Громкая авария на трассе Омск-Тюмень с участием депутата Олеси Григорьевой стала хитом ноября 2012-го (
http://youtu.be/Yt_lPjLti3c). Тогда о «скандальном ДТП» не писал только ленивый. С самого начала местные СМИ виновницей столкновения двух авто «назначили» народную избранницу. До сих пор не совсем понятно чего в этом было больше: политики или погони за сенсацией и красным словцом...
«Дорожные войны»
Не погрешим перед истиной, если скажем, что обращения, связанные с ДТП, которыми в последнее время изобилует наша редакция, отличает особая эмоциональность. Безусловно, связано это с последствиями, которые, как правило, касаются и материальной и моральной стороны жизни граждан. И последними законодательными новациями - усилением ответственности, вплоть до уголовной, серьезные тюремные сроки, штрафы…
Чтобы не быть голословными отметим лишь ряд статей, размещенных на Омском правовом портале:
«Виновник аварии» утверждает, что его подставили сотрудники ГИБДД…
http://omsk-pravo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1001:l-r-&catid=101:2011-05-17-13-16-33&Itemid=243, Мундир в омских судах стал отягчающим вину обстоятельством…
http://omsk-pravo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1044:2012-07-30-00-46-53&catid=82:2011-05-17-13-12-36&Itemid=225, Действия правоохранительных органов вызывают у родственников… болевой шок
http://omsk-pravo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1131:2013-02-06-05-13-55&catid=101:2011-05-17-13-16-33&Itemid=243, Председатель Облсуда Владимир Ярковой признал вину инспектора ГИБДД в скандальном видео-ДТП с 3 авто
http://omsk-pravo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1171:-3-&catid=101:2011-05-17-13-16-33&Itemid=243, Почему после вердиктов «судов праведных» омичи готовы взяться за оружие?!
http://omsk-pravo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1395:-l-r-&catid=185:astashkin, - и перечень публикаций можно продолжить…
Чудо - не опускать руки!
Общее, что все их объединяет, это какая-то ярая неудовлетворенность рядовых граждан действиями сотрудников ГИБДД, судами, прокуратурами, следствием… И это не тривиальное, само собой разумеющееся недовольство «проигравшей стороны», это нечто большее. В каждом случае приводится аргументация, факты, версии, которым порой в официальной картине ДТП не нашлось не только места для проверки, но и элементарной фиксации…
«Коррупция», «заказные экспертизы», «двойные стандарты», «органолептические методики расчетов» - все это, по мнению граждан, мешает разбираться в истинных причинах ДТП и его последствиях объективно и справедливо.
В настоящее время на самом высоком уровне идут разговоры и даже готовятся законопроекты, призванные изменить ситуацию в корне. На смену субъективным оценочным суждениям инспекторов и экспертов должны прийти регламенты, методики, компьютерные технологии, с которыми уже давно живут цивилизованные правовые государства. Видимо, и к судьям будут особые требования - хотя бы техническое образование нужно иметь и опыт вождения.
С одном стороны, новость хорошая, но как быть тем, кто ожидать это «чудо» вынужден в статусе «виновника», «плательщика», «осужденного»?! Видимо, совет один - не опускать руки. Бороться, доказывать, пробиваться к здравому смыслу и… Европейскому суду, потому как рассчитывать на скорый процесс и результат в столь глобальных антикоррупционных затеях не приходится!!!
Жизнь «до» и «после»…
Олеся Григорьева, депутат Законодательного собрания Омской области, испытала все озвученные «прелести» работы местного репрессивного бюрократического аппарата на себе. Лично. В полном объеме.
Скандальное ДТП на трассе смерти «Омск-Тюмень», в которое угодила 34-летняя многодетная мать (она же - народный избранник) ранним утром 12-го ноября 2012-го года, без преувеличения разделило ее жизнь на «до» и «после»… Даже сенсационно победив на выборах, женщина не пользовалась таким успехом у журналистов и СМИ. А здесь - шквал внимания, оценок, суждений. Большей частью негативного плана. Дескать, вот она - «виновница»! Но ей было тогда не до откровенного и наглого «антипиара».
