БАМ и Транссиб будут модернизировать по самому малозатратному сценарию

Jul 27, 2013 12:44



На модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей потребуется 562 млрд рублей до 2018 года. Из бюджета выделят 110 млрд рублей, из ФНБ - 150 млрд рублей, остальные даст РЖД. Это самый малозатратный сценарий реконструкции магистралей. По максимуму надо вдвое больше. Президент же призвал частных инвесторов участвовать в стройках века.

На модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в облей сложности потребуется 562 млрд рублей до 2018 года, сообщил министр транспорта Максим Соколов.

«Была сделана глубокая проработка, и оптимальный вариант реализации этого проекта вышел на сумму 562 миллиарда рублей, которые обеспечат увеличение пропускной способности российских железных дорог на Восточном полигоне на 55 миллионов тонн грузов в год», - рассказал Соколов по итогам совещания у президента РФ Владимира Путина по модернизации железных дорог, передает Бизнес-ТАСС.
Соколов уточнил, что примерно одна треть денег понадобится на модернизацию Транссиба и две трети - на Байкало-Амурскую магистраль. Он пояснил, что это объясняется одноколейным путем на участках БАМа, незавершенностью его электрификации.

Интересно, что ранее в РЖД подсчитывали, что на реконструкцию БАМа и Транссиба по-максимальному сценарию потребуется не менее 918 млрд рублей до 2020 года. Основная часть этих денег - 737 млрд рублей - должна была пойти на увеличение пропускной способности БАМа, а остальные 181 млрд рублей - на реконструкцию Транссиба. Причем, бывший глава МЭР Андрей Белоусов также оценивал проект развития двух железнодорожных магистралей почти в 1 трлн рублей.

А вот затраты в 562 млрд рублей на эти магистрали - это была оценка РЖД по самому консервативному сценарию развития и обновления инфраструктуры Дальневосточного региона. Об этом говорилось в Генеральной схеме развития сети железных дорог до 2020 года. Таким образом, государство утвердило самый малозатратный сценарий реконструкции БАМа и Транссиба.

По словам Соколова, 300 млрд рублей из этой общей суммы в 562 млрд рублей будут направлены в рамках инвестпрограммы РЖД, 110 млрд - в виде прямых бюджетных инвестиций и еще 150 млрд будут выделены «на возвратной и платной основе» из Фонда национального благосостояния. Министр уточнил, что средства ФНБ планируется привлекать по 50 млрд рублей в год в 2014-2016 годах.

После модернизации магистралей грузопоток по Транссибу и БАМу увеличится минимум на 55 млн тонн в год: с нынешних 110 млн тонн до 165 млн тонн, ожидает министр. «Сейчас недозагруженности БАМа и Транссиба нет, они работают с полной нагрузкой», - сказал Соколов.

При этом, по его оценке, «риск перевложиться практически отсутствует, поскольку имеется грузовая база». Он считает, что загрузку Транссиба можно вполне увеличить даже на 70 млн тонн в год до 2018-2020 года, потому что по новому трубопроводу на Дальнем Востоке потребуется поставлять еще 15 млн тонн топлива дополнительно.
Ранее глава РЖД Владимир Якунин также обещал, что вложения в Транссиб помогут увеличить также скорость движения пассажирских и грузовых поездов по ней. Ежедневно по отдельных участкам дороги будет курсировать более 100 пар поездов, а до 2015 году компания сможет предложить перевозку контейнеров по Транссибу в течение семи суток вместо нынешних восьми. Маршрутная скорость составит порядка 1,2 тыс. километров в сутки.

Несмотря на то, что необходимые средства на проекты века были найдены, президент Владимир Путин на совещании призвал активно привлекать частных инвесторов в него.

«Для реализации проекта нужны строгий бизнес-план и реалистичная финансово-экономическая модель. Очевидно, что амбициозные планы обновления Транссиба и БАМа потребуют не только значительных государственных инвестиций, но и массового притока частного капитала. Как я уже говорил, одна из наших главных задач - привлечь инвесторов в крупные инфраструктурные проекты», - указал президент РФ.

По его словам, чтобы инвесторы приняли такое решение, они должны знать ключевые параметры этих проектов: ожидаемый операционный поток, объем и источники финансирования, условия привлечения средства, в том числе из ФНБ.

Президент также предложил привлечь к работе по модернизации Транссиба и БАМа независимого финансового консультанта, чтобы «детально структурировать организационную схему модернизации», «внимательно просчитать окупаемость проекта, возвратность инвестиций и сроки их возврата». Кроме того, президент поручил подготовить актуализованную схему развития двух железнодорожных магистралей и сопутствующей инфраструктуры.

Глава Минтранса ответил, что проект модернизации БАМа и Транссиба будет подготовлен к 1 января 2014 года.

Между тем, в РЖД отмечали, что проекты развития БАМа и Транссиба неокупаемы, поэтому непонятно, как частные инвесторы будут возвращать вложенные инвестиции. Ранее назывался срок окупаемости двух магистралей в 55 лет, что явно непривлекательно для бизнеса. Премьер-министр Дмитрий Медведев ранее поручал правительству подумать над заключением концессионных соглашений на строительство отдельных участков железнодорожной инфраструктуры.

«Если не будет гарантирован возврат на капитал, то проекты с таким большим сроком окупаемости могут быть интересны только сырьевым компаниям из горнодобывающей отрасли. Их интерес будет заключаться не только в возможности использовать инфраструктуру, но в расчете на дополнительную прибыль от развития месторождений, которые находятся рядом с БАМом и Транссибом», - говорит газете ВЗГЛЯД отраслевой эксперт БКС Игорь Краевский.

«Существенно расширить круг потенциальных инвесторов можно, если инвестор будет понимать, какой возврат на вложенный капитал он получит, и если государство гарантирует это. В частности, можно ввести сетевые контракты. Это как RAP-регулирование в электроэнергетике, когда тариф перевозок формируется исходя из доходности и объема инвестиций, вложенных в конкретный отрезок пути», - считает эксперт.

«Например, банк размещает длинные деньги в конкретный участок железной дороги. Соответственно, на этом участке тариф будет выше за счет этих инвестиций. Понятно, что все это должно быть увязано с пользователями инфраструктуры, потому что если тариф будет очень высоким, то никто не будет возить грузы», - добавляет Краевский.

«Интерес могут проявить консорциумы, состоящие из инвесторов, которые потом будут пользоваться новой инфраструктурой, и из финансовых институтов, которым вложения будут интересны за счет гарантированного возврата», - говорит он.

Источник: vz.ru

Газета 1+1

Транссибирская магистраль, Модернизация

Previous post Next post
Up