В правильном воспитании подрастающего поколения важным подспорьем могут стать видеоигры, решили в Минкульте. С этой целью ведомство вместе с Минпромторгом и российскими мультипликаторами будет создавать патриотичные отечественные видеоигры, а также отсеивать иностранные игры, в которых будут обнаружены дискредитация национальных образов и отсутствие исторической достоверности.
- Главное, чего мы ждем от производителей игр, - это реалистично и с максимальной исторической достоверностью отражать события, не допуская создания негативного образа русского воина. Игра должна нести не только развлекательную, но и познавательную функцию, способствовать военно-патриотическому воспитанию, - рассказал помощник министра культуры Арсений Миронов.
Куратором проекта патриотичных видеоигр станет Российское военно-историческое общество (РВИО), возглавляемое главой Минкультуры Владимиром Мединским. В научном секторе РВИО уже разработан пилотный проект программы. Им станет компьютерная игра, рассказывающая о зарождении русской авиации в период Первой мировой войны.
- В настоящее время мы ведем переговоры с крупными российскими разработчиками компьютерных игр о выпуске этой игры в 2014 году. Она будет отражать события Первой мировой войны, 100-летие начала которой будет отмечаться в будущем году. К этой дате и приурочат массовый выпуск этой видеоигры, - рассказывает главный специалист научного сектора РВИО Константин Пахалюк.
Проект станет пилотным для целой серии видеоигр патриотической направленности. В соответствии со «Стратегией развития индустрии детских товаров» получить грант в открытом конкурсе на создание такой игры сможет любая отечественная компания, проект которой будет отвечать заданным Минкультуры критериям. Основными требованиями станут соблюдение исторической правды в деталях и популяризация положительного национального культурного образа.
Также Министерство культуры займется отбором ввозимых иностранных игр. Ведомство не устраивает то, что, по мнению его чиновников, большинство попадающих в страну видеоигр военной тематики дискредитирует образ российского солдата и не отвечает исторической правде. В частности, недавно появившаяся в РФ шведская игра Company of Heroes представила участника Великой Отечественной войны в образе уголовника, который бегает с гранатометом и сжигает дома мирных граждан. Игра даже не была переведена на русский, однако быстро приобрела популярность среди наших подростков.
В комитете Госдумы по образованию идею поддерживают.
- У нас есть прекрасные примеры отечественной доблести и отваги. Например, Добрыня Никитич, Илья Муромец, знаменитые битвы - Куликовская и другие. Об этом современные дети знают меньше, и было бы правильно заполнить пробелы в их знании отечественной истории хотя бы через видеоигры, - отмечает зампред комитета Госдумы по образованию Надежда Шайденко.
Однако в комитете по вопросам семьи, женщин и детей в просветительском потенциале видеоигр усомнились. Зампред комитета Ольга Баталина считает, что идея популяризации истории через игры правильная, но внимание ребенка может быть сосредоточено не на восприятии исторических деталей, а на супервозможностях своего героя, что минимизирует образовательный эффект.
- Это очень непростая задача даже для специалистов - придумать, как учить истории подростков через гаджеты. Вот для детей дошкольного возраста сейчас существуют и более доступные формы интерактивных игр, качественно выполняющие образовательную функцию. Это различные считалки, писалки, анимированный алфавит, - говорит Баталина.
По мнению детских психиатров и психологов, видеоигры давно должны быть на контроле у органов образования.
- Практика показывает, что любая деталь, переданная в интересной, ролевой и демократичной форме через проигранный несколько раз эпизод, пластичной психикой ребенка воспринимается как неоспоримая истина. Таким образом, ребенку нередко внушаются ложные истины. Например, юные поклонники фильма «Перл-Харбор» считают, что войну выиграли американцы. Контроль обязательно нужен как государственный, так и родительский, - рассказывает подростковый психолог Анфиса Калистратова.
Видеоигры в России никогда ранее не наделялись образовательной функцией. Как продукт индустрии развлечений они получили широкое распространение в конце 1990-х, и с каждым годом их популярность растет. По данным на 2012 год ими увлекались около 40 млн россиян, а рыночный оборот превышал сумму в $1 млрд.
Елена Малай
Источник:
izvestia.ru Газета 1+1