Только по счастливой случайности в тот день в напрочь искореженном салоне ее «Нисана» не оказалось детей. Счастье, что Бог оставил всех участников аварии - ее и двух пенсионеров из Тюмени - живыми, на этом свете. Другое дело, что второй год депутат Григорьева, привыкшая во всем добираться «до истины», не может смириться, что предпринятое ею собственное расследование обстоятельств ДТП, не вписывается в рамки официальной версии следствия. Более того, оно ему противоречит. На все 360 градусов!
Как теперь уже осознает Григорьева, ее изначально «назначили» виновником того ДТП и уже, исходя из этого посыла, следствие сортировало факты, свидетелей, экспертизы. Объективного расследования, она уверена, не получилось, хотя слишком многое не вписывается в «официальную версию».
- Я сразу после ДТП находилась в шоковом состоянии, - рассказала нам Олеся Григорьева, - Я и в этот день, да и в несколько последующих просто не осознавала, как такое могло произойти и каким образом случилась эта авария. Я была под впечатлением того, что на заднем сидении должны были ехать двое моих детей и будь они там… я даже боюсь предположить, что бы произошло!
ДТП - «без вариантов»!
В дальнейшем эмоции уступили место логике, и депутат стала выяснять, что же произошло в реальности. Скрупулезно была составлена альтернативная - «своя» -версия ДТП. Фундаментом, подтверждающим ее жизнеспособность, стали заключение специалиста из Москвы Ивана Чавы, являющегося признанным отцом отечественной автоэкспертизы, схема механизма ДТП, подготовленная известным омским профессором СибАДИ В.Д.Балакиным, и экспертиза, проведенная в Томске с применением компьютерных технологий, уже много лет успешно используемых на рубежом (см.
http://youtu.be/Yt_lPjLti3c).
- Это единственно возможный сценарий ДТП. По-другому мы столкнуться не могли, - пояснила суть ролика Григорьева. - Я полностью согласна с экспертами, ведь автомобили - не футбольные мячи, чтобы после столкновения разлетаться в сторону друг от друга. В противном случае мы имели бы дело не с законами физики и природы, а с чем-то сверхъестественным и не объяснимым!
В 12-ти минутном ролике удивительно доходчиво и внятно запечатлено как столкнулись авто под Омском утром 12-го ноября 2012-г года. Без вариантов. Хотя все возможные комбинации, ставшие «венцом» творения местных «экспертов» там разобрали «по полочкам». Не к чести местных «светил» автоэкспертизы.
Органолептика - тренд сезона
Так, по альтернативной версии, оба автомобиля двигались в попутном направлении, в сторону Омска. При этом, «Nissаn Qashqai» под управлением пенсионера Шабанова Е.С. двигался позади «Nissan Elgrand Caravan», за рулем которого была Григорьева. И с большей скоростью. Именно «Qashqai» протаранил правую заднюю часть «Elgrand».
Об этом, по мнению экспертов, говорит угол столкновения, положение автомобилей после аварии, характер повреждений и место разброса пластика и стекла.
Выводы специалистов подтверждаются как математическими расчетами, так и компьютерно воссозданной картиной ДТП, где в первичные данные закладываются практически все имеющиеся и имеющие значения данные: вес авто, скорость движения, скорость и направление ветра, состояние дорожного полотна, количество пассажиров, место их дислокации, визуальные и внутренние повреждения и многое-многое другое.
На этом фоне достаточно блекло выглядит версия, озвученная омским экспертом Д.А.Немеровцом и легшая в основу обвинительного приговора суда. По его мнению, Григорьева была виновата изначально, так как села за руль авто, имеющего разные типы покрышек, что является «нарушением правил эксплуатации машин». А вот все остальные выводы получены экспертом, как он выразился, «органолептическим методом». При всем замысловатом звучании речь идет о чувственном аппарате человека. Поучается, что эксперт посмотрел, лизнул, потрогал, понюхал «Nissanы» и интуитивно сделал вывод!
Увы, иной трактовки «органолептика» в данном контексте нам просто не оставляет…
Факты или эмоции?!
Между тем, по официальной версии, виновником ДТП является водитель Григорьева, которая совершила целый ряд «уголовно наказуемых деяний». Во-первых, выехала на автомобиле, имеющем разные виды покрышек. Во-вторых, выехала в сложных погодных условиях. В-третьих, не справилась с управлением и допустила столкновение. В-четвертых, публично признала вину.
