В последние годы между Анкарой и Вашингтоном по любому удобному и неудобному поводу возникает напряжённость. К примеру, Р. Т. Эрдоган считает Асада чем-то средним между убийцей и мясником, а вот США вовсе не горят желанием отдемократизировать Сирию «Томагавками». Или возьмём курдский вопрос: Анкара выступает против независимости этого народа, своей государственности не имеющего, а Белый дом не очень-то возражает насчёт свободного демократического Курдистана. Имеются и другие расхождения: во время короткой войны Грузии с Россией 2008 года турецкое правительство не поддержало точку зрения США на конфликт. Далее, у Анкары вовсе не такие тёплые отношения с Тель-Авивом, каких желал бы израильский союзник Вашингтон. Наконец, недавно турки решили вооружиться двенадцатью китайскими ЗРК - и не просто китайскими, но теми, что находятся под американскими санкциями. Короче говоря, если взглянуть на Турцию из Овального кабинета, то станет ясно: Турция не что-то делает неправильно - она неверно делает решительно всё.
Турция и Америка: нашла коса на камень
Месяц тому назад АРМС-ТАСС, сославшись на еженедельник «Джейнс дифенс уикли», передало из Лондона следующее сообщение. Реализуя национальную программу создания системы ПВО «T-Loramids», Турция будет сотрудничать с китайской экспортно-импортной корпорацией высокоточного машиностроения CPMIEC (China Precision Machinery Import Export Corporation). Против последней действуют санкции США, связанные с нарушением запрета на распространение оружия в Иране, КНДР и Сирии. Решение о сотрудничестве с китайцами было принято в Турции 26 сентября на заседании исполнительного комитета подкомитета оборонной промышленности Турции под председательством Эрдогана.
Сообщалось, что Турция предпочла китайского производителя европейским и американским конкурентам. ЗРК HQ-9 оказался более дешёвым. 12 пусковых установок HQ-9 обойдутся Анкаре в сумму около 3 млрд. долларов.
С китайским HQ-9 конкурировали американские ЗРК «Patriot» и французские SAMP/T от «Eurosam». Конкурентом CPMIEC были и оборонные предприятия из России - с ЗРК С-300. В тендере победил китайский HQ-9 (международное обозначение FD-2000), представляющий собой не что иное, как видоизменённую копию российского C-300П. Китайцы взяли, как обычно, ценой: CPMIEC уменьшила стоимость своего ЗРК до 3 млрд. долл., а остальные участники тендера запросили чуть более четырёх миллиардов. Кроме того, китайцы собрались развернуть совместное производство на территории Турции.
Таким образом, CPMIEC обошла «Рособоронэкспорт», консорциум «Raytheon» - «Lockheed Martin» и европейскую компанию «Eurosam». Кстати, тендер этот шёл долго - аж с 2007 года. Так что решение Анкары необдуманным или поспешным не назовёшь.
Эксперт ИА «REGNUM» Давид Арутюнов указывает, что китайская система в технологическом отношении, вероятно, уступает и американскому, и российскому аналогам - тем паче, что в значительной степени разработана на базе российских систем С-300, в своё время поставлявшихся в КНР.
На решение Турции негативно отреагировал Белый дом. Как пишет эксперт, ссылаясь на «Today's Zaman», Вашингтон «очень недоволен» турецким решением. Неназванный источник издания отметил, что Барак Обама дважды поднимал этот вопрос в ходе встреч с премьер-министром Турции, напоминая ему о проблемах с совместимостью, которые возникнут в случае выбора производителя из страны, не входящей в НАТО.
Дипломатические же источники НАТО, отмечает далее аналитик, практически исключили возможность взаимодействия между системами ПВО блока, развернутыми в Турции, и китайскими комплексами.
Раздражение Вашингтона было вызвано также и тем, что CPMIEC в феврале 2013 года была внесена США в санкционный список за сотрудничество с Ираном, Сирией и КНДР.
Что касается выгод от сотрудничества с китайцами, то «Today's Zaman» выделяет не только миллиард долларов разницы в цене и привлекательные условия передачи технологий. Ещё одним китайским плюсом для Анкары стала возможность новых инвестиций из Поднебесной в рамках поставок указанных ЗРК. Дело в том, что китайское предложение предусматривает крупные вложения в создание технопарка в Стамбуле.
Д. Арутюнов полагает, что решение Анкары по зенитно-ракетному тендеру - посыл сигнала не столько США, сколько ЕС. С Евросоюзом у турок тоже серьёзное охлаждение - из-за протестов по поводу парка Гези. Аналитик приводит слова советника премьер-министра Турции Йигита Булута, который призвал Анкару стремиться к лидерству на Ближнем Востоке и Средней Азии, а также «избавиться от сценариев Европейского Союза», который скоро распадётся.
Что касается сирийского вопроса, упомянутого выше, то Турция, теперь дистанцирующаяся от Запада, может занять более реалистичную позицию по Сирии. Как полагает эксперт, внешняя политика Турции, похоже, вступает в «период маневрирования между глобальными и региональными центрами силы», что подтверждается итогами тендера по ЗРК.
Что касается технологических последствий, то не исключено введение США ограничений на передачу Турции военных технологий. Проникновение Пекина в ВПК Турции беспокоит США, считает эксперт.
Станислав Борзяков (газета «Взгляд») приводит слова турецкого вице-премьера Бюлента Аринка, заметившего, что Турция «не имеет никаких обязательств в части выполнения санкций, введённых другими странами», и «любые решения должна принимать на основе собственных национальных интересов».
