Открытое письмо Путину В.В. сегодня было распространено среди депутатов Верховной Рады Украины
Президенту Российской Федерации
Путину Владимиру Владимировичу
Глубокоуважаемый господин Президент!
Обратиться к Вам с открытым письмом нас побудили негативные тенденции, которые, казалось бы, внезапно обрушили все договоренности, ожидания и планы, призванные обеспечить присоединение Украины к Таможенному союзу.
Отношения между Украиной и Россией, начиная с 1991-го года, не были безоблачными, но оставалась надежда, что наши государства, которые населяют братские народы, тяжело переболев, вернутся на общий созидательный путь. Выбор украинским руководством пути отдаления от России перечеркивает ожидания половины граждан нашей страны.
По этой причине считаем своим долгом обратиться непосредственно к Вам, через головы представителей политического класса наших стран, так как ситуацию еще возможно исправить, но для этого требуется ясно понимать все ее нюансы и действовать решительно, настойчиво и неотвратимо.
Вначале хотелось бы назвать причины, по которым процесс вхождения Украины в Таможенный союз, а значит, экономический союз с Россией, Беларусью и Казахстаном, так внезапно и логически необъяснимо был развернут в противоположную сторону, с трудно прогнозируемыми последствиями. Возможно, эти причины кому-то известны, кто-то о них писал, но, к сожалению, до сих пор не существует достоверного их критического анализа, который был бы в открытом доступе и вскрыл бы подоплеку случившегося.
ЧТО ПОДТОЛКНУЛО УКРАИНСКУЮ ЭЛИТУ СДЕЛАТЬ «ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЫБОР»?
Выбор украинского руководства в пользу Европейского союза - это, главным образом, решение Президента Украины, принятое с учетом рекомендаций его доверенных людей из ближайшего круга и многолетних советников, в том числе, и иностранных. Вступление в Ассоциацию с Евросоюзом - это личное судьбоносное решение Виктора Януковича, основанное на его неуемном желании любыми путями остаться у власти, победив на президентских выборах в 2015-м году. В его ближайшем кругу была принята на вооружение доктрина, что Соглашение об Ассоциации с ЕС поможет Виктору Федоровичу переизбраться на новый срок, а его окружению - остаться у власти. Решающей стала убежденность доверенных аналитиков президента в том, что, выбрав путь в ЕС, Виктор Федорович тем самым выбивает главную карту из рук оппозиции и становится основным «европейским интегратором» в глазах тех миллионов избирателей, которые живут надеждами на присоединение к западному проекту еще со времен далекого 1991 года. Этим надеждам не суждено было сбыться ни двадцать лет назад, ни во времена бесславного правления западной марионетки - президента Ющенко. Янукович же, которого ни Галичина, ни Киев никогда не считали своим президентом, вдруг пристал к европейскому берегу, показав всем скептически настроенным оппозиционерам, что он - единственный сильный государственный деятель, не зависящий от Москвы. Деятель, способный довести до конкретных договоренностей с Западом то, что много лет безуспешно обещали с высоких трибун своим избирателям политики, выражающие интересы антироссийской части Украины.
Это, по мнению консультантов Януковича, должно резко снизить градус противостояния между президентом и оппозицией, а также обеспечить главе государства поддержку и отпущение грехов со стороны Брюсселя и Вашингтона, - все то, что и происходит сегодня в реальности, когда Януковичу, как некогда Ющенко, аплодируют и европейские парламентарии, и руководители Соединенных Штатов Америки.
«Мне известна давно бескорыстная дружба мужская...»
Это ли не подтверждает правильность президентского решения? Глава государства вполне искренне полагает, будто в обмен на «европейский выбор» получит безусловную поддержку западных лидеров и значительно увеличит свой электоральный рейтинг на правобережной Украине, что фактически должно принести ему гарантированную победу на выборах в 2015 году. Записав Януковича и правящую партию в свой «туземный неоколониальный актив», Европа и США вряд ли поспешно бросятся искать ему замену. Именно так рассуждают украинский президент и его ближайшие соратники.
