2 июля в ходе совещания по реализации программы индустриализации Казахстана президент республики Нурсултан Назарбаев заявил о планах по присоединению республики к Всемирной торговой организации до конца текущего года. Кроме неясности реальных плюсов подобного шага и серьёзных угроз планам республики по созданию полноценного машиностроения с глубокой степенью локализации производства, существует ещё одна проблема: Казахстан может стать ключом для доступа Запада на российский рынок.
Дело в том, что Россия, вступая в ВТО, выторговала для себя повышенные импортные пошлины, что и стало причиной столь длительных переговоров. В целом данные пошлины позволили смягчить удар ВТО по российской экономике. Теперь же Запад пытается, надавив на Казахстан, принудить его вступить в организацию с уровнем пошлин ниже российского. Если Казахстан, к слову, ведущий переговоры с ВТО с 1993 года, пойдёт США и ЕС на уступки, то в республику будут поставляться товары, которые затем реэкспортируют в Россию, что даст существенное конкурентное преимущество Западу. Таким образом, США и ЕС путём переговоров желают создать дыру в таможенной границе РФ.
Формально Россия может защититься от реэкспорта, обложив иностранные товары дополнительной пошлиной на границе Казахстана, однако в действительности это будет означать обессмысливание Таможенного союза как единого рынка товаров, услуг и капитала. Кроме того, данный шаг потребует восстановления пунктов пропусков и возвращение таможенников на границу с РК. Также придётся решать проблему с Белоруссией, руководство которой, несомненно, потребует компенсации за ухудшение условий торговли в рамках ТС.
Для недопущения подобного сценария правительство РФ принялось помогать Казахстану в переговорах по вступлению в ВТО.
Кроме того, нет ясности, зачем это в принципе нужно республике. По всей видимости, руководство Казахстана пытается максимально расширить рынки сбыта своей продукции. Однако намерение присоединиться к ВТО может нанести непоправимый удар по создающемуся в течение последних 14 лет в республике машиностроению и обрабатывающей промышленности, которые за последние 5 лет выросли на четверть.
Также Запад в ходе переговоров потребует от Казахстана отказаться от так называемого «казахстанского содержания», проще говоря, не требовать от субъектов хозяйствования повышать степень локализации производства на территории республики. Таким образом, членство в ВТО вынудит Казахстан отказаться от тепличных условий для своей промышленности. Ребром встанет вопрос о дотациях сельскому хозяйству, которые оцениваются в сумму порядка 20 млрд долл. Казахстану потребуется убедить ВТО в необходимости столь масштабных вливаний в агропромышленный комплекс. В противном случае республика рискует оказаться без животноводства, которое не выдержит конкуренции с иностранными товарами, щедро поддерживаемыми субсидиями.
В выигрыше должны оказаться металлурги, которые смогут обойти квоты и расширить географию продаж металла. Впрочем, за рынок нужно будет вести долгие и упорные сражения, ведь солидная часть мировых металлургических мощностей в данный момент, не выдержав конкуренции, простаивает, да и рынок в целом насыщен. Нефтяной промышленности отсутствие членства Казахстана в ВТО никак не помешало успешно развиться в течение последних 20 лет.
Нет никаких гарантий того, что казахстанская продукция сможет получить свободный доступ на рынки ЕС, который до сих пор использует протекционистские меры при торговле с РФ. Также никто не гарантирует вала прямых иностранных инвестиций в экономику республики, которые, как правило, направляются в такие высокодоходные сферы экономики, как торговля и операции с недвижимостью, но не в машиностроение.
В целом же, РК оказался заложником поспешного вступления России в ВТО, которое уже вылезло боком российской экономике. Казахстан теперь рискует усугубить своё экономическое положение присоединением к Организации. Впрочем, Россия минимизировала ущерб экономикам Белоруссии и Казахстана, согласовывая с ними ставки пошлин.
Примечательно, что у генерального директора ВТО куда меньше оптимизма касательно перспектив членства в организации. Роберто Азаведо лишь надеется, что Казахстан присоединится к ВТО, но твёрдой уверенности в этом у него нет.
К слову, учитывая украинский кризис и нежелание России брать распадающуюся Украину на содержание, не исключены попытки США и ЕС отыграться за российское упорство на Казахстане, а потому нет никаких гарантий, что Казахстан вступит в ВТО к концу этого года. Уж слишком много в данном вопросе политики.
Источник:
odnako.org
ГР