Что до китайцев, то те просят не политизировать «нормальную торговую конкуренцию». «Сотрудничество между китайской фирмой и Турцией - это нормальная военная кооперация между двумя странами», - сказала пресс-секретарь китайского МИДа Хуа Чуньин.
Копирование С-300 и вообще самого разного вооружения, добавим от себя, китайцы тоже, вероятно, относят к нормальному способу ведения дел. Кооперация такая военная, да… Но вернёмся к теме.
На самом деле с тендером не всё ясно. Китайцы пока ещё не начали сотрудничать с турками. С. Борзяков отмечает, что Абдулла Гюль (президент Турции) заявил, что подписание контракта с CPMIEC в ближайшее время не планируется и что эта «компания является всего лишь лидером короткого списка претендентов в тендере».
Президент также заметил, что Турция - член НАТО и обязана учитывать интересы альянса.
Всё это смахивает на отступление перед дипломатическим натиском американцев. Вашингтон желал бы поставить Турции «Пэтриоты», загрузить работой своих безработных, наполнить бюджет и заодно сохранить совместимость систем НАТО.
Но президент в Турции - фигура номинальная. Заявление его, пишет аналитик, можно трактовать в пользу «конспирологической версии». Информацию о победе на тендере китайцев турецкая сторона могла вбросить, дабы проследить затем реакцию и убедить других игроков снизить цену ЗРК.
С этим можно было бы согласиться, заметим, если бы китайцы не предложили Анкаре другие выгодные условия, перечисленные выше. К тому же никто из конкурентов CPMIEC цену на миллиард долларов не снизит. Такими величинами в сторону понижения способны оперировать лишь китайцы. Досада же Эрдогана на то, что Белый дом уклонился от бомбёжки Асада, а Асад умело разыграл курдскую карту, настолько велика, что флюгер Анкары вполне мог повернуться к Поднебесной. Да и вообще последние азиатские новости вокруг Турции не исчерпываются одним только тендером по ЗРК.
На днях на саммите в Минске Турция попросилась в… Таможенный союз. А если точнее, то принять эту страну в ТС предложил президент Казахстана.
«Президент Турции обратился ко мне с просьбой вступить в наш Таможенный союз. Давайте и примем Турцию», - цитирует слова Нурсултана Назарбаева, сказанные им на заседании Высшего евразийского экономического совета, РИА «Новости».
«Может, Турцию принять, большая страна, и разговор закончится», - предложил Назарбаев президентам России и Белоруссии.
Вступление Турции в ТС, по словам казахстанского президента, помогло бы раз и навсегда пресечь слухи о том, что под видом Таможенного союза идет возрождение СССР.
Итак, сенсация. Получается, Турция заявила о новом геополитическом векторе - как на саммите в Минске, так и в случае с китайскими ЗРК. Вектор этот - определённо азиатский. Неслучайно и само обращение к Назарбаеву.
Станислав Тарасов («Голос России») справедливо замечает, что озвучивание желания Анкары президентом Назарбаевым именно сейчас - не случайно. Ведь на днях ЕС объявил о намерении возобновить переговоры о вступлении Турции в свой состав, чтобы, как заявили участники Совета постоянных представителей 28 стран Евросоюза на встрече в Люксембурге, «подтолкнуть Турцию к строительству демократии».
И это, добавим от себя, означает, что Европа не столько зазывает Анкару в союз, сколько пока указывает Турции, как ей себя вести и что делать. Подтолкнуть!
Недавно, после подавления акций протеста в Анкаре, процесс переговоров о приёме Турции в ЕС был приостановлен. В ответ Анкара делала заявления о своём разочаровании Европой. Говорилось и о том, что Турция может использовать альтернативные варианты для интеграции, отмечает С. Тарасов.
И если Турция убедится в том, что Европа не желает видеть её в качестве полноценного члена союза, она может вполне серьёзно задуматься о вступлении в ТС.
Таким образом, двойной азиатский поворот Турции (пусть даже он вброшен в медийное пространство «на пробу») должен много сказать как Евросоюзу, так и американской администрации, ныне проводящей крайне нетвёрдую политику на Ближнем Востоке.
Есть и ещё один нюанс, о котором не написали аналитики и эксперты. Экономикам Китая и России уже давно предсказывают то рецессию, то спад, то какой-нибудь внезапный кризис, но в реальности пока дело обстоит иначе: кризис доедает не Поднебесную и не Москву, а Запад (в том числе страны НАТО, у которых на военные программы уже нет денег). Россия и Турция, Турция и Казахстан готовы наращивать взаимный торговый оборот, о чём не раз заявлялось на самом высоком уровне. Про Китай и говорить не надо: тот рвётся в лидеры мировой экономики, и игнорировать это было бы глупо. Кроме того, проамериканский курс Турции давно подвергается критике на родине Эрдогана, и премьер, собирающийся баллотироваться на пост президента, не может этого не учитывать.
Вот такие геополитические выверты мы сегодня наблюдаем в меняющемся мире. То Анкара принудительно посадит и обыщет самолёт, летящий из России в Сирию, а то в Таможенный союз попросится… Осталось ей - на пару с Катаром - ещё объявить себя носительницей миротворческой миссии в Сирии, и СМИ вновь получат повод для сенсации.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
Источник:
topwar.ru Газета 1+1