Туземный неоколониальный актив Запада
Виктор Янукович в данный момент абсолютно устраивает Запад, и оттуда не станут раскачивать его режим, который в последние годы подвергается не более чем формально-ритуальной критике из столиц ЕС и США. Замена прозападного политика-неофита Януковича, доказавшего не на словах, а на деле свое умение удовлетворять интересы Западной элиты, на какого-то политика из охвостья Ющенко, требующая крупных затрат и значительных организационных усилий, является логически бессмысленным действием, и Запад его предпринимать не станет. Кроме того, раскачивание режима и подготовка замены Януковичу на заведомо антироссийского руководителя государства из рядов оппозиции грозит Западу немедленной консолидацией сил и возможностей верхушки нынешней власти вокруг России и, соответственно, значительным усилением влияния Москвы на украинскую политику.
В то же время, отказ Януковича участвовать в российском проекте Таможенного Союза и присоединение его к проекту западному, крайне выгодно для Вашингтона и Брюсселя. Это позволит, вслед за пресловутым Соглашением о ЗСТ, легко продавить через украинское руководство многие другие решения, направленные против интересов России. И все это счастье - по «красной цене»: лишь пообещать Виктору Федоровичу второй президентский срок.
Однако, в реальности, грядущие выборы президента Украины в 2015 году вполне могут стать как «пряником» Запада Виктору Януковичу, так и формальным поводом для того, чтобы его потопить. Все будет зависеть от множества неизвестных сегодня внутренних и международных обстоятельств, которые станут очевидными ближе к 2015 году. С другой стороны, в качестве убедительного «кнута», очевидно, служит главная для Януковича и его окружения угроза со стороны Запада: немедленно делегитимизировать «режим», объявив его криминальным и узурпаторским, в случае какого-то серьезного непослушания украинской стороны. Виктор Янукович прекрасно помнит, как это разворачивалось в 2004 году; он сам и был одним из главных объектов, против которых была задействована пропагандистская мощь глобальных СМИ и сокрушительные технологии цветных революций. Ему не приходится сомневаться в том, что в случае его личного отказа следовать в фарватере Евросоюза, Запад способен практически мгновенно превратить его власть и то благополучие, которое зиждется на этой власти, в пыль. В этом случае и его самого, и членов его семьи, и его главных соратников ждет будущее, даже более незавидное, чем нынешняя судьба Тимошенко и ее опальных министров.
В то, что Россия в случае «оранжевой» развязки не даст ему упасть, подставит плечо и возьмет на себя организацию отпора «революционерам», Виктор Федорович попросту не верит. При всей своей многолетней декларативной «пророссийскости» у него, как у главы украинского государства, совершенно нет успешного опыта выстраивания длительных доверительных отношений с российским руководством, основанного на взаимных договоренностях и общих масштабных проектах.
Но даже если бы Янукович не сомневался в поддержке России, он прекрасно понимает, что его режим будет не в состоянии в революционных условиях противостоять оппозиции в Киеве и отстоять столицу. Столица не приемлет Виктора Януковича ни в каком статусе - ни в пророссийском, ни в прозападном. Кроме того, Киев уже давно и безнадежно болен. Город превратился из «матери городов русских» в город, куда съехались многочисленные родственники, подельники и земляки высшего эшелона украинской криминально-политической элиты, а также отпрыски-мажоры региональных начальников. С другой стороны, здесь же сотнями тысяч укоренились «дети независимости» из западных областей Украины, для которых с 1991 года широко распахнули двери столичные вузы и бесчисленные офисы неправительственных организаций.
С третьей же стороны, великое множество бывших и нынешних представителей киевского чиновничьего класса давным-давно прямо или опосредованно участвуют в самых разных проектах Запада за деньги Запада - образовательных, культурологических, научных и псевдонаучных, исследовательских и симулирующих общественно значимую деятельность. Население столицы, в большинстве своем, не желает помнить о своей общей с Россией истории, и не ищет общего будущего в Союзе с русскими и белорусами. Такой Киев хочет жить на Западе, учить своих детей на Западе, отдыхать и развлекаться на Западе.
Сегодняшний Киев - это форпост Запада на рубежах России. Киев скорее напоминает периферийный райцентр Великопольского воеводства, чем столицу суверенного государства Украина. У Януковича нет ни сил, ни возможностей переломить эту ситуацию, а менять свою загородную резиденцию под Киевом пусть на такую же где-нибудь под Харьковом или Донецком он не согласен.
