Украинских аграриев ждет крах, если они потеряют европейский рынок, заявили в Украинской зерновой ассоциации. Причем ранее в АПК Украины опасались беды, наоборот, из-за создания зоны свободной торговли с ЕС. Газета ВЗГЛЯД попыталась разобраться, как повлияет на разные отрасли экономики Украины вступление в Таможенный союз - или же ассоциация с ЕС.
Если Украина потеряет европейский рынок, то отечественный аграрно-промышленный комплекс (АПК) ожидает крах, заявил президент Украинской зерновой ассоциации (УЗА) Владимир Клименко.
«Сельхозтовары - одни из самых дефицитных в мире (в особенности зерно), и в любом случае найти новые рынки сбыта будет не так-то сложно»
«Потеря рынка ЕС для украинского агропромышленного комплекса в случае введения санкций, пошлин, прекращения кредитования и свертывания инвестиций будет крахом АПК», - цитирует Клименко ИТАР-ТАСС.
Министерство аграрной политики и продовольствия Украины прогнозирует экспорт зерна из Украины в 2013-2014 годах на уровне 29-30 млн тонн, что может стать абсолютным рекордом с советских времен. Прогноз урожая зерновых и зернобобовых в текущем году составляет около 61,5 млн тонн против 46,2 млн тонн в 2012 году.
Бояться нечего
Однако эксперты указывают, что ЕС вряд ли будет вводить экономические санкции в отношении Украины, ничего плохого с украинскими аграриями не случится.
«Вводить экономические санкции и действовать с позиции силы - не в духе Европы, которая обычно использует только методы дипломатии. Кроме того, экспорт дешевого украинского зерна выгоден целому ряду европейских стран, поэтому воздействовать на эту сферу ЕС не будет», - считает управляющий портфелями ЦБ УК «СОЛИД Менеджмент» Максим Семянин.
Более того, санкции ЕС стали бы нарушением норм ВТО. «Украина входит в ВТО, и подобные санкции со стороны ЕС незаконны и необоснованны. То, что украинское правительство в конечном итоге осознало, что гораздо более выгодно сотрудничать с Таможенным союзом и СНГ, не дает оснований европейцам для введения санкций на какие-либо товары из Украины», - говорит аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян.
Даже в случае введения санкций украинскому АПК бояться нечего. «Сельхозтовары - одни из самых дефицитных в мире (в особенности зерно), и в любом случае найти новые рынки сбыта будет не так-то сложно. Это может быть Африка, Юго-Восточная Азия, Ближний Восток и другие», - объясняет Авакян.
Ну и, наконец, если бы ассоциация Украины с ЕС все же состоялась, то в конечном итоге украинская аграрная промышленность значительно пострадала бы, особенно в сегментах вторичной и глубокой переработки сырья. По оценке Авакяна, общие потери украинских предприятий за пять лет могли бы составить до 15 млрд долларов.
«У европейцев есть немало своих производств, смысла в импорте переработанных товаров из Украины у них нет, а завоевать рынки Европы не получится, так как европейские товары высококонкурентны, потребители ЕС весьма требовательны к различного рода продукции», - объясняет эксперт.
Украинские аграрии сами ранее говорили, что боятся за свое будущее, если Украина создаст зону свободной торговли с ЕС. Так, ассоциация «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ) высказывала опасения, что ЗСТ с ЕС разрушит АПК Украины, потому что для украинских поставщиков говядины, мяса птицы и зерна установят крайне жесткие квоты на беспошлинный импорт продукции.
К примеру, в последние годы Украина экспортировала в страны ЕС до 3 млн тонн пшеницы ежегодно. Но после подписания соглашения с ЕС им хотели разрешить экспортировать только 950 тыс. тонн в год. Или квоту на поставки сахара хотели ограничить смешным для Украины объемом в 30 тыс. тонн.
