Прошлый год был знаменательным для России: в стране практически прекратилась естественная убыль населения. Разница между смертностью и рождаемостью снизилась до двух с половиной тысяч человек, хотя ещё в 2011 году эта величина составляла 130 тысяч, а десятилетием раньше приближалась к миллиону. Это явление позволило говорить об окончании «эпохи Русского Креста» (понятие «Русский Крест» возникло, когда растущая кривая смертности в Российской Федерации пересеклась на демографических графиках с падающей кривой рождаемости). Позитивные перемены были обеспечены, прежде всего, неуклонным подъёмом рождаемости, длящимся уже тринадцать лет. За период 1999-2012 годов ежегодное количество новорожденных граждан России увеличилось с 1 миллиона 214 тысяч до 1 миллиона 896 тысяч человек, то есть - более чем в полтора раза. В итоге уровень рождаемости превысил, наконец, показатели 1991-го, последнего советского года.
Россия стала гораздо более выгодно смотреться в мировых демографических рейтингах. По количеству детей, рождённых на одну женщину, наша страна опередила практически все страны Дальнего Востока (включая Японию, Южную Корею и Китай) и вошла в первую десятку стран Европы (оставив позади не только Германию, но также Польшу, Испанию, Италию и даже мусульманскую Боснию).
Одновременно с ростом рождаемости в России почти на 10% снизилась смертность. В августе 2009 года было зафиксировано явление, в которое прежде трудно было поверить, - впервые за пореформенное время наблюдался естественный прирост. Правда, в 2009 году в статистические скрижали был внесён единственный такой счастливый месяц, зато в 2011 году - уже два (август, сентябрь), а в 2012 году рождаемость превышала смертность на протяжении целых шести месяцев (с июня по ноябрь).
Хотя общая позитивная тенденция в российской демографии очевидна, мощный всплеск рождаемости в прошлом году вызвал дискуссии в научном сообществе. Специалисты не пришли к единому мнению: являются ли показатели 2012 года закономерной ступенью на пути национального демографического возрождения или это случайное колебание, после которого начнётся спад? Первую подсказку для ответа на этот почти судьбоносный вопрос может дать статистика за первый квартал нового, 2013 года.
Важно иметь в виду, что демографические процессы в России подвержены сезонным колебаниям. Пик рождаемости приходится на лето и осень, пик смертности - на зиму и весну. Повышенная смертность соотечественников зимой и весной отчасти объясняется сложными погодными условиями, ослаблением иммунитета и сезонным авитаминозом - на фоне чего острее протекают инфекции и учащаются сердечнососудистые кризы. Повышенная рождаемость в летне-осенний период в определённой мере коррелирует с отчётливой сезонностью свадеб (чаще всего первенец рождается примерно через год или год с небольшим после брака, а брачные союзы наиболее охотно заключаются летом). Поэтому для точности выводов уместно проводить сравнение не со среднегодовыми показателями, а только с аналогичным периодом предыдущих лет.
По сообщению Федеральной службы государственной статистики, за первый квартал 2013 года в России родилось 447 965 младенцев. По сравнению с январём-мартом 2012 года, почти на 3 700 новорожденных меньше. Однако считать эту цифру признаком начавшегося спада нельзя, так как предыдущий год был високосным, и его первый квартал был на один день длиннее. Несложно подсчитать, что в среднем за день в России рождается около пяти тысяч малышей - эту поправку надо также иметь в виду при сравнении. Таким образом, можно заключить, что реальный уровень рождаемости в наступившем году как минимум не снизился, и даже несколько вырос. Следовательно, успехи прошлого года - не случайный всплеск семейной активности, а устойчивая положительная тенденция.
Правда, абсолютно надёжные прогнозы о перспективах текущего, 2013 года, делать пока рано. Есть основания ожидать, что летне-осенний подъём рождаемости на этот раз не будет таким крутым, как год назад - в прошлом году в России заключено меньше браков. Причины такого «взаимного охлаждения» молодых россиян разнообразны.
Наиболее значимый фактор, удерживающий молодых от дороги в ЗАГС, скорее всего, имеет не демографическую и не социальную, а психологическую природу. В России бытует мнение, что браки, заключённые в високосный год, сулят дополнительные трудности. Видимо, в силу этого суеверия, во все високосные годы (2000-й, 2004-й, 2008-й, - минувший год не исключение) количество сыгранных свадеб снижается на 5-15%. Потом, как правило, затянувшееся ожидание компенсируется всплеском брачной активности. Во всяком случае, в первом квартале 2013 года браков заключено на 16,4% больше - судя по всему, такая прибавка обеспечена исполнением отложенных в високосном году брачных планов.
В целом можно прийти к заключению, что рождаемость в нашей стране продолжает держаться на достигнутом, относительно высоком для современных развитых стран уровне. Однако число потенциальных родителей, вступающих в брак, в ближайшие годы неизбежно начнёт снижаться. Ничего не поделаешь - грустным эхом будет отзываться демографический провал девяностых. Следовательно, надежда на дальнейший демографический рост может быть связана только со вторыми и третьими рождениями в уже сложившихся семьях. Поэтому меры по материальной поддержке третьих рождений, предложенные президентом России, являются чрезвычайно актуальными.
Источник:
vrns.ru Газета 1+1