ПОЧЕМУ ВИКТОР ЯНУКОВИЧ УВЕРЕН В СВОЕЙ ПРАВОТЕ?
Главные доводы, которые приводятся лояльным России экспертным сообществом в пользу того, что решение Януковича присоединиться к европейским соглашениям было ошибочным, широко известны и звучат так:
1. Пророссийские аналитики уверены, что национальная украинская экономика понесет значительные невосполнимые убытки от потери российского рынка по многим позициям украинского экспорта, что терминально угрожает политическим интересам президента Януковича.
С подобным утверждением спорить бессмысленно. Национальные интересы Украины пострадают. Но это ни в малой степени не волнует ни главу государства, ни его окружение, ни украинскую либеральную оппозицию.
Во-первых, большинство подвизающихся там политиков просто-напросто не осознают серьезности ситуации. Кроме того, почти все лидеры политических группировок вполне искренне полагают, что убытки на российском поле будут немедленно и с лихвой компенсированы так называемыми «иностранными инвестициями» из Евросоюза.
Во-вторых, экспертное сообщество, на мнение которого опирается российская сторона, выстраивая свою «украинскую политику», по всей видимости, даже и не догадывается, что большинство украинских экономистов не в состоянии адекватно оценить порядок цифр: как грядущего экономического ущерба, так и необходимых капиталовложений для его компенсации в будущем.
Украинское же аналитическое сообщество даже не пытается по-деловому ответить на вполне очевидный вопрос: как могут «иностранные инвестиции» заменить потерю российских рынков сбыта; каким это образом «мокрое» может заменить «соленое»?
Украинское экономическое и политическое сообщество просто-напросто не осознает некоторых элементарных вещей, а именно:
Грядущая потеря для страны экспортной выручки в страны Таможенного Союза, адекватно оцениваемая приблизительно в 10 миллиардов долларов, грозит снижением ВВП Украины не на те самые 10 миллиардов, а с мультипликатором (1,5-2) - на 15, 20 и более миллиардов, а также спровоцирует остановку целых производственных сегментов и смежных отраслей.
Никакие «иностранные инвестиции», сами по себе, поддержать в этих условиях рост украинской экономики не способны, и, тем более, не смогут компенсировать потерю конкретно российских рынков сбыта для украинских предприятий. Реальные «иностранные капиталовложения» (не портфельные спекулятивные инвестиции), в теории, могли бы лишь способствовать созданию в Украине новых предприятий, взамен утративших рынок в России, и потому закрытых. Но для этого потребуются годы, может быть десятилетия. Чтобы выстроить на их месте другие производственные мощности, способные производить новой продукции, взамен невостребованной российским рынком, на те же 10 миллиардов долларов, потребуется в сжатые сроки произвести капиталовложений в основные фонды не менее 100-120 миллиардов.
Но самое печальное для Украины состоит в том, что даже, если бы вдруг, благодаря западноевропейским инвестициям, здесь и появились целые новые отрасли, нет никакой уверенности в том, что для них после пяти лет, пока предприятия будут проектироваться, строиться и вводиться в строй, найдутся какие-то внешние рынки сбыта в сжимающейся мировой экономике.
Попросту говоря, экономический ущерб для Украины от потери российского рынка наступит гарантированно и практически сразу, да и к тому же, будет все время нарастать, в то время как компенсация этого ущерба возможна лишь через многие годы, да и то - лишь частичная, и только в теории.
Постепенное и неумолимое замерзание украинской экономики
Ну и, наконец, пониманию украинской политической массовки недоступна истинная цель Евросоюза: целенаправленно лишить страну остатков перерабатывающей промышленности и освободить украинский рынок для продукции европейских и транснациональных структур. Обсуждение этой темы репрессивно табуировано и в научном, и в политическом обороте.
