана и злоупотребления доверием совершенное неоднократно, с причинением значительного ущерба гражданину».
В этом же 2003-м Куйбышевский райсуд г.Омска рассматривает еще одно дело гр. Букато И.А. по обвинению в мошенничестве. Здесь преступница, представляясь доверенным лицом члена жилищной комиссии вуза, предлагала омичам купить комнату в общежитии Омского политехнического университета. Судья Катанаев Г.И. признал Букато виновной и назначил ей наказание «в виде 7 лет лишения свободы, без конфискации имущества и отбытием назначенной меры наказания в исправительной колонии общего режима».
Если в первых двух эпизодах мошеннице удалось уйти от тюрьмы, имея одного, а потом двух несовершеннолетних детей, то на третий раз наказание, судя по приговору, было сопряжено с реальным сроком.
Не исключено, что это далеко не полный перечень «достижений» криминально талантливой женщины, но и этого, надеюсь, достаточно, чтобы сделать выводы о личности той, кто пошел на «сделку со следствием» и загорелся искренним желанием вывести на чистую воду «членов ОПГ», вовлекших ее в противозаконную деятельность. Вопреки воле… Вопреки убеждениям… Вопреки желанию и моральным принципам…
Высший пилотаж
В этой связи можно и нужно углубиться в суть тех преступлений, за которые наша «героиня» уже отбыла срок заслуженного наказания.
Мошенничество в школе. Как материально ответственное лицо Букато получала от родителей и учителей деньги на нужды учебного заведения, выдавала гражданам приходные квитанции, которые в учетных ведомостях не регистрировала, а деньги расходовала на личные цели. При вынесении приговора суд учел «признание вины, раскаяние в содеянном, положительные характеристики, ранее не судима, имеет на иждивении малолетнего ребенка». На суде у представителя потерпевшей стороны даже прошибло слезу, когда подсудимая рассказывала, что присваивала родительские деньги исключительно «из-за тяжелого материального положения».
Мошенничество в ГУ «Омсктрансмаш». Здесь уже Букато предстает мошенницей со стажем: легко втирается в доверие, наотмашь бьет по слабым местам человеческой психики и личности. Но нас интересует даже не возросшая квалификация преступницы, а то, что в ее арсенале инструментариев появляется такой, как «подделка документов». Она запросто подделывает печати, бланки ордеров, договоров, подписи должностных лиц. Действует она от лица несуществующей чиновницы «Моисеевой». Таким Макаром она продает случайным знакомым право приобретения комнат в общежитии завода по адресу ул. Серова, д.20. Удачный выбор для мошенничества: в центре Омска, развитая инфраструктура, рядом - Иртышская набережная, напротив - администрация Ленинского округа.
И опять мошеннице удается уйти от тюрьмы. Сами пострадавшие в голос просят суд… проявить гуманность! Подсудимая в ходе процесса всем вернула деньги - «добровольно возместила причиненный ущерб». Потерпевшим жалко ее и ее детей. Просят не лишать ее свободы: «я ее простил», «ее муж является ненадежным человеком», «она пусть воспитывает детей», «претензий к ней лично не имею».
Аппетит приходит…
Для нашей истории, видимо, важен один эпизод из этого уголовного дела.
Уже «продав» несколько комнат в общаге, Букато, видимо, решила поработать с размахом. Сняла у гражданина Хрипунова Е.В., якобы, для сестры квартиру на год по адресу ул. Карбышева, д.42, кв.118.
Специально оговорила особые условия: просила его не приходить все это время по причине того, что ее сестра очень стеснительна. Потом, подделав правоустанавливающие документы на эту жилплощадь, продала квартиру брату знакомой своего мужа. При этом передала ключи новому собственнику Ипатову, соблюдая все ритуалы законности сделки: при двух свидетелях, дала расписку в получении средств, обещала в срок «до» вывезти личные вещи, которые на самом деле принадлежали настоящему владельцу жилья. Обман вскрылся случайно. Хозяин проходил мимо своего дома, когда увидел как из подъезда выносят его мебель. Поднявшись в квартиру, он узнал, что она продана, а там живут другие люди. Вместе с обманутыми гражданами они поехали сначала к домой к Букато, а потом в милицию.
История еще долго обсуждалась соседями, в числе которых была и моя нынешняя собеседница, житель-старожил с Карбышева 42 Валентина Гетманова. Эпизод наглядно демонстрирует хладнокровие мошенницы Букато, продуманность ее схем, умышленность ее преступных действий.
Дьявол в деталях
В еще большей степени эти криминальные качества проявились в следующем уголовном деле.
Гр. Букато продала почти трем десяткам омичей комнаты и секции в общежитии ОмГТУ по адресу ул. 2-я Поселковая, д.6. Здесь уже, по версии подсудимой, она была не виновата, а на преступление ее толкнула некая «гр. Елькина Т.Г.». Как поведала обвиняемая суду, случайная знакомая предложила ей продавать квадратные метры в общежитии, так как «содержать их вузам не на что, а город намерен забрать имущество на свой баланс задарма».
Понятно, что следствие никакой «гр. Елькиной» не установило, а Куйбышевский районный суд подчеркнул, что «данные показания направлены подсудимой с целью избежать уголовную ответственность за вменяемое ей тяжкое преступление и нежелание возмещать в полном объеме материальный ущерб потерпевшим». Более того, было установлено, что в данном общежитии жила сестра подсудимой, Букато бывала у нее в гостях и знала расположение комнат, имела доступ внутрь здания, что «с успехом» и использовала при организации мошенничества.
