Готовясь к такому развитию событий, Россия усиливает свое военное присутствие вблизи афганских границ.
Россия готовится к выводу коалиционных войск из Афганистана, который состоится в будущем году. Очевидно, что когда это случится, напряженность на таджико-афганской границе возрастет. Талибы в Афганистане никуда не делись, только временно уменьшили масштабы своей деятельности, но все еще впереди. Похоже, это несостоявшееся государство еще долго будет оставаться головной болью для своих соседей, а также тех стран, куда идет мощный трафик афганских наркотиков.
В минувшую субботу министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил, что находящаяся в Таджикистане 201-я российская военная база перешла с бригадной на дивизионную структуру, что позволяет увеличить численность военнослужащих более чем в три раза. Через полгода, к моменту вывода из Афганистана сил НАТО, база будет укомплектована «на 100%, в том числе новейшими образцами вооружения и военной техники», пообещал министр, которого цитирует «Независимая газета».
«Мы перевели 201-ю базу в Таджикистане на дивизионную структуру. Мы к декабрю укомплектуем эту дивизию примерно на 80%, и к моменту выборов в Афганистане и вывода оттуда сил укомплектуемся там на 100%, в том числе новейшими образцами вооружения и военной техники», - заявил министр, добавив, что будут продолжаться поставки вооружения в Киргизию и Таджикистан, как предусмотрено утвержденной ранее программой. «База в Канте. Мы добавляем туда и вертолеты, и самолеты, она расширяется и будет в том числе применяться для работы в горах», - сказал Шойгу.
Ранее министр заявлял, что на перевооружение армии Таджикистана из российских источников может быть выделено 150-200 миллионов долларов до 2025 года. Также он говорил, что поставки вооружения в Киргизию начнутся уже в конце 2013 года, а не в 2014 году, как планировалось изначально.
Россия продолжает наращивать свое военное присутствие в Центрально-Азиатском регионе по нескольким направлениям. Президент Владимир Путин внес на ратификацию в Госдуму российско-казахстанское соглашение о Единой региональной системе противовоздушной обороны (ЕРС ПВО) двух стран. Командование ЕРС ПВО будет размещаться в Алма-Ате. Этот шаг преследует цель «укрепить государственные границы России и Казахстана в воздушном пространстве». В мирное время силы ПВО станут подчиняться национальным командованиям, а в военное «будут действовать по единому замыслу и плану».
Центральноазиатским странам военное сотрудничество с Россией выгодно. В случае с Казахстаном Соглашение по ПРО дает возможность покупать у РФ зенитно-ракетные системы по льготным ценам. Кроме того, значительные ресурсы ПВО России будут задействованы в общих целях на безвозмездной основе. Тем не менее, Астана пока воздерживается от ратификации соглашения. Вероятно, данный вопрос будет обсуждаться на сегодняшней встрече Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева в Екатеринбурге. Они должны подписать договор между двумя странами о добрососедстве и союзничестве в ХХI веке.
Возможно, президент Казахстана станет просить ускорить поставки в Казахстан зенитно-ракетных комплексов С-400. Переговоры об этом ведутся с 2008 года, но поставок нет до сих пор. Ратификация Астаной Соглашения по ЕРС ПВО, видимо, способна разрешить этот вопрос.
Примерно в этом же русле шли переговоры с Таджикистаном о продлении сроков пребывания 201-й базы. Все вопросы утряслись после предоставления республике ряда преференций.
Теперь в Душанбе, Кулябе и Курган-Тюбе будут воссозданы мотострелковые полки, проведено их перевооружение более современной техникой, а вооружения и боекомплекты, которые находятся сейчас на базе, безвозмездно передадут таджикистанской армии. Остаточная стоимость этого имущества оценивается в 150-200 миллионов долларов, плюс еще примерно столько же Россия может выделить Таджикистану на перевооружение армии в ближайшие десять лет.
В ожидании ухода натовцев из Афганистана 201-я база перемещается ближе к границе. Ссылаясь на источник в Минобороны, газета сообщает, что обустройство военной инфраструктуры на новом месте начнется с нового года. Такое требование содержится в соглашении о статусе российской базы, которое недавно ратифицировало руководство Таджикистана.
Новые военные городки вне пределов «административно-территориальных границ городов Курган-Тюбе и Куляб Хатлонской области Республики Таджикистан должны быть построены в течение пяти лет». По сообщению из Душанбе, военная инфраструктура в Кулябе будет передислоцирована поближе к афганско-таджикской границе.
Также запланированы расходы на совершенствование военного аэродрома Айни. Правда, соглашение по нему еще не подписано, поскольку не закончены переговоры об условиях. Не сумев взять арендную плату за 201-ю базу, Душанбе хотел бы получать ее за аэродром, причем немаленькую.
Напомним, что переговоры о судьбе 201-й базы тянулись с 2008 года. В сентябре 2011 года президент Таджикистана Эмомали Рахмон пообещал тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву заключить соглашение о продлении не позднее апреля следующего года, но диалог вновь затянулся. Летом прошлого года российский Генштаб даже обвинил Таджикистан в выдвижении «совершенно невыполнимых требований», которые заключались, по некоторым данным, в требовании 250 миллионов долларов в год.
Противоречия смог снять только визит Путина. В его ходе арендную плату заменили перевооружением, и Москва пошла навстречу Душанбе еще по трем вопросам: о введении льготного режима для таджикских мигрантов, об отмене экспортных таможенных пошлин на поставки в Таджикистан нефтепродуктов и о возможных инвестициях в строительство малых и средних ГЭС на реках Таджикистана. О больших ГЭС речи не идет, поскольку за достройку Рогунской ГЭС Узбекистан грозит Таджикистану войной и России вмешиваться сюда не с руки.
Аналитики отмечают, что Рахмон, переизбравшийся на прошлой неделе на новый семилетний президентский срок (по Конституции, последний для него), умышленно затянул решение по 201-й базе, чтобы лишить Москву возможности даже символически поддержать оппозиционных депутатов. В итоге 6 ноября он получил типичный центральноазиатский результат - 83,6% голосов избирателей при явке 86,6%. Несмотря на это, аналитики предрекают ему тяжелый для него и страны президентский срок.
Напомним, что Эмомали Рахмон руководит Таджикистаном с ноября 1994 года и останется президентом до 2020 года. В июне 2003 года в Конституцию Таджикистана были внесены поправки, которые позволили главе государства баллотироваться на высший государственный пост еще дважды сроком по семь лет. В 2006 году Рахмон выиграл выборы в первом туре, набрав 79,3% голосов избирателей, в этом году его результат улучшился.
Председатель Социал-демократической партии Таджикистана (СДПТ) Рахматилло Зойиров заявил: «Эмомали Рахмон вступил в самый тяжелый для себя период за все время президентства... Это очевидный период неконституционного пребывания его у власти. Кроме того, страна находится не только в условиях системного, но и конституционного кризиса. Уже эта зима доведет население до отчаяния, и к весне у президента будет самый низкий рейтинг за все время пребывания у власти. Этот срок будет тяжелым не только для Рахмона, но и для Таджикистана в целом».
Источник:
km.ru Газета 1+1