Выводы, которые должна сделать российская сторона, вполне очевидны:
Первое. Среди ведущих украинских «экономических светил», мнению которых доверяют и провластная, и оппозиционные группировки, уже давно нет людей, которые ясно отдают себе отчет, в каком состоянии реально пребывает украинская экономика. С этими людьми российскому руководству бессмысленно вести диалог при помощи рациональных экономических аргументов и логики. Если из Брюсселя прозвучало «придут инвестиции», то украинский экономист или политик никогда не поставит этого под сомнение. Российские эксперты могут еще десять лет метать бисер, доказывая украинской стороне, что никакого свободного инвестиционного ресурса в требуемом количестве Евросоюз не имеет, и, тем более, что на падающем европейском рынке не осталось места для продукции украинских предприятий. В украинских верхах мало кто способен оценить российские аргументы, если бы даже и захотел.
Второе. Украинская государственная элита не является таковой де-факто, в традиционном международно-правовом понимании, а потому ее и не волнуют национальные и государственные интересы Украины, на которые делает упор российская сторона, рекламируя преимущества и выгоды Таможенного Союза.
Руководители ведущих государственных институтов и лидеры главных политических партий Украины - это представители организованных преступных группировок, получившие формальное международное признание, едва ли не впервые в мировой истории, именно в статусе, фигурально выражаясь, «действующих уголовных авторитетов» и их подручных? А ведь ведущие украинские политики, даже в статусе «международно-признанных государственных деятелей», главным делом своей жизни все равно продолжают считать принудительный отъем чужой собственности, именуемый в народе «гопстоп»!
Украина - это клочок абстинентной территории с населением, изнуренным и потерявшим интерес к разумной созидательной жизни, во главе которого удобно воцарилась правящая криминально-политическая группировка, эксцентричная и отпетая даже по меркам постмодерна; неспособная, к тому же, создать хотя бы упрощенное подобие каких-то реально суверенных государственных институтов.
Украина - это территория, которая никем не управляется, в общепринятом смысле, а безостановочно разграбляется сотнями организованных воровских конгломераций, намертво интегрированных во властные структуры.
Независимое государство Украина - это формально суверенная «вертикально-интегрированная воровская малина», которая, к тому же, по какому-то историческому недоразумению является членом ООН.
У украинского руководства имеются исключительно личные и корпоративные коммерческие интересы, и оно будет их защищать как политическими, так и международно-правовыми инструментами. В геополитике и геоэкономике украинские лидеры не сильны, а потому никаких таких интересов в этих сферах они не имеют, если те не связаны с их личными коммерческими интересами. Педалирование Россией высоких геополитических и исторических материй в диалоге с Украиной вызывает лишь справедливое раздражение украинского руководства, традиционно не могущего взять в толк, о чем собственно ведет речь российская сторона.
Когда советник Президента России по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев берется утверждать, что аргументы российской стороны на украинскую не подействовали, он, вероятно, подразумевает, что эти аргументы все-таки были услышаны украинской стороной. Но, по нашему твердому убеждению, аргументы, которые приводила Российская Федерация, никогда не были аргументами в понимании руководства и элиты Украины. Они живут в ином измерении и принимают решения, руководствуясь исключительно личной выгодой. Попытки же апеллировать к экономическим интересам государства, - что для Сергея Глазьева является само собою разумеющимся, - оказались бессмысленными, поскольку то, что для одной стороны - аргумент, для другой - китайская грамота.
Что русскому хорошо, то немцу - смерть
Мораль украинского президента и его «однополчан» зиждется на том, что эти люди спокойно приносят в жертву половину украинской промышленности, и, не моргнув глазом, готовы кратно обвалить уровень жизни десятков миллионов рядовых украинских граждан, если это поможет лично главе государства защитить собственные коммерческие интересы и легализоваться на Западе.
2. Многие российские наблюдатели уверены, что избиратели, ориентированные на союз с Россией, не придут голосовать за Януковича, либо проголосуют против него в 2015-м году.
Данный довод мы считаем ошибочным, а значит, и расчет на него был ошибкой. В 2015-м году главным конкурентом действующего Президента с огромной долей вероятности будет боксер Виталий Кличко, который, с помощью судебного решения, может быть не допущен к выборам как не проживающий постоянно в течение 10-ти последних лет на территории Украины. Это в случае, если к тому времени он действительно будет представлять угрозу второму сроку Виктора Федоровича. Запад с большой долей вероятности не будет проявлять особой заинтересованности в смене власти, если ему удастся шаг за шагом затягивать Януковича на свою орбиту.
