В Омске очередные 10 миллиардов "заточили под распил"?!

Mar 19, 2014 22:10


В то время как другие города-миллионники не первое десятилетие наслаждаются прелестями «подземки», в Омске развернулась очередная дискуссия на предмет судьбы метрополитена. Областные власти публично озвучили новую концепцию «метротрама». Основной упор в ней делается на дешевизну, на скорый ввод в эксплуатацию и на переформатирование «метро» в «скоростной трамвай»…

Еще в октябре прошлого года руководитель проекта по строительству Омского метрополитена Владимир Плеханов уверенно и бодро рапортовал о том, что в юбилейном 2016-м омичи обязательно прокатятся на полноценном метро:

- Какого-либо очевидного отставания и срывов нет. Фронты на всех участках подготовлены, мы нацелены на 2016 год, и других целей у нас нет.

Господин Плеханов также подтвердил, что «первый пусковой участок омской подземки будет включать в себя 5 станций («Библиотека имени Пушкина», «Заречная», «Кристалл», «Соборная», «улица Рокоссовского») и локомотивное депо». (http://www.omskinform.ru/news/60537)

Впрочем, буквально через месяц омский губернатор Виктор Назаров дезавуировал заявления своего подчиненного. В Москве, на заседании Оргкомитета по подготовке 300-летия Омска, он, посетовав на недостаточное финансирование из федеральной казны, впервые заявил о планах по удешевлению проекта за счет отказа от глубинного метро в пользу наземного скоростного трамвая.

Параллельно Олег Шишов, директор НПО «Мостовик» - генподрядчика строительства, сказал, что «в Омске о скоростном трамвае заявляют люди, которые в этой теме мало что понимают». Получилось что-то вроде заочной дискуссии, но, судя по всему, решение об изменении концепции проекта уже было принято в кулуарах облправительства, а губернатор Назаров лишь озвучил его для широкого круга.

Видимо, для генерального подрядчика позиция Заказчика оказалась полной неожиданностью. По-крайней мере, «Мостовик» до последнего готовил документацию проекта полноценного метро для госэкспертизы. По некоторым данным, защита проекта в столице уже началась. Министр транспорта Омской области Олег Илюшин на состоявшейся недавно пресс-конференции заявил, что усилия «Мостовика» не пропадут, а защищенный проект частями будет использован по назначению.

Что касается версий почему «омское метро» стали вдруг переформатировать в «скоростной трамвай», то их две :

1. Официальная. Новая концепция позволит удешевить проект с 24 млрд рублей до 10-ти. Воспользоваться услугами «метротрама» омичи уже смогут к юбилейному 2016-ому году.

2. Неофициальная. Со сменой концепции «метро» есть возможность отстранить от проекта многолетнего генподрядчика НПО «Мостовик» в пользу «своих», аффилированных с нынешними чиновниками облправительства компаний…

При более внимательном изучении «официальной версии» появляется целый ряд вопросов. Например, не выльется ли заявленное «удешевление» в удорожание на деле себестоимости километра пути?! Первоначальная протяженность веток «метро» уменьшается как минимум в четыре раза, а стоимость работ всего в два с небольшим… При этом стоимость прокладки дороги под землей не идет ни в какое сравнение с "реанимацией трамвайных путей" - в основном под "скоростной трамвай" планируют задействовать уже имеющуюся трамвайно-транспортную сеть. И не окажется ли, что солидные средства, выделяемые на строительство, вновь осядут в так называемых «непроизводственных расходах» - на всякого рода обсуждения, пиар «новой концепции», на новые согласования и экспертизы?! Не поспешим ли и не насмешим ли?!

При этом даже рядовые омичи версию о «недостатке финансов на метро» ставят под сомнение. Не голословно. Как пример не рациональных трат приводится реконструкция улицы Валиханова и строительство подземного перехода у «Голубого огонька» стоимостью в 2 млрд рублей. Это в полтора раза больше годового бюджета «омского метро»! И таких «строек» и «трат» в области достаточно…

Альберт Каримов, экс-главный архитектор Омска:

- Без глубинного метро Омску не удастся решить главные проблемы - транспортный коллапс и развитие окраин. Не было ни одного профессионального обсуждения проекта скрещивания метро со скоростным трамваем. Можно, конечно, взять за основу мнения блогеров и варягов, но каков от этого будет эффект?! Лично я сомневаюсь в жизнеспособности возможных решений. Не зная местную специфику, не ориентируясь на перспективу развития Омска, глупо рассчитывать на позитивный результат. Но суррогат, видимость решения проблемы всегда дешевле… В нашем городе горлопаны похоронили уже не один важный проект - метро, мусоросжигательный завод, завод офсетных красок, главный канализационный коллектор… Всё «ушло»… к соседям!

Сергей Костарев, общественник:

- Я не один раз принимал участие в обсуждении проекта скоростного трамвая с заинтересованными сторонами. Я поддерживаю это направление. Есть некие проблемы со структурой путей, но проект может быть хорошим и относительно недорогим.

Михаил Мельников, экс-начальник отдела Омской дирекции строящегося метрополитена:

- В 30-е годы Омск получил Генплан с урезанной вдвое  шириной улиц. Мы были обречены строить метро. Уже тогда! Но «зеленые» и «демократы» заволокитили вопрос и в 70-е, и в 80-е, и по сей день. В итоге «дискуссий» у нас нет ни города-сада, ни метро… А главная причина банальна - нет лидера, у которого была бы политическая воля, полномочия, возможности, ответственность перед будущими поколениями омичей. Есть решения, которые не актуальны «сегодня», но без которых невозможно развитие «завтра».

Общественное движение «За трамвай»:

- Готов ли кто-либо из вас ждать 20-30 лет до появления метро в вашем районе? Ведь метрополитеном можно и не успеть воспользоваться при жизни! В то же время сеть трамвая или скоростного трамвая, которая обеспечит комфорт не хуже, чем метрополитен, может быть развёрнута за 3 года и меньше, да и по стоимости будет в 10-15 раз дешевле!.

Владимир Плеханов, руководитель проекта по строительству Омского метрополитена:

- Комментировать ситуацию не уполномочен. На это есть вышестоящие структуры и люди.

Олег Осинский, директор департамента транспорта мэрии Омска:

- Как идея получить результат быстро и не дорого «скоростное трамвайное метро» имеет место быть. Почему нет?! Но насколько это реализуемо, я не берусь судить. Я - перевозчик. Можно ли объединить «Волгу» и Мерседес»?! Наверное, можно, но пусть над этим голову ломают профессионалы: инженеры, трамвайщики и метрополитенщики. Для этого есть нормативы, допуски, ГОСТы, градостроительные параметры. По-видимому, это не вопрос одного дня и даже года. Насколько я знаю, французские специалисты так и не пришли к конечному мнению - уехали думать…

Александр Грасс,

независимый журналист

Олег Шишов, Михаил мельников, "Мерседес", Олег Осинский, Владимир Плеханов, независимый журналист, 300-летие Омска, "Волга", ОД "За омский трамвай", Александр Грасс, госэкспертиза, НПО "Мостовик", Сергей Костарев, губернатор Виктор Назаров, скоростной трамвай, омское метро, блогер, Альберт Каримов, департамент транспорта мэрии Омска

Previous post Next post
Up