Тревожная обстановка, сложившаяся в соседней Украине, беспокоит не только белорусское общество, но и государственную власть. Консервативно настроенные белорусы крайне негативно воспринимают любые проявления анархии, безвластия, экстремизма. «Всё, что произошло и происходит на Украине, мне категорически противно и не нравится», - заявил в комментарии СМИ по факту украинского переворота Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.
Прагматичная позиция
Тем не менее, официальный Минск изначально занял крайне прагматичную позицию, выраженную в политике невмешательства в украинский конфликт и естественном признании любых фактических изменений, происходящих у южных соседей.
Так, Республика Беларусь не осуждает действия России в Крыму, но и не подвергает сомнению легитимность временного правительства Украины, пришедшего к власти вследствие революционных событий в Киеве. В Минске обоснованно считают, что обе ситуации узаконены поддержкой местного населения и отнюдь не являются беспрецедентными не только в международных отношениях на постсоветском пространстве, но и в мировой практике в целом. Таким образом, поддержав позицию России при голосовании в ООН по «крымскому вопросу», руководство Беларуси сделало всё возможное для налаживания добрососедских отношений с новой украинской властью.
Товарооборот Беларуси и Украины по итогам 2013 года составил около 7 млрд долларов США с положительным внешнеэкономическим сальдо в 3 млрд для белорусской стороны. Но не только вопросы экономики лежат в основе белорусской политики в Украине. Беларусь была изначально заинтересована в определённости геополитического выбора украинских партнёров, стабильности и предсказуемости развития соседнего государства. При этом, естественно, предполагалось, что наиболее качественным решением будет приобщение братской Украины к белорусско-российским интеграционным инициативам, процессам евразийской интеграции. В то же время, белорусское руководство занимало достаточно мягкую, в сравнении с российскими союзниками, позицию в отношении внешнеполитического курса украинской «евроинтеграции». В публичных выступлениях Александр Лукашенко неоднократно констатировал, что «несмотря ни на что, мы обречены на сотрудничество». Подобная достаточно спокойная позиция белорусского лидера, обычно резко негативно воспринимающего любые планы дальнейшего расширения западного мира, объясняется пониманием глубины проблем украинского общества и опасности малейшей дестабилизации в этой республике.
«Пояс добрососедства» как продвижение стабильности
По факту и до, и после Майдана Беларусь не вмешивалась в украинскую проблематику, опасаясь разрушить хрупкий консенсус и выражая готовность поддержать любые зачатки государственного мышления южных соседей. В эфире программы «Шустер Live», вышедшей уже после переворота и утраты юрисдикции Киева над Крымом, белорусский руководитель призывал украинские элиты и население к государственному патриотизму и национальному единству, исключению коммерческих и националистических мотивов из системы принятия решений.
По итогам встречи Александра Лукашенко с и.о. президента Украины Турчиновым, белорусская сторона и вовсе озвучила предложение о создании «пояса добрососедства» на 100 км вглубь территории Украины на всём протяжении белорусско-украинской государственной границы. Подобные «пояса» создаются для оказания промышленной, сельскохозяйственной и иных видов помощи украинскому государству, переживающему кризисный период развития. Такая белорусская инициатива вызвана пониманием того, что эскалация насилия на Украине, особенно рост напряжённости в приграничной зоне, прямо угрожает интересам государственной безопасности Республики Беларусь. В непосредственной близости от белорусской территории расположены три объекта украинской атомной энергетики: печально известная белорусам ЧАЭС, Хмельницкая и Ровенская атомные станции.
Защита регионального спокойствия
Многолетняя деятельность олигархата, направленная на поляризацию общества путём манипулирования политическими лозунгами, привела к весьма печальным результатам, выраженным в укреплении экстремистских настроений как на Западе, так и на Юго-Востоке Украины. В ходе событий Майдана, а затем и нынешней «русской весны» незаконными радикальными формированиями были захвачены арсеналы с оружием, принадлежащие украинским силовым структурам.
Откровенно слабая политика нового правительства, основанная не на государственном расчёте, а на популизме и удовлетворении амбиций отдельных политических лидеров, чревата дальнейшим развитием протестных настроений и деградацией самой идеи суверенной украинской государственности. В таких условиях нельзя поручиться, что захваченное экстремистами оружие не «выстрелит» при попытке парализовать работу украинских АЭС ради реализации тех или иных политических требований.
Следовательно, белорусское руководство, по предварительному согласованию с украинским правительством и международными организациями, должно быть готово использовать возможности «поясов добрососедства» не только в гуманитарных вопросах, но и в целях защиты регионального спокойствия. В настоящий момент Республика Беларусь приняла меры к укреплению охраны белорусско-украинской государственной границы, однако Вооружённым Силам и правоохранительным органам целесообразно готовиться также к выполнению задач по оказанию содействия украинским коллегам в обеспечении безопасности функционирования объектов атомной энергетики. Соответственно, гражданской администрации приграничных областей - к взаимодействию с украинскими органами местной исполнительной власти в части организации совместного хозяйствования и передаче навыков государственного управления.
Источник:
odnako.org РГ