Что же до успешной мобилизации «своего» электората, здесь планируется во всю мощь задействовать технологию, когда не проголосовать за действующего президента - это дать победить фашистам из националистических партий. Это противостояние - «фашизм» против «европейского пути» - будет выведено как самое главное для общества. Выбор - «Россия или Запад» - будет просто-напросто удален из национального политического дискурса на выборах 2015 года!
3. Россияне полагают, что украинский избиратель в промышленных районах Востока и Юга страны пострадает в результате падения производства - из-за замораживания проектов с Россией, эмбарго и/или повышения таможенных тарифов российской стороной - и будет настроен негативно по отношению к нынешней украинской власти, допустившей по политическим мотивам разрыв торговых и производственных отношений с РФ.
Это не совсем так. Те, кто рассчитывает на это, как на панацею, допускают ошибку. Угасание промышленных регионов на Украине происходит уже много лет, начиная с 1991 года; продолжается оно и сейчас. Но почти никто в украинских верхах не допускает, что в результате российских санкций произойдут внезапные масштабные остановки десятков и сотен крупных предприятий, что могло бы резко обрушить экономику промышленных районов.
Угасание территорий в результате закрытия производств - процесс инерционный, хронический и достаточно растянутый во времени. Он действует на социум разрушительно и неумолимо, но внешне как бы и не очень заметно, особенно на коротких временных промежутках. Поэтому правящая элита небезосновательно надеется, что повышение таможенных тарифов со стороны стран ТС не грозит украинской власти немедленной техногенной и финансовой катастрофой, а лишь несколько усугубит скорость экономического спада на Украине. Опираясь на такую логику, президентское окружение полагает, что и ответная реакция общества станет не мгновенной вспышкой, а растянутым во времени тлением. Фактор времени, к тому же, оставляет возможность для правящей группировки манипулировать общественным сознанием при помощи украинских СМИ, подавляющее большинство которых ориентированы на Запад и поддерживаются Западом. Безусловно и очевидно, что виновниками социальных проблем, которые обрушатся на головы украинских граждан де-факто стараниями Евросоюза и украинского политического руководства, будут объявлены Россия и страны Таможенного Союза, будто бы поступившие с Украиной «не по-братски». Это станет, кроме всего прочего, крупным рекламным козырем на много лет вперед для украинских властей, которые смогут объяснять все свои экономические провалы и просчеты происками России.
В то, что Российская Федерация, в ответ на присоединение Украины к Зоне свободной торговли (ЗСТ) с ЕС, объявит реальное торговое эмбарго или такое повышение таможенных тарифов, которое вызовет последствия для Украины, равнозначные эмбарго, украинская сторона всерьез не верит. Не верит, поскольку полагается на ВТО, Европарламент, Еврокомиссию и прочие западные структуры, которые, по мнению украинской стороны, обязаны вмешаться в такой конфликт на стороне Украины и принудить Россию отказаться от своей политики.
Но президентские выборы - уже через два года, а умирание промышленности и социальной сферы - процесс длительный, который, к тому же, можно частично сглаживать на самых острых пиках при помощи небольших западных вливаний. А если даже где-то на Донбассе, под Харьковом или в Николаеве население и почувствует явные негативные последствия «европейских соглашений», то ему не на кого будет опереться, и голос его не будет услышан и подхвачен, так как на Украине практически не осталось ни одного пророссийского стратегического субъекта политического действия. Любая попытка какой-либо политической или общественной группы политически организовать этих людей, открыто выразить их интересы, апеллировать к электорату Востока, Юга и, отчасти, Центра Украины, будет жестоко подавляться - и на уровне центральном, и на уровне местном. Разумеется, телевидение, пресса и, конечно же, «свободный мир», будут на стороне подавляющих, что мы сегодня наблюдаем на частном примере запрета народного референдума о присоединении Украины к Таможенному Союзу, который инициирует КПУ.
Выбрав путь на подписание соглашения с ЕС, Виктор Федорович сделал по-своему вполне разумный, с точки зрения его личных интересов, адекватный и логичный выбор, который оставляет ему и его ближайшему окружению неплохой шанс оставаться верховной властью Украины и после 2015-го года.
Читать продолжение -
http://gazeta1plus1.livejournal.com/909774.html Источник:
oko-planet.su Газета 1+1