Создав ЗСТ с ЕС, Украине пришлось бы отказаться от экспортных пошлин и нести убытки. Потери Украины от отмены экспортных пошлин только на семена подсолнечника оценивались в 1,5 млрд гривен.
Украинские эксперты посчитывали, что вступление Украины в ЗСТ с ЕС означает ухудшение торговли с европейскими странами на 2,5%. Евроинтеграция помогла бы Украине увеличить импорт из ЕС на 15%, однако экспорт увеличился бы только на 10%, что, по экспертным оценкам, чревато потерями до 1,5% ВВП.
И наоборот, в случае вступления в Таможенный союз украинские сектора переработки и реализации вторичных продуктов и полуфабрикатов окажутся в выигрыше в первую очередь, указывает Авакян. По его оценке, один только российский продовольственный рынок в объеме превышает 300 млрд долларов, немалая часть этого рынка принадлежит импорту из стран Балтии и ЕС. Украина, вступив в ТС, могла бы отобрать и их долю.
Какие еще отрасли выигрывают от ТС
В целом отдельные отраслевые исследования, которые сравнивают преимущества от участия Украины в ТС с созданием углубленной зоны свободной торговли с ЕС, дают противоречивые результаты, указывает ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Лидия Косикова в своем докладе.
Однако точно в выигрыше от ТС оказываются украинские аграрии, производители трубной продукции, многие отрасли пищевой индустрии (кондитерская, спирто-водочная, масло-жировая, производство сыров и другие), а также производители бытовой химии.
Кроме того, сохранить на Украине крупное производство в ракетно-космической, авиационной, судостроительной отраслях, а также в атомном машиностроении и атомной энергетике можно только в тесной кооперации в рамках ЕЭП, считает Косикова.
Среди дополнительных аргументов в пользу ТС и ЕЭП называют также удешевление стоимости импорта российского газа на Украину в два-три раза с нынешних 420 долларов за кубометр. В рамках ЕЭП Украина также могла бы рассчитывать и на более выгодные для себя тарифы на железнодорожные перевозки, указывает экономист в докладе.
А вот для таких отраслей, как автомобильная, азотная промышленность, производство черных металлов и угольная отрасль, выгоды от участия в ТС неоднозначны, замечает Косикова.
Какие отрасли выиграют от ЗСТ с ЕС
А вот создание свободной торговли с ЕС наиболее выгодно только украинской легкой промышленности. Экспорт украинского текстиля, швейной, меховой и обувной продукции в ЕС мог бы вырасти в два раза, посчитали недавно в Международном центре перспективных исследований.
Легкая промышленность выигрывает от ЗСТ с ЕС, потому что многие украинские производители текстиля в большой степени интегрированы в европейские рынки. Поэтому после отмены торговых ограничений их прибыли будут только расти. Однако легкая промышленность производит лишь небольшую долю национального продукта, поэтому ее успех не сильно отразится на всей украинской экономике, отмечал старший аналитик этого центра Александр Жолудь.
Многие же отрасли украинской промышленности не интегрированы с Европой, поэтому они проиграют более высококонкурентным европейским игрокам, продукция которых хлынула бы на Украину после подписания соглашения об ассоциации с ЕС.
Судьба высокотехнологичной продукции Украины оказалась бы под вопросом. В целом половина экспорта Украины приходится на ЕС, а другая половина - на Россию. Это в какой-то мере объясняет метания страны между двумя объединениями в экономическом плане. Но если посмотреть на структуру экспорта, то станет понятно, что преимуществ от интеграции с Россией куда больше. В Европу Украина экспортирует в основном продукцию с низкой добавленной стоимостью, а в Россию - с более высокой: продукцию машиностроения, трубы, металл и химию.
«Евроинтеграция могла бы быть перспективной для промышленности Украины, но при должной работе и внимании Киев может реализовать эти проекты и при российской поддержке», - считает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.
Источник:
vz.ru Газета 1+1