Если кратко, то эта «фактура» позволила появиться сначала уголовному делу, потом обвинительному заключению прокуратуры, а затем и обвинительному вердикту суда. И никто даже не принял в расчет экспертизы ведущих специалистов Омска, Томска и Москвы, которые полностью реабилитируют «виновницу», доказывая фактами, логикой, формулами и даже видеореконструкцией, что события, предшествовавшие ДТП 12.11.2012г., развивались совершенно по другому сценарию, чем те, что легли в основу обвинительного приговора суда. А ровно и в выводы следствия и в обвинительное заключение прокуратуры.
Разные покрышки на дисках - да нарушение ПДД, но не причина ДТП. Улавливаете разницу в тональности, в подходе, а главное в констатации?!
Установленные на задних колесах григорьевского «Нисана» шипованные покрышки, ну, никак не ухудшили технические характеристики автомобиля. Наоборот! Наличие шипов на тяжеловесном минивэне придало машине устойчивость и возможность более экстренного торможения в условиях гололеда. Езда в условиях ветра, снега и наледи - тоже уголовно не наказуема.
И главное - кто не справился с управлением автотранспортным средством, по мнению депутата и титулованных экспертов, авторов альтернативных заключений, до сих пор остается вопросом открытым. Хотя выводы, не воспринятые и не востребованные официальными органами, не двусмысленно намекают на вину второго водителя!
А, якобы, признание Григорьевой своей вины в шоковом состоянии, в условиях, когда вообще ничего не понимаешь, что произошло - это уже какой-то верх цинизма. Все же может быть намного проще и правдоподобней: в голове у водителя-женщины засело, что по Закону лицо за рулем источника повышенной опасности априори считается виновным. Вот тебе и чувство вины, плещущее через край. Получается, что в фактах, которыми оперировали следствие и суд, имеются или не точности или эмоции. Остаются ли они после этого объективными доказательствами вины? Большой вопрос…
Тем не менее…
В итоге длительного судебного марафона «виновницу» ДТП приговорили к ограничению свободы сроком на 2 года. Одни говорят - «сурово наказали», другие - «мягко». Судом были учтены «личность» подсудимой, социализация и наличие на иждивении пятерых малолетних детей. Возможно, и настойчивые (хоть и запоздалые) требования Григорьевой к своим оппонентам «включить мозги» и «не отрицать Законы физики и матушки-Природы» интуитивно также подействовали.
В дальнейшем благодаря декабрьской амнистии Госдумы РФ 2013-го года, приуроченной к 20-летию нижнего парламента РФ, Олеся Григорьева была освобождена от назначенного судом наказания.
А выбора-то нет!
Казалось бы, хоть таким замысловатыми чудесным образом, но Григорьева своего добилась и избежала какого-либо лишения свободы и даже ограничительного срока. Тем не менее, депутат продолжает настаивать на пересмотре своего дела и полном своем оправдании:
- Попав впервые в жизни в эту правоохранительную круговерть, я ощутила полную беспомощность. Даже я - депутат регионально парламента, имеющая высшее техническое образование, не плохие бойцовские качества «по жизни», как человек, и то не могу доказать очевидного! Что 2+2 равняется 4, что сила, воздействующая на тело, прямо пропорциональна массе тела умноженной на квадрат его скорости. Что автомобили при ударении не разлетаются в разные стороны, а некоторое время движутся по своим траекториям. На разжевывание этих прописных истин следователям, экспертам, свидетелям, адвокатам, судьям я потратила полтора года. Безрезультатно! Видимо, там уже было принято решение, и все мои усилия просто дружно игнорировались. А как быть обычному человеку?! Я просто представляю весь его ужас и бесправие!
Получается, уже даже не сугубо личное, а общественное движит народным избранником. В таком случае, действительно, что-то не ладное творится с нашими силовыми ведомствами и судами, если от отчаяния добиться от них Справедливости, депутат начинает… всеми фибрами души понимать и поддерживать рядовых избирателей. А выбора-то нет! Ведь для достижения своих кулуарных целей чиновники, сановники, служители Фемиды готовы отменить даже… Законы природы…
(Продолжение следует).
Сергей Асташкин,
специально для Омского правового портала