Независимый австрийский писатель и публицист констатирует, что в пропагандистском аппарате США трудятся целых 27 тысяч сотрудников, которые оказывают сильное влияние на медийное освещение событий в мире. В то время как СМИ Германии зациклились на выявлении мнимых «путинских пропагандистских троллей», практически начисто замалчиваются масштабы информационного влияния Пентагона. Следует, наконец, признать, считает автор, что на прессу Германии огромное влияние оказывают специализированные трансатлантические политические сети. Ущербность такой системы ярко проявляется в ходе освещения украинского кризиса. Активно пропагандируется позиция временного правительства Украины, а мнение оппозиционных сил стало жертвой цензуры. Схема «Киев - хороший, Россия и восставшие на Востоке Украины - плохие» пронизывает красной нитью все ведущие СМИ Запада. При этом осуществляется диффамация тех (небольших) изданий, которые не хотят участвовать в этой злобной пропагандисткой кампании.
«ГР» публикует эксклюзивный перевод статьи М.Майера на тему информационной войны.
Армия политпропаганды: давление на СМИ усиливается
В мире нет ни одного правительства, которое бы не заботилась о позитивном освещении своей работы. Различие в подходах к взаимодействию со СМИ имеется лишь в конкретных методах. Одни политические режимы делают ставку на репрессии, даже не скрывая их, другие избирают деликатный путь налаживания дружеских отношений с медиамагнатами и главными редакторами изданий. Если взять пример США, то там практикуется третий путь влияния на СМИ.
Еще в 2009 г. Том Керли, глава информагентства «Ассошиэйтед Пресс», критиковал массированное давление минобороны США на журналистов. В частности, американские военные использовали репрессивные методы против неугодных репортеров с театра военных действий. И эта практика продолжается по сей день. Власти США оказывают давление на независимых журналистов посредством шпионских средств, а также уголовного преследования.
В равной степени не стоит недооценивать американское влияние на СМИ ФРГ. С одной стороны, множество «топ-редакторов» связаны различными трансатлантическими сетевыми структурами, с другой стороны, ряд медиаконцернов, например, «Springer» («Шпрингер») проводят четко проамериканскую информационную линию.
Тот, кто думает, что этим дело и ограничивается, ошибается. Женское «разбитное трио», состоящее из Ангелы Меркель, Лиз Мон и Фриды Шпрингер, означает связку высших немецких политических кругов (включая госпрограммы поддержки) с обоими медиагигантами - «Бартельсманн» и «Шпрингер», которые имеют существенное влияние на общественное мнение и формирование мировоззрения миллионов людей. Им принадлежат, в том числе, телеканал «RTL» и издание «Bild».
Хотя , скажем, правозащитная организация «Репортеры без границ» и критикует в своем отчете различные ограничения и дефициты в медийной сфере Германии, тем не менее, субстантивного анализа ситуации избегает. Поверхностно упоминаются роль спецслужб, недостаток плюрализма и сильное переплетение журналисткой работы с рекламой определенных товаров и предприятий. О переплетении же политических кругов с международными лоббистскими организациями не говорится ни слова.
Показательно, что на фоне постоянных обвинений в адрес России и Китая в ограничении свободы прессы, ухудшение неблагополучной ситуации в этой сфере в собственной стране остается незамеченным. Разумеется, в Германии положение дел может показаться лучше, чем в каких-то других странах, однако местная система базируется на иных методах, позволяющих лишать медиаландшафт реальной свободы. Там в прессе (пока) можно излагать критические точки зрения, однако, те, кто это делает, рискуют стать объектами хорошо организованной травли. Там, где не удается оказывать прямое влияние на авторов, воздействие осуществляется косвенно.
Особенности функционирования такой системы ярко проявляются в ходе освещения украинского кризиса: последовательно пропагандируется позиция временного правительства Украины, а мнение оппозиционных сил стало жертвой цензуры. Схема «Киев - хороший, Россия и восставшие на Востоке Украины - плохие» пронизывает красной нитью все ведущие СМИ. При этом осуществляется диффамация тех (небольших) изданий, которые не хотят участвовать в этой злобной пропагандисткой кампании.
Автор: Марко Майер, «CONTRA-MAGAZIN» (Австрия), 20 июня 2014 г.
Перевод: В.Калинчук специально для "
ГР"