Фемида особо отметила уровень «подделок». Букато были изготовлены оттиски печатей ОмГТУ, Омского филиала ГУ «ЦТИ», в пакет документов для «покупателей» входили даже выписки из положения №48 «свежего» ФЗ от 14.01.2003 года с изменениями, внесенными Постановлением Областного суда от 05.02.2003 года. Сумма ущерба по тем временам составила серьезную сумму в 1,2 млн рублей. Возмещен он не был.
Итог новой криминальной страницы в биографии Букато завершился справедливым приговором: «признать виновной и назначить наказание в виде 7 лет лишения свободы, без конфискации имущества и отбытием назначенной меры наказания в исправительной колонии общего режима».
Криминальный талант
Безусловно, что во всех этих преступлениях Ирине Букато в разной степени помогали «неустановленные следствием лица».
Но одно дело, когда мошенница обращалась к полиграфисту и, представившись членом жилищной комиссии, просила отпечатать партию бланков ордеров или другой печатной продукции. Сегодня сделать это можно в разных местах и у разных людей.
Другое дело, когда возникла версия о некой «гр. Елькиной». Первоначально, при аресте, Букато во всем покаялась, вину полностью признала. Затем, на суде, она поменяла показания. Свое поведение она мотивировала тем, что первоначально ей не хотелось попадать в ОПГ лиц, поэтому она и не стала говорить следователю про «Елькину». Позже решила, что брать на себя вину другого человека негоже. И еще один аргумент подсудимая считала в свою пользу: у нее не было обнаружено ни денег, ни личного имущества, ни квартир в собственности.
Возможно, после этой пробной попытки оправдать себя и свалить все на некое «неустановленное лицо» в тиши тюремной камеры у Букато и созрел план, как в дальнейшем в аналогичных делах можно попытаться избежать уголовной ответственности. Просто этот персонаж «Моисеева», «Елькина» или иной другой должен быть… реальным! Не ставя его по поры до времени в известность об истинных целях своей «деятельности», потом благополучно «сдать» органам правосудия в качестве организатора. Конечно же, это не чистосердечное признание гр. Букато, но это то, что вытекает из всей логики ее становления как преступницы-рецидивистки. Неужели это не видно?! По крайней мере, тем, кто подписывал «сделку со следствием»…
Свояк свояка...
Как выяснили родственники, а хранящая все мировая Интернет-паутина подтвердила, пути-дорожки наших участников «сделки со следствием» пересекались и раньше.
Если вы подумали, что госпожа Букато и «лидер ОПГ» Унукович были знакомы до озвученных выше событий, то ошибаетесь. С криминально талантливой гражданкой неоднократно по жизни сталкивался… следователь Руслан Сидоренко.
Хотя, может быть, речь идет и не о нем, но человек точно с такими же ФИО «Сидоренко Р.В.» фигурирует в гражданском деле №2-254/2011, где ЗАО «Лик» судится с гр. Репиным А.Г., чьи интересы в процессе представляет… Букато И.А. «Эпизод» не единичный. Есть еще дело № 2-79/2011, где участвуют те же стороны - ЗАО «Лик» и гражданин Мухомодеев Р.С., а их представители - все те же Сидоренко Р.В. и Букато И.А. (см. также -
https://rospravosudie.com/court-omskij-oblastnoj-sud-omskaya-oblast-s/act-483306142/). Я, конечно, не исключаю, что в том, и в другом, и в третьем гражданском деле случайное совпадение инициалов, но что-то подсказывает, что это не так.
Не отсюда ли проистекает столь "невообразимое" доверие следствия ранее судимой подозреваемой, которая, будучи профи в делах риэлторских и мошеннических, поведала как ее «белую и пушистую» вовлекли, запутали, подвели, обманули…?
Хорошо, со следователем Сидоренко более-менее понятно. Даже не учитывая возможное прежнее знакомство. Предположим, нашла к нему «ключик» рецидивистка Букато - помогла раскрыть громкое «дело про ОПГ черных риэлторов», на место «лидера» указала действующего полицейского. А это уже, согласитесь, не рядовая «благодарность» от руководства, здесь уже пахнет повышением по службе, иные профессионально-кадровые преференции.
Не понятно другое, как на все это пошел первый зампрокурора Александр Лоренц, чья подпись также значится в тройственном соглашении «сделка со следствием»?! Получается, что не екнуло ничего, не захотелось перепроверить факты, обратить внимание на личность «партнерши»? Человек с таким колоритным прошлым обещает органам во всем чистосердечно признаться и тут же все валит на других. Неужели такое возможно?
Хотя во времена, когда госпожа Букато (если это она) была в Октябрьском районном суде г.Омска процессуальным оппонентом по делам юриста Сидоренко (если это он), прокурор Лоренц (точно он) возглавлял Октябрьскую прокуратуру. Значит, могли пересекаться…
Знать бы прикуп
Видимо, преждевременно выдвигать конспирологические версии по поводу того, почему именно полицейскому Унуковичу «выпала честь» возглавить модное ОПГ, хотя и здесь напрашиваются очень интересные параллели. Я не исключаю варианта, что о каких-то глубинных течениях данного резонансного дела ни следователь Сидоренко, ни прокурор Лоренц пока просто не догадываются, как, впрочем, и их руководство.
Хотя, наверное, будет правильным, прежде чем углубляться в хитросплетения местной политической кухни, попросить «подписантов» ответить на один простой вопрос: почему матерая мошенница-рецидивистка пользуется большим доверием у следствия и прокуратуры, чем кадровый экс-полицейский 23-х лет от роду.
Не перебор ли?!
P.S.
Редакция "Омского правового портала" просит рассматривать данный материал как официальное обращение в адрес указанных в публикации силовых ведомств.
Продолжение следует...
Александр Грасс